The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Инвестиции Челябинской области: до и после

      В настоящее время инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала как страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается  на деятельности предприятий, ведет к увеличению валового национального продукта, созданию рабочих мест, повышает активность страны на внешнем рынке. На региональном уровне возможности привлечения инвестиций определяются инвестиционной привлекательностью региональной экономики.

 

    

Первостепенное значение приобретает законодательное обеспечение мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности субъектов РФ. Совершенствование законодательной базы по стимулированию инвестиционной деятельности было и остается основополагающим направлением инвестиционной политики в Челябинской области.

      В целях повышения инвестиционной привлекательности региона в 2003 г. Законодательным собранием принят Закон Челябинской области «О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области», который установил принципы, формы и условия предоставления господдержки инвесторов.

Согласно данному закону ежегодно:

— проводится конкурс на «Лучший инвестиционный проект Челябинской области»;

— субъектам инвестиционной деятельности возмещается часть затрат на оплату процентов по кредитам коммерческих банков;

— издается каталог инвестиционных проектов;

— проводятся инвестиционные форумы;

— осуществляется административное сопровождение проектов.

      В области в последние годы значительно увеличились как инвестиции в основной капитал, так и иностранные инвестиции.

      В 2001–2008 гг. инвестиции в основной капитал возросли с 30,3 до 178,4 млрд рублей (рост в 5,9 раза), (рис.1), составили почти 47,5 тысячи рублей на человека и увеличились на 12 % к уровню 2007 года.

     С 2001 г. в региональную экономику инвестировано свыше 450 млрд рублей, и эти капиталовложения дают реальную отдачу. Основным источником инвестиций по-прежнему остаются собственные средства предприятий области.

     Наиболее значимые проекты в 2008 г. осуществляли такие предприятия, как ММК, ЧМК, Ашинский металлургический завод, Кыштымский медеэлектролитный завод, Челябинский трубопрокатный завод, комбинат «Магнезит», ЗАО «Карабашмедь», Челябинский цинковый завод, Магнитогорский цементно-огнеупорный завод, ЗАО «Уралбройлер», и др.

     В то же время постоянно увеличивается объем иностранных инвестиций в экономику региона. За 7 лет иностранные инвестиции увеличились с 767,1 млн долл. до 3166,6 млн долларов США (в 4 раза), (рис. 2). Причем прямые инвестиции в 2007 году составили 394,3 млн долларов, а в 2008 г. — около 1,9 млрд долларов. Это лучший показатель среди субъектов РФ «Большой Урал» и второй по Российской Федерации.

     Рейтинговым агентством Moody,s Interfax в декабре 2008 г. области подтвержден долгосрочный кредитный рейтинг Аа1.ru. На территорию реги-она за последнее время пришли крупные иностранные инвесторы «Карбо Керамикс» (США), «Омия» (Австрия), корпорация «Фортум» (Финляндия), «Рексам» (Англия), «Хенкель Баутехник» (Германия), «Кнауф» (Германия), группы «Кремль» (Швеция), торговая сеть «Метро Кэш энд Керри» и др.

     В целях создания условий для дальнейшего развития сферы туризма в области в апреле 2008 г. Законодательным собранием принят Закон «О стимулировании туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области». Настоящий закон определяет формы государственной поддержки туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области, в том числе предусматривает предоставление налоговых льгот субъектам туристско-рекреационной деятельности и оказание им помощи в создании и развитии инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры. Принятие закона способствует формированию позитивного образа Южного Урала как региона, привлекательного для туризма и отдыха. В настоящее время действует около 20 горнолыжных центров, четыре из которых («Завьялиха», «Абзаково», «Аджигардак», «Металлург — Магнитогорск») имеют международный сертификат соответствия.

       В августе 2008 г. ЗСО Челябинской области утверждена скорректированная Стратегия социально-экономического развития области до 2020 года. Стратегия разрабатывалась исходя из того потенциала, который имеется на территории области с точки зрения природных и человеческих ресурсов, географического положения, с точки зрения сильных и слабых сторон по сравнению с регионами, с которыми область конкурирует за инвестиции. В ней существенное место уделено развитию инвестиционной деятельности и привлечению капитала в экономику области.

      В то же время необходимо отметить, что затронувший Россию мировой финансово-экономический кризис не мог не сказаться на инвестиционной активности в области. Изменившаяся экономическая ситуация внесла свои коррективы в инвестиционный процесс региона. Резко увеличены предполагаемые сроки выполнения или объявлены по замораживанию большого количества инвестиционных проектов. Предприятия вынуждены пересматривать свои планы развития, приостанавливать новые проекты. Поэтому и бизнес, и власть заинтересованы в совместной реализации комплекса мер по стабилизации экономики для дальнейшего развития региона.

      ЗСО были рассмотрены и поддержаны программы антикризисных мер, утвержденные правительством области в октябре и декабре 2008 г., в целях поддержания реального сектора экономики: промышленности, строительства, сельского хозяйства, малого бизнеса, ипотеки. Комитетами Законодательного собрания ведется постоянный контроль за их исполнением и мониторинг финансово-экономической ситуации в Челябинской области.

