Круглый стол "Контрафактная продукция. Нарушение патентных и авторских прав"

В рамках празднования дня изобретателя и рационализатора Южно-Уральская торгово-промышленная палата провела заседание круглого стола по вопросу "Контрафактная продукция. Нарушение патентных и авторских прав".
   Что такое "контрафакция"? По французски contrefaction - подделка. Однако действительный смысл контрафакции несколько иной. Контрафакция - это намеренное, незаконное введение в коммерческий оборот объектов, нарушающих патентные, авторские права или права на товарный знак.
   Близко к этому понятию примыкает понятия "фальсификация" (от латинского falsifico - искажение или подделка) - преднамеренное введение в заблуждение потребителя путем указания ложной информации, например, неправильное указание производителя товара или указание свойств товара, фактически не присущих ему.
   Контрафактными или фальсифицированными могут быть не только пиратские копии аудио-, видеокассет и дисков, а гораздо более широкий круг продукции. На небольшой выставке, проведенной в рамках круглого стола, представлены некоторые образцы, выпущенные с нарушением исключительных прав правообладателей. Это бутылки с шампунем из Свердловской области, копирующие продукцию челябинского предприятия "Ювек" (нарушены права на товарный знак, промышленный образец, авторские права на дизайн упаковки), выпущенные в различных регионах России от Благовещенска до Хасавьюрта пачки с макаронами, на первый взгляд не отличающиеся от привычных упаковок с продукцией "Макфы" (нарушены права на ряд зарегистрированных товарных знаков, промышленные образцы, авторские права на дизайн упаковки), выпущенные на Украине журналы, полностью скопированные с журналов фирмы "Парамон Промоушн" (нарушение авторских прав) и др.
   Вопросам борьбы с контрафакцией и другими нарушениями в сфере интеллектуальной собственности уделяется много внимания на всех уровнях власти. За последние годы действительно сделано довольно много. Доработано законодательство, более четко оговорена ответственность за нарушения исключительных прав. В судах рассматривается дела, связанные с нарушением авторских и патентных прав. Несколько крупных конфликтов по вопросу нарушения прав на товарные знаки рассмотрел Антимонопольный комитет. Ряд дел по нарушению авторских и патентных прав находился и находится в производстве по линии ОБЭП.
   Но результаты опроса представителей руководства и служб экономической безопасности предприятий, проведенного специалистами Центра интеллектуальной собственности ЮУТПП, показали, что при достаточно проработанной законодательной базе и существующих механизмах действий сторон в случае возникновения конфликта, очень редко конфликт разрешается полностью. Можно привести пример с выпуском шампуня, оформление которого полностью скопировано с продукции ООО "Ювек". Представители этой организации рассказали, как они в течение двух лет они пытаются очистить рынок от фальсифицированной продукции. Но нарушители в результате всех разбирательств только слегка изменили название товара и повысили качество подделки (степень схожести).
   Более успешно решаются конфликты, связанные с нарушением прав крупных зарубежных фирм. Так, письменного уведомления компании "Проктр энд Гэмбл" было достаточно, чтобы с нашего рынка исчез стиральный порошок "Ленор", выпускавшийся в частным предпринимателем в Казахстане.
   Следует отметить, что с вступлением России в ВТО ситуация с контрафакцией только усугубится. Ожесточится конкуренция, появится еще больше подделок, а реакция пострадавших фирм, возможно, будет более суровой.
   Еще одним важным отрицательным моментом является то, что убытки несет не только тот, чьи права нарушаются, но и государство. От поддельной продукции нет поступлений в бюджет, а значит, по-прежнему не будет хватать денег пенсионерам, врачам и учителям. По некоторым данным убытки от этого в России составляют до 1 миллиарда долларов ежегодно.
   На заседании круглого стола выступили представителю ЮУТПП, Торгинспекции, Антимонопольного комитета и представители предприятий. Было задано много вопросов и высказан ряд пожеланий. Главная мысль, прозвучавшая во многих выступлениях - мало информации о подделках и контрафакции. Необходимо регулярное информирование производителей, продавцов, и, главное, потребителей.
   В заключение было проведено шуточное анкетирование руководителей и других представителей предприятий по основам патентного и авторского права. Среди нескольких ответов нужно было выбрать правильные. Результаты не очень порадовали организаторов. Например, практически все отвечавшие уверены, что патент РФ запрещает использовать запатентованное решение во всех других странах, хотя любой национальный патент действует только на территории той страны, где он выдан. Многие отнесли к числу охранных документов не только патенты, но и давно не выдающиеся авторские свидетельства и даже дипломы. Только один из отвечавших правильно отметил, что авторские права возникают не с момента регистрации или патентования, а с момента создания произведения.
   Подводя итоги круглого стола, можно сказать следующее. На заседании был поднят очень важный и больной вопрос. Необходимо обучение на всех уровнях и во всех структурах. Нужно регулярно освещать вопросы нарушений прав и борьбы с этими нарушениями в СМИ и в каком-то специализированном выпуске. Целесообразно создать "горячую линию", по которой потребители могли бы сообщать о фактах фальсификации и подделок. А в целом необходимо консолидировать усилия всех заинтересованных служб: торговой инспекции, антимонопольного комитета, УВД, таможенников, служб, занятых защитой прав потребителей, и др., в том числе и Торгово-промышленной палаты.

Дата публикации: 30.06.2003

Организация:  ТПП Южно-Уральская торгово-промышленная палата
Телефон:  (3512) 66-18-16
Факс:  (3512) 66-52-23
Адрес:  РФ, 454000, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Васенко, д. 63
E-mail:  mail@tpp.chelreg.ru
Web-сайт:  tpp.chelreg.ru
Вх. №:  2116/03

Возврат к списку







Новости членов палаты
  • Профсоюзные лидеры встретились с руководством компании

    8 июня на территории клуб-отеля «Лазурный берег» состоялась встреча генерального директора АЗ «УРАЛ» Павла Яковлева с профсоюзными лидерами подразделений предприятия. Темой разговора стали итоги работы завода в первом полугодии, планы и перспективы на ближайшее время.

    87
  • «Байкал-Сервис» скидками поддерживает крымское направление

    Акция «Везем в Крым!», запущенная транспортной компанией в январе 2020 года, действует уже без малого полтора года и пользуется большой популярностью у производителей и торговых сетей.

    84
  • «Урал» покоряет Сибирь

    Автомобили «Урал» принимают участие в выставках и отправляются в автопробег по всей территории Сибири.

    90