The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Сертификация компании на базе ИСО 9001: вынужденная необходимость после вступления России в ВТО?

На вопросы нашего корреспондента отвечает директор российско-германской консалтинговой компании "ООО Хенш Развитие Качества", внешний аудитор по системам менеджмента качества "Deutsche Gesellschaft fur Qualitat" Штефан Хенш.

Вопрос: В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) отечественные производители стараются ориентироваться не столько на российские знаки качества, сколько на международные. Чтобы стать конкурентноспособным поставщиком с точки зрения норм стран ЕС, производителям необходимо подтвердить не только качество продукции, но и качество управления компанией - то есть, сертифицировать систему менеджмента качества в одном из аккредитированных международных сертифицирующих органов. В связи с этим всё большую популярность среди российских компаний приобретают сертификаты ИСО 9001. Что такое сертификация системы менеджмента качества на базе ИСО 9001? Как процесс сертификации связан с вступлением России в ВТО? Станет ли сертификация ИСО вынужденной необходимостью для наших производителей после вступления России в ВТО?

Штефан Хенш Штефан Хенш: Да, Вы правы, в настоящее время среди российских предприятий и, в частности, среди предприятий Урала, можно пронаблюдать повышенный интерес к системам менеджмента качества на базе ИСО 9001. В 2005 году мы отметили у нас в компании рост запросов на консультационные услуги по внедрению стандарта ИСО 9001 по сравнению с 2003 и 2004 годом в два раза. Мне кажется, что предприниматели понимают серъёзность положения и реагируют на предстоящее вступление в ВТО конкретными стратегическими действиями. В Европе количество сертифицируемых предприятий в настоящее время достигает 75-80 процентов, а в отделных отраслях, например автомобилестроение, 95 процентов.

Однако, я бы не назвал процесс сертификации вынужденной необходимостью. Скорее всего, это процесс сознательного преодоления барьеров торговли.Развитие международной торговли и усиление международного сотрудничества способствует увеличению товарооборота между странами. Однако зачастую при этом, требования к продукции, установленные в разных странах, различаются между собой, и поэтому становятся техническими барьерами развитию внешнеэкономических отношений. Путь к устранению этих барьеров - создание единых требований, или стандартов к продукции, признаваемых во всем мире.

Вообще, под стандартами понимают документированные соглашения, содержащие технические условия или другие четкие критерии, а также правила, директивы или описания характеристик, соблюдение которых обеспечивает, что материалы, продукты, процессы и услуги соответствуют требуемому назначению.Установление и признание единых международных стандартов способствует развитию внешнеэкономических отношений. Например, было установлено, что ширина кредитных и телефонных карточек должна составлять 0,76 мм. Это позволяет без трудностей применять данные карточки почти в любой точке земного шара.Для установления единых международных стандартов, в 1946 году, представители 25 стран собрались в Лондоне и решили учредить международную организацию, миссия которой бы заключалась в оказании помощи в разработке и распространении стандартов, направленных на развитие международного обмена товарами и услугами, а также, на развитие кооперации в сферах интеллектуального, научного, технического и экономического сотрудничества.

Созданная организация, которую назвали международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, или сокращенно, ISO - в русском произношение "ИСО"), официально начала свою работу 23 февраля 1947 г. К настоящему моменту, членами этой организации являются органы по стандартизации около 130 стран, по одному органу из каждой страны.

Основным назначением организации является гармонизация национальных стандартов различных стран. Наличие не гармонизированных между собой стандартов подобных производств в различных странах и регионах приводит к появлению технических барьеров в торговле. Отрасли, ориентированные на экспорт, давно осознали потребность в подобной гармонизации стандартов, поскольку она способствует развитию внешнеэкономических отношений. Положительные последствия гармонизации национальных стандартов заключаются в том, что их применение позволяет:

  • Получить качественную и надежную продукцию при подходящей цене;
  • Улучшить безопасность и экологичность продукции, а также сократить затраты на ее производство;
  • Улучшить совместимость между собой различных товаров и услуг;
  • Упростить конструкцию изделий для улучшения удобства их использования;
  • Уменьшить количество типов производимой продукции, и тем самым, сократить затраты производства;

Первоначально международные стандарты были направлены на обеспечение совместимости продукции, использования ее по требуемому назначению, обеспечение безопасности и снижение отрицательных последствий, наносимых окружающей среде при использовании продукции. Поэтому такие международные стандарты содержали требования к конкретным свойствам продукции. Однако впоследствии было установлено, что свойства продукции обеспечиваются, в первую очередь, процессом ее производства. Поэтому в содержание международных стандартов стали включать требования к процессу производства продукции. Однако позже было установлено, что свойства продукции зависят не только от результатов деятельности производственных подразделений, но и от других подразделений и служб компании: маркетингового, проектного, технологического, закупочного, и др.

Скажем, если маркетологи неверно определили требования потребителя к продукции, а конструкторы разработали продукцию в соответствии с неверно установленными требованиями, то даже разработка превосходной технологии и неукоснительное ее соблюдение не гарантирует, что продукция найдет своего потребителя. Поэтому внимание было перенесено на стандартизацию деятельности всей компании. То есть, при сертификации на базе ИСО 9001 требования предъявляются не к качеству продукции/услуг напрямую, а к системе управления предприятием, которая в свою очередь обеспечивает стабильное качество продукции. Результатом стала разработка в 1987 г. серии международных стандартов по управлению качеством ИСО 9000:1987. В 2000 году стандарты ИСО 9000 опять подверглись пересмотру, результатом стала разработка стандартов ИСО в версии 2000 г.

Но вернёмся к исходному вопросу: станет ли сертификация ИСО необходимостью для отечественных производителей? Я думаю, что в скором времени, и особенно после вступления России в ВТО, менеджмент качества на базе стандарта ИСО 9001 станет своеобразной инструкцией на пути к развитию и стабилизации бизнеса. Этот стандарт аккумулирует мировой опыт наиболее успешных компаний в области менеджмент качества. А зачем идти по новому пути, если есть проторенная дорога? Не скрою, есть начальные сложности адаптации стандарта в России. Но чем больше компаний в России внедряет стандарты, тем больше накапливается опыта применения инструментов менеджмент качества в российских условия.

Вот, пожалуй, вкратце и вся информация. В заключении хотелось бы отметить, что лишь те предприятия, которые рассматривают внедрения стандарта ISO 9001 как возможность оптимизировать деятельность всей компании, останутся в выигрыше. Если Вы внедряете систему менеджмента качества формально, лишь для получения сертификата, то Вы конечно же достигните цели. Но такая система менеджмента качества не сможет стать помошником в управлении. Скорее всего она станет тормозом и дополнительным грузом на Ваших плечах. О системах менеджмента качества и стандартах ISO мы будем разговаривать более подробно 23-24 марта в рамках Школы Качества в Екатеринбурге. Мы пригласили на форум практиков из России и Германии, много лет работающих со стандартами ISO 9000, и аудиторов международных сертифицирующих органов. Основным событием Школы Качества станет обширная выставка услуг сертифицирующих организаций. Программу Вы найдёте на сайте нашей компании: www.haensch-QE.ru

Штефан Хенш, Записала Ольга Хенш.


Дата публикации: 22.03.2006

Возврат к списку







Новости членов палаты