The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Бизнес-вестник № 3(107) июнь-июль 2017
Первые русские торговые палаты

Публикуем продолжение исторического очерка о развитии системы российских торгово-промышленных палат. 

tpp.jpg

Первая в мире торговая палата была создана в 1599 году в Марселе, когда городское собрание поручило четырем купцам организовать припортовую торговлю и обеспечить таможенный сбор с кораблей, прибывающих из стран Средиземноморья. С тех пор начался интенсивный рост числа торговых палат по всему миру. К началу XX века их насчитывалось уже более 4 тысяч. Только Российская империя к тому времени не располагала этой формой объединения предпринимателей.
Начало первого этапа (1900–1917 гг.) связано с образованием первых русских торговых палат за рубежом (Франция, Египет, Швейцария, Китай). Создание таких палат диктовалось объективной потребностью влияния России на международную торговлю и увеличение экспортного потенциала страны за счет имеющихся продовольственных и природных ресурсов. С этой же целью правительство стимулировало создание совместных (бинациональных) торговых палат с участием предпринимателей наиболее экономически развитых стран (Франция, Англия, Бельгия, Италия, Северо-Американские Соединенные Штаты (ныне — США), что обусловливалось потребностью российской экономики в современном технологическом оборудовании, направлении иностранных инвестиций в дорожное строительство, кораблестроение, производство вооружения, металлургическую деятельность и т. д. И, наконец, в этот же период начал формироваться институт представительства интересов предпринимательства в форме торговых палат, но уже без участия иностранцев. Так были созданы Российская экспортная палата (1910), Всероссийская сельскохозяйственная палата (1913) и Российская импортная палата (1914). Таким образом, в Российской империи торговые палаты были ориентированы, прежде всего, на внешнеэкономическую деятельность.
Как уже было сказано, сам прорыв произошел в 1900 году, когда министр финансов Сергей Юльевич Витте распорядился создать Русскую торговую палату при посольстве в Париже, которая действовала практически до 1924 года. Второй, созданной С.Ю. Витте, была Русская торговая палата в Александ-рии, устав которой одобрили в 1903 году.
Интерес к созданию русских торговых палат возник и за рубежом. Так, уже 18 мая 1903 года российская «Торгово-промышленная газета» извещала своих читателей о том, что при Ливерпульской торговой палате создан Русский отдел.
В том же году С.Ю. Витте инициировал начало дискуссий о необходимости создания территориальных торгово-промышленных палат на всей территории России. В ноябре 1903 года такое совещание 150 представителей биржевых комитетов, комитетов торговли мануфактур, купеческих управ и представителей мануфактурных и коммерческих советов состоялось в министерстве финансов. Обсуждался вопрос их реформирования. Там же впервые прозвучала мысль о необходимости освободить биржевые комитеты и другие организации от несвойственных им представительских функций и наделить эти-
ми правами торгово-промышлен-ные палаты, которые надлежало создать на всей территории России. Биржевые комитеты с самого начала воспротивились самой идее образования территориальных торгово-промышленных палат, но остановить этот процесс полностью они уже не могли. Откликом на это совещание стало буквально взрывное образование различных инициативных групп по созданию торговых палат. Не все из них получили регистрацию, но для исторической достоверности следует указать на всех их.
Процесс создания дореволюционных русских торговых палат получил три основных направления своего развития: 1) образование русских палат за границей; 2) образование бинациональных (смешанных) торговых палат и 3) образование отечественных торговых палат.
Создание русских торговых палат за границей ограничилось восемью такими событиями. Наряду с созданными по инициативе С.Ю. Витте Русской торговой палатой в Париже в 1900 году и Русской торговой палатой в Александрии в 1903 году начался процесс создания русских палат и в других странах.
Так, в период с 1906 по 1913 год шла интенсивная переписка о создании Русской торговой палаты в Берлине, но ее учреждение не состоялось ввиду отсутствия необходимого количества русских коммерсантов в Германии. Ограничились тем, что в 1913 году в Берлине учредили германское общество для изучения России.
В 1908 году был создан Русский отдел при Лондонской торговой палате. Его задачей была поддержка британских коммерсантов в торговле с Россией.
Совет Съездов горнопромышленников Юга России 4 февраля 1910 года предложил послу России в Константинополе Н.В. Чарыкину создать Русскую торговую палату в Константинополе. Обсуждение проекта закончилось тем, что в Константинополе при посольстве был создан Торговый комитет как первый шаг к созданию будущей торговой палаты.
В 1915 году английские граждане создали Русскую торговую палату в Лондоне, которая продолжала свою деятельность более года. Однако она не получила поддержки у английских властей и вскоре была закрыта.
В 1917 году была создана Русская торговая палата в Шанхае, которая действовала до 1935 года. Палата создавалась как центр поддержки торговых связей между Российской империей и Китаем, но фактически стала центром русских эмигрантов после большевистского переворота в России.
В том же 1917 году Временным правительством была поддержана идея создания Русской торговой палаты в Швейцарии, деятельность которой продолжалась до 1920 года. Однако и она стала в своей большей части центром объединения эмигрантов.
