The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Инвестиции в промышленную модернизацию

Инвестиции в промышленную модернизацию

     По данным Росстата, средние темпы роста ВВП России с 1999 по 2008 гг. составили 6,85 процента. Однако после десяти лет динамичного роста российская экономика столкнулась с серьезным вызовом. Является ли этот вызов поводом для того, чтобы отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны, или он ставит нас перед необходимостью еще активнее идти по пути перехода к инновационному росту? Этой теме было посвящено выступление председателя подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, генерального директора группы компаний «ТОНАП» Дмитрия Олеговича ЧУХЛАНЦЕВА на IX Уральском инвестиционном форуме, прошедшем в Челябинске 10 декабря 2009 г.

 

Вызов российской экономике

     Необходимо определить, поддержать и развить те точки роста, которые позволили бы вывести нашу экономику на новый уровень, значительно улучшить ее конкурентоспособность.
    
Прогнозы относительно будущего российской экономики должны строиться исходя из четкого понимания, что представляет собой экономика страны сегодня и что подпитывало экономический рост до кризиса. Устойчива ли фундаментально российская экономика или период 1999–2008 гг. был исключительным примером, который не может быть повторен?
    
Энергетика действительно является очень важной для России отраслью. И в целом сырьевой сектор, с учетом металлов, обеспечивает около 80 процентов экспортных доходов страны. Но хотя сегодняшний спад четко демонстрирует зависимость России от ресурсного рынка, экономика страны — это не только энергетика и сырье. В России напрямую в отрасли добычи и транспортировки энергоносителей занято только два процента населения. Хотя точное число рабочих мест, зависящих от нефтегазового сектора, определить трудно, ясно, что большинство россиян работает и будет работать в других секторах. В стране с населением 141 млн человек занятость в большей степени придется создавать вне энергетического сектора.
    
Газовый и электроэнергетический сектора в значительной мере субсидировали развитие остальных отраслей, поскольку домохозяйства и промышленность платили за энергию ниже рыночной стоимости. Тем не менее низкие цены на внутреннем рынке неустойчивы: они подрывают рентабельность российских энергетических компаний и провоцируют расточительное энергопользование. Правительство приняло график постепенного увеличения внутренних цен на газ, которому в общем и целом оно следует.

Новая экономика в начале пути

     В некоторой степени подъем, который завершился в 2008 г., был попросту отскоком после постпереходного спада 1990-х годов. После кризиса 1998 года росту способствовала существенная девальвация рубля, которая обеспечивала ценовую конкурентоспособность российских производителей. Их продукция стала более привлекательной для местного населения, чья покупательная способность в иностранной валюте упала, так что стало невозможно приобретать импортные товары. Именно девальвация рубля обеспечила на начальном этапе стимул российскому промышленному подъему, эффект роста цен на нефть последовал уже после этого.
    
Другим важным фактором изначально было наличие свободных мощностей, ввиду того что в 1990-е годы заводы простаивали и занятость была низкой. После 1998 г. компании смогли быстро и с малыми издержками нарастить производство. И только в последние годы российские компании начали строить новые предприятия, вводить новое оборудование и повышать зарплату для привлечения квалифицированных кадров.
    
Помимо перечисленного, вероятно, самым важным и часто не учитываемым фактором были структурные изменения. За последние два десятилетия сфера обслуживания быстро развивалась, в результате появились ранее недоступные услуги и было создано много новых рабочих мест. Реальным источником роста российской экономики в последние годы было переключение ресурсов (денежных и трудовых) из неэффективных отраслей тяжелой промышленности, которая выпускала то, что людям было не нужно, в более производительную обрабатывающую промышленность и современный сектор услуг.
    
Плохо функционирующая экономика с низким уровнем производительности и доходов может демонстрировать быстрый рост, просто перенимая продукцию, технологии, процедуры и структуры, которые уже были разработаны, внедрены и проверены в более развитых экономических системах с более высокими показателями производительности и доходов.
    
Таким путем несколько десятилетий назад успешно шли Япония и Корея. Они стали применять у себя западные производственные технологии и начали выпускать западные продукты более дешево. Лишь значительно позже они начали набирать технологический опыт, необходимый для собственных инноваций, и переключились на более высокотехнологичные виды экспортного производства. Китай также перешел к инновациям, о чем свидетельствует рост расходов на исследования и разработки и увеличение числа международных заявок на патенты.

