80 лет назад ЧТЗ первым в России начал массовое производство газогенераторных тракторов.
В 20-30 годах прошлого столетия парк автомобилей, самолетов, военной техники в стране быстро увеличивался, а горючего не хватало. В этих условиях Совнарком СССР принял решение о производстве тракторов с газогенераторными установками. Первыми взялись за решение проблемы энтузиасты-одиночки. В 1929 году к ним присоединился Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения.
Среди энтузиастов газогенераторов был и инженер ЧТЗ Владимир Мамин, сын известного изобретателя, одного из пионеров отечественного тракторостроения Якова Васильевича Мамина. Владимир Яковлевич возглавил экспериментальное КБ. Еще в 1936 году это бюро внедрило на ЧТЗ в производство С-60 с газогенератором конструкции С.И. Декаленкова – Д-8. На опытном заводе предприятия были изготовлены 264 таких трактора.
Наркомтяжпром поручил научному автотракторному институту (НАТИ) создание улучшенного генератора для челябинских машин. Такая установка, Г-25, была разработана. По сравнению с Д-8 она давала наиболее очищенный и охлажденный газ. В результате двигатель развивал большую мощность.
Дизельный трактор С-65 с генератором Г-25 получил обозначение СГ-65. Топливом для газогенератора служили древесные чурки. Мощность двигателя на газе составляла 60 л.с., которые позволяли трактору развивать скорость 7 км в час и тяговое усилие в 3,1 тонны.
В марте-апреле 1938 года первые СГ-65 испытывались на вывозке леса под Свердловском. Затем проводились стендовые и полевые испытания. В октябре-ноябре СГ-65 проверили в деле под Харьковом и Ростовом в сельском хозяйстве – на пахоте.
Серийный выпуск газогенераторных «Сталинцев» 65-й модели начался в 1938-м и продолжался до начала 1942 года. Всего на ЧТЗ изготовили 7 365 единиц СГ-65. Конструкция газогенератора Г-25 (НАТИ) существенно дорабатывалась челябинскими тракторостроителями. В частности, В.Я. Маминым была разработана новая газификационная камера: вместо литой – штампованная, двухфурменная. В связи со значительными преимуществами ею рекомендовали заменять литые топливники при капитальном ремонте газогенераторных машин.
Газогенераторное производство на ЧТЗ постепенно набирало обороты и расширялось. К 41-му году установки изготавливали уже в три смены. А с завода уходили целые эшелоны газогенераторных машин. Работая в разных регионах страны, они очень выручали, особенно в отдаленных таежных районах, куда топливо было доставлять трудно и дорого, а дров – сколько угодно.
Для увеличения производства столь нужных стране «газгенов» на заводе начали возводить пристрой к механосборочному корпусу с перспективой выпуска 10 тысяч машин в год. Только переехать в новый цех не успели – началась война.
В годы войны работавшие в тылу газогенераторные машины сэкономили много дефицитного топлива. Владимир Мамин разрабатывал новую установку и для послевоенного трактора С-80. Были изготовлены опытные образцы. Но положение с топливом стало меняться, газогенераторы на транспорте потеряли актуальность. Однако свою важную роль они сыграли.
(Информация предоставлена пресс-службе ЮУТПП)
-
В Челябинске запускают производство современного высокотехнологичного резьбового инструмента
Челябинская компания «РТС» одной из первых в СНГ представила линейку инструмента по формированию резьбовых соединений труб и муфт для н...
25.11.202463 -
ЧЗЭО делится опытом: операционный директор завода встретился с работающей молодёжью Южного Урала
Молодые специалисты Челябинской области, для которых производство – не пустой звук, а место реализации и неотъемлемая часть жизни, в ми...
25.11.202467 -
Спортивные и заряженные на успех: в Челябинске прошёл турнир между представителями китайской компании CHINT и ЧЗЭО
В минувший четверг, 21 ноября, Челябинск принял спортивно-энергетический турнир. На площадке Дворца спорта «Торпедо» встретились команд...
25.11.202466