Вопрос образования российских бинациональных (смешанных) палат шел не менее интенсивно. До революции 1917 года было создано восемь таких торговых палат. В 1908 году в Петербурге состоялось учредительное собрание Русско-английской торговой палаты (1908–1917). В том же году была создана Славянская торговая палата (1908–1917).
В 1909 году была учреждена Русско-Бельгийская торговая палата (1909–1918), осуществилась не-
удачная попытка создания Русско-Японской торговой палаты (в образовании палаты было отказано), вместо которой в 1911 году было создано Русско-Японское культурное общество, а позднее, в 1915 году, — Торгово-справочное бюро.
18 февраля 1911 года был утвержден устав Русско-Французской торговой палаты в Санкт-Петербурге. В 1909 году итальянский посол Мелегари предложил учредить Русско-итальянскую торговую палату (1911–1917), но ее открытие состоялось только в 1911 году в Петербурге. В том же 1911 году состоялось открытие Итало-Русской торговой палаты в Риме.
В 1913 году открылась Русско-Американская торговая палата в Москве (1913—1924) для содействия притоку американских капиталов в Россию и развития русско-американской торговли.
В 1915 году была предпринята попытка создания Шведско-Русской торговой палаты в Петрограде, но данная инициатива ограничилась созданием Шведского комитета торговли в Петрограде.
В 1916 году в Лондоне учредили Русско-Британскую торговую палату, которую в 1924 году переучредили и нацелили на поддержку торговых отношений с советской властью. В том же 1916 году была создана Американо-Русская торговая палата в Нью-Йорке, целью которой являлось прежде всего привлечение инвестиций в экономику России.
В 1917 году поступило предложение о создании Русско-Чехословацкой торговой палаты в Петрограде, однако 19 сентября 1917 года Временное правительство Российской республики отклонило указанное предложение ввиду его нецелесообразности.
Более сложно решался вопрос создания отечественных торговых палат. Еще в 1904 году, сразу после совещания с биржевыми комитетами, которое проходило в министерстве финансов в конце 1903 года и на котором была озвучена необходимость создания отечественных торгово-промышленных палат, Городская дума Петербурга создала комиссию и специальным постановлением приняла решение в установленном порядке создать «Петербургскую торговую палату имени Петра Великого». Следом за Петербургом подобное постановление «О создании Торговой палаты» приняла и Городская дума Киева. Однако, как и в случае с Петроградской торговой палатой, был получен отказ, так как у правительства не было тогда «установленного порядка» учреждения подобных организаций.
В январе 1910 года была создана Российская экспортная палата (1910–1918), в управлении которой встали члены Государственного совета и представители ведущих министерств правительства Российской империи. Российская экспортная палата по существу стала самой мощной и авторитетной общественной силой, обеспечивающей относительное самоуправление российских предпринимателей и много успевшая сделать в области внешней торговли. Не случайно ее опыт позже был востребован советскими торговыми палатами.
24 февраля 1911 года Сенат Финляндии обратился в правительство Российской империи с прошением утвердить положение о торговых палатах Финляндии. В рамках данного проекта предполагалось создать торговые палаты в Гельсингфорсе, Або, Выборге, Таммерфорсе и Николайстаде. Кроме того, была запроектирована особая центральная торговая палата в Гельсингфорсе, образуемая из делегатов городских торговых палат. На просьбу финляндского сената поступил отказ с высказанным письменно опасением, что указанные выборные учреждения «не будут ограничиваться сферой своих профессиональных интересов, а будут выступать по различным поводам с заявлениями общеполитического характера…»
Между тем постепенно стала складываться в России даже некоторая мода на создание объединений предпринимателей в форме торговых палат, и она стала распространяться на отдельные отрасли. Так, в 1912 году правительство утвердило устав Всероссийской сельскохозяйственной палаты (1912–1917). Эта палата была уникальна тем, что при ее активном участии начали разрабатываться и внедряться в сельское хозяйство механизированные технологии, создаваться машинно-тракторные станции (МТС), которые позже стали центрами советской сельскохозяйственной индустрии.
В 1916 году инициативная группа зарегистрировала Импортную торговую палату (1916–1918). Как заверяли ее участники, палата создавалась с целью поддержки процесса импортозамещения и необходимости тщательного отбора тех товаров, которые следовало бы закупать на иностранных рынках.
В 1917 году поступило предложение о создании Всероссийской экономической палаты, которая, по идее авторов, должна была озаботиться индустриальным развитием страны, но времени на рассмотрение этого проекта уже не оставалось. В октябре грянул большевистский переворот, и все идеи развития частного предпринимательства потеряли почву.
Большинство перечисленных выше торговых палат периода 1900–1917 годов были нацелены в первую очередь на развитие внешней торговли. Все они защищали интересы российских предпринимателей за пределами страны и как могли содействовали экономическому сближению России с другими государствами. Стране необходимы были институты, способствующие экономическому развитию регионов России.