Три пути развития экономики

     Над программой «Россия-2020» правительство начало работать летом 2006 года и окончательно приняло ее в ноябре 2008 года. Важным является вопрос о том, не отменяет ли кризис актуальность этой программы.
    
Первый и самый нежелательный из сценариев в программе предполагает, что Россия продолжит движение по прежнему пути. Это приведет к сильному замедлению роста, тогда как проблемы бедности, неравенства и социальной изоляции не будут решены или еще более усугубятся.
    
По второму сценарию Россия будет выделять больше ресурсов на увеличение и повышение эффективности производства энергии. Это более предпочтительно, по сравнению с первым вариантом, но все же не гарантирует устойчивый путь роста и развития. К 2020 году пик добычи на крупнейших месторождениях нефти и газа будет пройден. В то же время инвестиции в разработку новых площадок очень невелики. Россия сможет экспортировать энергоносители на сегодняшнем уровне только в том случае, если значительно повысит энергоэффективность собственной экономики и продолжит импортировать все большие объемы газа из Центральной Азии. В любом случае высокие цены на нефть тоже несут в себе определенные сложности. Укрепление реального обменного курса, например, ослабляет конкурентоспособность отраслей, не связанных с нефтью.
    
Третий сценарий правительства предполагает превращение России к 2020 году в инновационное общество. Согласно программе это единственный путь, который позволит уйти от сегодняшних проблем.

Ценности и принципы экономического кризиса

     Глубина кризиса в России вызвана не только внешними факторами, но и значительными структурными недостатками российской экономики: ее высокой зависимостью от экспорта сырья, низкой диверсификацией, слабым развитием финансового сектора, низкой дееспособностью основных институтов развития, существенным уровнем долга частного сектора.
    
При формировании антикризисной политики власти и бизнесу следует исходить из сценария долгосрочного структурного кризиса в мировой экономике, который может продлиться от трех до пяти лет. Мероприятия и использование имеющихся ресурсов целесообразно планировать исходя из этого консервативного прогноза.
    
Все планируемые меры антикризисной политики должны публично и обстоятельно обсуждаться в треугольнике «власть — бизнес — общество». Власть не сможет сама вывести страну из затяжного структурного кризиса без открытого взаимодействия с бизнесом и обществом.
    
При планировании и реализации мер антикризисной политики необходимо руководствоваться целями формирования новой конкурентоспособной экономики. Эта стратегическая цель диктует необходимость формулирования и реализации нового этапа структурных реформ.
    
Антикризисные меры, осуществляемые государством, не должны мешать реализоваться позитивной роли кризиса, который должен произвести санацию неэффективной части экономики. Государство не должно ставить своей целью спасение существующих компаний и их собственников, проводя политику национализации рыночных рисков. Государство должно стимулировать процедуры ускоренного банкротства.
    
Акцент в антикризисной политике должен быть перемещен в целом с поддержки предприятий и собственников и создания стимулов для роста и развития бизнеса на поддержку внутреннего спроса.
    
Скорость и качество выхода из кризиса прямо зависят от качества работы основных институтов развития. Необходимо предпринять энергичные меры по модернизации основных общественных институтов и повышению эффективности их функционирования.

Меры поддержки и развития экономики

     Необходим план государственной поддержки жилищного строительства как отрасли, формирующей максимальные мультипликативные эффекты для экономики. При этом упор должен делаться на комплексное освоение территорий с применением современных энергосберегающих решений.
    
Необходимо определить приоритеты технологического перевооружения российской экономики с предоставлением существенных налоговых преференций российским и иностранным инвесторам, реализующим такие проекты. В частности, следует отменить импортные пошлины на ввоз технологического оборудования и предоставлять налоговые каникулы по уплате НДС на ввозимое технологическое оборудование, отложив уплату налога до начала процесса производственной деятельности.
    
В ближайшее время необходимо начать публичное обсуждение новой налоговой реформы, которая сможет решить проблемы долгосрочной сбалансированности пенсионной системы одновременно со снижением налогообложения труда, и проблемы стимулирования нефтяных компаний к расширению добычи в сложных условиях и созданию новых перерабатывающих отраслей.
    