       Для поддержки реального сектора экономики оперативно внесены и приняты изменения в бюджет, предусматривающие выделение ассигнований в размере 2 млрд рублей, и предприятия уже получили господдержку в виде возмещения затрат на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, в том числе оказана точечная поддержка предприятиям: крупного и среднего бизнеса — 200 млн руб. (65 предприятий); малого бизнеса — 20 млн руб. (94 субъекта малого предпринимательства); легкой промышленности — 10 млн руб. (5 предприятий); сельского хозяйства — 233 млн руб.

      Приняты решения по точечной поддержке в первую очередь градо-образующих предприятий, в городах с моноэкономикой, таким как ашинские металлургический и химический заводы, Бакальское рудоуправление, Златоустовский машиностроительный завод, «Магнезит» г. Сатка, Кыштымский радиозавод, Катав-Ивановский мехзавод, копейский завод «Пластмасс» и др.

       Для реальной поддержки строителей, предприятий стройиндустрии и повышения внутреннего спроса правительство Челябинской области приняло решение не замораживать крупные инфраструктурные проекты на сумму 8,8 млрд рублей. Особо значимые объекты: кардиоцентр, хирургический корпус областной детской больницы, центры позитронно-эмиссионной томографии в Челябинске и Магнитогорске и ряд других.

      В рамках поддержки ипотечного кредитования и строительства жилья направлено 1,4 млрд руб., на выкуп 59 тыс. кв.м для переселения граждан из аварийного жилья направлено 1,8 млрд руб. Уставный капитал Южно-Уральской корпорации по жилищному строительству и ипотеке превысил 2,6 млрд руб. Согласно плану крупным промышленным предприятиям области предоставлены кредиты почти на 30 млрд рублей.

       Принят еще ряд неотложных мер по снижению негативного влияния на экономику области. Все эти меры актуальны и носят прежде всего антикризисный характер, но уже необходимо подумать над тем, какие усилия можно предпринять в будущем. В этой связи одним из возможных путей посткризисного восстановления экономики является развитие частно-государственного партнерства (ЧГП). Так, председатель Правительства РФ В.В. Путин 11 февраля 2009 г. на заседании совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики отмечал, что во время восстановления и будущего устойчивого роста отечественной промышленности «...нельзя рассчитывать только на бюджетные средства. Нужно стимулировать бизнес к увеличению инвестиций в инновационное развитие — как самостоятельно, так и в рамках ЧГП. Хотя, конечно, мы все это понимаем сегодня: организацияЧГП — непростая задача. Имею в виду трудности, с которыми сталкиваются наши компании. Тем не менее думать об этом нужно, и перспективные разработки здесь есть, перспективные в том числе с точки зрения бизнес-составляющей.

      В условиях кризиса у проектов ЧГП есть целый ряд преимуществ, в том числе стимулирование спроса как дополнительная возможность для стабилизации ситуации в экономике, снятие остроты проблемы недоверия участников рынка, которое способно усугубить кризисную ситуацию, снижение остроты проблемы нехватки ликвидности у компаний-инвесторов за счет использования двух источников финансирования (частные и бюджетные средства), возможность привлекать в проект долгосрочные средства, что особенно важно в условиях уже начавшегося сокращения сроков заимствований на финансовом рынке. Еще одним немаловажным последствием реализации проектов ЧГП станет готовность российской инфраструктуры к новому перспективному вызову — экономическому росту после завершения кризиса.

       Работа ЗСО по формированию нормативной базы ЧГП началась в июне 2008 г. на совместном заседании комитета по собственности Государственной думы РФ и комитета по экономической политике Законодательного собрания на тему «Государственно-частное партнерство: опыт и перспективы». На заседании при участии специалистов из Германии был обсужден ряд вопросов законодательного обеспечения государственно-частного партнерства с учетом накопленного зарубежного опыта и перспектив внедрения в России.

       В связи с возросшей актуальностью этой проблемы в настоящее время Законодательное собрание Челябинской области прорабатывает вопрос о вхождении в совместную с комитетом Государственной думы по собственности рабочую группу по разработке модельного проекта закона субъекта РФ «О государственно-частных партнерствах», в котором будут четко прописаны меры законодательного характера, способствующие активизации государственно-частного партнерства на региональном уровне.

       В области уже имеется ряд положительных примеров конструктивного сотрудничества органов государственного и муниципального управления и бизнес-сообщества («Урал Промышленный — Урал Полярный», Венчурный фонд, комплексное освоение территории «Солнечная долина» и «Город-сад», горнолыжный центр «Солнечная долина» и др.).

      Сложившаяся ситуация во многих инфраструктурных и социальных сферах сейчас очень напряженная. Основная задача органов власти и бизнес-сообщества в нынешней ситуации — не допустить резкого снижения объемов инвестиций и создать предпосылки для улучшения инвестиционного климата в будущем. В этих условиях одним из наиболее перспективных форм реализации крупных инновационных и инвестиционных проектов становится ЧГП.







Новости членов палаты