Первый закон о региональных торгово-промышленных палатах

Начиная с 1903 года и вплоть до революций 1917 года российские биржевые комитеты, купеческие управы и мануфактурные советы с завидной настойчивостью противодействовали проектам министерства финансов, а затем министерства торговли и промышленности Российской империи в создании торгово-промышленных палат (ТПП) на территории России, не желая передавать им свои представительные функции новой организации. Дискуссии о необходимости создания ТПП в России затянулись на 
14 лет. Причина столь сложного процесса усвоения преимуществ института региональных ТПП, принятых во многих странах мира, их внедрения в российскую действительность кроется в нежелании биржевых комитетов потерять свою привилегию в части обладания правом представлять интересы торговли и промышленности в органах власти.
Безусловно, никто не предполагал, что к власти придут большевики с их полным неприятием частной собственности. Отвергнув царизм, общество морально было готово к строительству буржуазной респуб-лики. И так бы оно и было, если бы не пресловутые «немецкие пломбированные вагоны» и десант революционеров с деньгами.
О том, что никто всерьез не предполагал, что наступит «большевистская стужа», свидетельствует и тот факт, что первую свою легальную конференцию в России большевики провели в апреле 1917 года в Москве, в здании Московской биржи на Ильинке, 6, в том самом зале, где сегодня размещается Конгресс-центр Торгово-промышленной палаты России.
Московский биржевой комитет был оригинален не только в отношениях с большевиками. Он напрочь рассорился со своими коллегами — другими биржевыми комитетами и, пожалуй, единственный, кто всерьез создал свой вариант законопроекта о торгово-промышленных палатах в России. Московский биржевой комитет изучил работу зарубежных палат и настойчиво, на протяжении 1911–1917 годов, продвигал идею введения закона о ТПП в Государственной Думе Российской империи. Сделать это при царской власти не удалось. А когда пришло Временное правительство, то бывшему заместителю председателя Московского биржевого комитета Александру Ивановичу Коновалову повезло войти в его состав, став сначала министром торговли и промышленности, а потом заместителем председателя, и этот законопроект был принят.
Закон «Об учреждении торгово-промышленных палат» 6 октября 1917 года, принятый Временным правительством, объявлял возможность создания ТПП в каждой губернии России. Закон соответствовал требованиям континентальной модели палат, принятой в Германии и Австрии; он предусматривал обязательное членство всех хозяйствующих субъектов, четко отведенную территорию деятельности в пределах одной губернии, а также обязательства по исполнению государственных функций, переданных им органами государственной власти. Каждый зарегистрированный в России хозяйствующий субъект обязан был платить в качестве членского взноса 4 процента годовых от суммы начисленного налога.
Как мы уже сказали, вступление в действие закона о торгово-промышленных палатах осложнилось Октябрьским переворотом большевиков.

