The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Семимильными шагами экспорта

Производственный рост, демонстрируемый челябинским промышленным гигантом, выдвигает его в лидеры отечественной машиностроительной отрасли. Как на этом благополучном фоне обстоят дела у предприятия на международном рынке, рассказывает в интервью первый заместитель генерального директора ООО «ЧТЗ–Уралтрак», доктором экономических наук Х. МИНГАЗОВ.

 

 

– Ханиф Хайдарович, какое место занимает экспорт в производственной программе предприятия?

– Поставки на экспорт – это особая статья в работе завода. Лицо любой компании определяется не только конкурентоспособностью внутри страны, но и на мировом рынке. Особенно очевидным это становится накануне вступления России во Всемирную торговую организацию. Генеральным директором В. Платоновым ставится задача: третью часть от общего объема продукции продавать на экспорт. Сегодня эта доля составляет пока 20 процентов.

– А какова динамика продаж на внешний рынок в последние годы?

– В 2004 году экспортная выручка составляла 615 миллионов рублей. Уже в 2006 году эта цифра возросла вдвое. В текущем году запланировано реализовать нашей продукции за рубежом на сумму 1 миллиард 400 миллионов рублей.

– Что можно сказать о географии поставок?

– Примерно три четверти экспорта приходится на страны бывшего Союза. Остальная часть потребителей находится в дальнем зарубежье. Прежде всего это развивающиеся страны. Но и в восточноевропейских странах, где есть свое тракторостроение, также проявляют к нашей технике большой интерес. Польше, Чехии, Венгрии нужны четэзэвские трубоукладчики. Удачно складываются у нас дела с Индией. Неплохо зарекомендовали мы себя во Вьетнаме. В эту страну ЧТЗ поставил много машин. К нам там очень хорошо относятся. Свидетельством тому служит то, что знамя ЧТЗ украшает высшая награда Вьетнама. Молодая республика сейчас ведет интенсивное строительство дорог. Надеемся, что наша техника будет востребована на многочисленных объектах дружественного южноазиатского государства.

– Как сотрудничаем с нашими ближайшими соседями?

– Из стран СНГ больше всех нашу технику закупают Казахстан, Украина и Беларусь. Уместно отметить: с бывшими союзными республиками произошли интересные метаморфозы. Получив самостоятельность, многие испытали эйфорию и рассчитывали, что самостийные экономики пойдут семимильными шагами. Естественно, этого не произошло. Отказавшись от проверенных десятилетиями связей, национальные республики стали закупать машины западных фирм. Но забыли учесть, что эта техника в несколько раз дороже, чем наша. Машины ведущих мировых производителей требуют соответствующего обслуживания, дорогостоящих масел. К эксплуатации сложной современной техники наши соседи оказались не готовы. Особенно это касается стран Средней Азии, где тракторы стали ломаться и простаивать. Получив горький опыт, компании ближнего зарубежья вновь обратили свой взор в сторону российских производителей, в частности, на ЧТЗ. 

– Южноуральские тракторы хорошо зарекомендовали себя в Туркмении. Смена лидера в этой стране не пошатнет крепкие позиции предприятия в центральноазиатской стране?

– Новый президент Курбанкули Бердымухаммедов заявил, что будет соблюдать все ранее заключенные договоренности. Так или иначе, все определит экономика. Туркмения – страна, богатая энергоресурсами. Ей необходимо разрабатывать новые источники нефти и газа. Поэтому техника ЧТЗ для туркменской экономики была и будет нужна.

– Каковы успехи в кооперации с нижнетагильским «Уралвагонзаводом» по экспорту военной техники?

– Наши двигатели ставятся на танки, выпускаемые «Уралвагонзаводом». Уральская бронетанковая техника популярна в странах Африки и Азии. Наиболее тесное сотрудничество налажено с Индией и Алжиром. Достаточно сказать, что наш моторный завод в 2006-м увеличил производство двигателей  в четыре раза по сравнению с позапрошлым годом.

– Какие изменения, на ваш взгляд, должны произойти во внешнеторговой деятельности предприятия?

– Необходимо работать над качеством экспортных машин.

За рубеж нужно поставлять такую технику, чтобы неквалифицированный человек, севший за управление, если бы даже и захотел, не смог ничего сломать. Нужно активнее помогать нашим партнерам в подготовке и обучении специалистов, обслуживающего персонала. Мы должны как можно быстрее создать сеть сервисных центров в странах нашего присутствия.

На примере дилера в Польше видно, что на сервисе компания зарабатывает больше, чем на покупке и продаже техники. Сервисное обслуживание – это наша столбовая дорога.

Нельзя забывать и о текущих вопросах, в частности, о своевременном обеспечении наших партнеров запасными частями. В некоторых странах техника ЧТЗ работает круглые сутки. Вполне естественно, что в таких условиях быстро вырабатывается ресурс.

– К 75-летию ЧТЗ подходит с программой расширения гаммы продукции, где значительную долю займут колесные погрузчики. Насколько это оправданно с точки зрения конъюнктуры мирового рынка?

– Недавно я был в командировке в Объединенных Арабских Эмиратах. Из окна отеля, что на окраине Дубаи, открывалась панорама на многочисленные городские стройки, где насчитал до 80 единиц техники. Из них было только 3 бульдозера и 12 экскаваторов. Зато колесных погрузчиков – масса. Это мировая практика. Колесная техника более соответствует экологическим нормам, к тому же она намного мобильнее гусеничной. Гамму машин мы будем расширять за счет колесной базы. Но это не означает, что мы перестанем работать над совершенствованием тракторной техники.

– В конкурентной борьбе прибегает ли ЧТЗ к демпингу?

– Мы используем все цивилизованные методы для продвижения нашей продукции, при этом ориентируемся на цены, установленные на российском рынке. На международном торговом пространстве не принято менять цены в течение года, и наша политика подчинена этому правилу. В мире закупки принято проводить на основе тендеров. Если мы участвуем в тендере с Комацу и Катерпиллером, то, понятно, ни о каком демпинге речи быть не может. Наша техника и так намного дешевле, чем у этих производителей. С другой стороны, мы не можем торговать без оглядки на цены того же Чебоксарского агрегатного завода. А если обратиться к опыту Поднебесной, то внутри страны машины-одноклассники китайского производства стоят дороже, чем наши, однако на международном рынке они дешевле.

– Насколько атрибуты комфорта рабочего места водителя на машинах ЧТЗ соответствуют мировым стандартам?

– Мы работаем под заказ. Если клиент просит, устанавливаем все что угодно – от аудиосистемы до кондиционера. Это не проблема. Но количество опций сказывается на цене. Что касается производства машин для российских потребителей, то мы бы и рады были оснащать их атрибутами комфорта, но заказы-то делает не эксплуатационник, а Москва, которая его контролирует. А ей все равно, в каких условиях работает водитель на болоте или в тайге, лишь бы техника была дешевле.

– Расскажите о подразделении, занимающемся экспортными поставками…

– Весь экспорт находится в ведении внешнеторговой фирмы (ВТФ). Ее работа контролируется мной и лично Валерием Михайловичем Платоновым. Возглавляет ВТФ Владимир Оттович Клейн. Он далеко не новичок во внешней торговле. Владеет немецким и английским языками, что немаловажно при ведении переговоров с зарубежными партнерами. В фирме подобрались молодые, творческие, высококвалифицированные специалисты. Особо отмечу работу Алексея и Александра Сергеевых, Алексея Голенищева, Вадима Ощепкова. Перед ВТФ ставятся очень серьезные задачи. И надо сказать, менеджеры фирмы вполне успешно справляются с ними. Коммерсанты ЧТЗ в последние годы прошли серьезный экзамен: они обеспечили резкое увеличение продаж продукции предприятия.

 

                                                                                                               Юрий БОГАТЫРЕВ.

454007, г. Челябинск, пр. Ленина, 3.

Тел./факс (351) 772-95-83.

E-mail: [email protected]

Web-site: http//chtz.chelyabinsk.ru

 

 

 

 







Новости членов палаты