Торгово-промышленные палаты на территории белого движения (1918–1921)

Павел Бурышкин в своих воспоминаниях «Москва купеческая» писал: «…Закон о торговых палатах был принят Временным правительством лишь в 1917 году и вовсе не вошел в жизнь». Но, как оказалось, некоторые палаты успели создать, и они действовали на территории России, проявляя при этом удивительную активность и самостоятельность.
О необходимости создания ТПП на территории России было заявлено уже 7 сентября 1918 года в Уфе на съезде представителей торговли, промышленности и сельского хозяйства Сибири и Зауралья. На этом же съезде был принят проект нормального (типового) устава временной ТПП. 6 декабря 1918 года Совет съездов направил письмо с проектом Временного положения об обложении лиц, занятых в торговле и промышленности.
28 марта 1919 года Совет министров при Верховном правителе Колчаке издал специальное постановление «О Временных торгово-промышленных палатах», которым утвердил «Правила учреждения временных торгово-промышленных палат», в основе которых был закон Временного правительства от 
6 октября 1917 года.
Однако к тому времени уже были открыты несколько палат. Из книги «Каппель и каппелевцы» выяснилось, что первая такая палата была создана уже в 1918 году. 25 июня на совещании представителей, где обсуждался вопрос о финансовой помощи КОМУЧу, присутствовали представители Самарской торгово-промышленной палаты. Поддержка палатой нового правительства продолжилась и позже. Но уже 7 октября 1918 года Красная армия вошла в Самару, и Самарская ТПП прекратила свое существование, не успев согласовать свой устав в правительстве республики.
Участие чехословацкого корпуса в Гражданской войне косвенным образом повлияло и на развитие института торгово-промышленных палат в России. 21 декабря 1918 года состоялось собрание учредителей Русско-Чехословацкой торгово-промышленной палаты Уральского края в Екатеринбурге, которое избрало временный президиум, а 6 января 1919 года в Екатеринбурге состоялось Чрезвычайное общее собрание членов Русско-Чехословацкой торгово-промышленной палаты Уральского края, на котором были выбраны президиум, совет, ревизионная комиссия, рассмотрена и утверждена смета на 1919 год. В состав президиума вошли: В.К. Павловский — пред-
седатель, В.И. Комарек и Н.Н. Ипатьев — товарищи председателя, Ф.М. Гольберг — казначей, секретарем — В.В. Чех. В июле 1919 года в Екатеринбург вошла Красная армия.
28 марта 1919 года Совет министров при Верховном правителе Колчаке издал специальное постановление «О Временных торгово-промышленных палатах» и утвердил «Правила учреждения временных торгово-промышленных палат», в основе которых был закон Временного правительства от 6 октября 1917 года. Согласно прилагаемому к постановлению спис-ку, на территории белого движения должны были создать 18 ТПП. Но в связи с наступлением Красной армии успели создать дополнительно к действующим еще только семь ТПП: Челябинскую ТПП (январь — июль 1919), Пермскую ТПП 
(май — июль 1919), Благовещенскую ТПП (май 1919 — февраль 1922), Семипалатинскую ТПП 
(август — декабрь 1919), Хабаровскую ТПП (август 1919 — февраль 1922), ТПП Владивостока (сентябрь 1919 — октябрь 1922), Читинскую ТПП (октябрь 1919 — октябрь 1920). Но существовали они, как видно из вышеприведенного спис-ка, лишь по нескольку месяцев.
Таким образом, на территории белого движения реально действовало не менее семи торгово-промышленных палат.
(Продолжение следует)
Источник: Три эпохи в одном веке. 
К 100-летию первого закона 
в России «О создании торгово-промышленных палат»/ 
В.И. Федотов. — 2017. — С. 9–17. 







Новости членов палаты