Используя полномочия контролирующего акционера в региональных телекоммуникационных компаниях, правительство должно сформулировать и добиться реализации среднесрочной инвестиционной программы, направленной на развитие каналов широкополосного доступа в Интернет.
    
Поскольку в течение нескольких ближайших лет при реализации мер антикризисной политики государство (или государственные корпорации) станет собственником пакетов акций российских компаний, то необходимо уже сейчас определиться с принципами и целями использования этих активов.
    
Серьезным вызовом для властей и общества является сложившаяся ситуация в моногородах. В связи с этим правительству во взаимодействии с бизнесом необходимо выработать стратегический план их реструктуризации, нацеленный на создание новых рабочих мест в центрах прогнозируемой деиндустриализации.
    
Необходимо оказание государственной поддержки крупным инвестиционным проектам путем предоставления государственных гарантий.
    
Необходимо увеличить государственные инвестиции в поддержку процесса модернизации образования, стимулировать новые образовательные стандарты и организационные формы.

Инновационное развитие и промышленная модернизация

     Вопросы инновационного развития уже в течение ряда лет активно обсуждаются на различном государственном уровне и бизнес-сообществом. Определенные организационные и финансовые шаги в этом направлении сделаны. Создаются особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Реализуется правительственная программа создания технопарков в сфере высоких технологий. Сформированы такие крупные институты развития, как Государственная корпорация «Роснанотех», Государственная корпорация «Российские технологии», Российская венчурная компания, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий.
    
Однако процесс их формирования и развития идет, к сожалению, медленнее, чем требуют того реалии сегодняшнего дня. В этой связи возрастает значение объединений бизнеса, и в первую очередь системы торгово-промышленных палат с целью оказания содействия институтам инновационного развития. Эти новые для России механизмы только начали разворачивать работу, встраиваться в рыночные процессы, искать место на отечественном и мировом рынках, взаимодействовать с бизнесом. Им необходима поддержка в решении целого ряда практических задач (поиск и отбор инвестиционных проектов, привлечение частных инвесторов, осуществление мониторинга, совершенствование законодательной базы и т. д.). Эта поддержка была важна в предкризисный период, а в условиях кризиса она становится критически необходимой.
    
ТПП РФ тесно сотрудничает с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами. Основой этого сотрудничества является соглашение между ТПП РФ и РосОЭЗ, заключенное еще в 2005 г. В текущем году разработан совместный план мероприятий.
    
Особые экономические зоны (ОЭЗ)
— это долгосрочный проект, для успешной реализации которого, по мнению отечественного и иностранного бизнеса, необходимы стабильность, доверие и постоянное комплексное развитие. Это понятный отечественному и зарубежному бизнесу механизм достижения стратегических целей, в т. ч. перевод российской экономики на инновационный путь развития.
    
В условиях кризиса является особенно актуальным вопрос о повышении эффективности деятельности ОЭЗ. В этой связи было бы необходимым:
    
— поддержать процесс создания новых особых экономических зон и сохранение намеченных планов по развитию существующих ОЭЗ, что позитивно скажется на привлечении инвесторов и резидентов в ОЭЗ, а также на инвестиционном климате России в целом;
    
— поддержать положительный опыт создания особых экономических зон с целью формирования региональных ОЭЗ;
   
— внести дополнения в федеральное законодательство для того, чтобы снизить порог вхождения инвесторов в промышленно-производственные зоны с 10 до 3 млн евро; разрешить производство в технико-внедренческих зонах наукоемкой продукции, созданной в этих зонах; обеспечить возможность участия резидентов ОЭЗ в выполнении госзаказа; более четко определить права и обязанности резидентов ОЭЗ;
    
— определить источники и порядок финансирования сопутствующей зонам инфраструктуры, и прежде всего жилья, что, пожалуй, является наиболее сложным и наиболее острым вопросом для дальнейшего развития ОЭЗ; а также транспортной инфраструктуры, ведущей к особым экономическим зонам (аэропорты, дороги, железнодорожное сообщение).
    
Не менее важным инструментом инновационного развития России, наряду с особыми экономическими зонами, должны стать промышленные и производственно-технологические парки, успешно зарекомендовавшие себя во многих странах мира. ТПП РФ стремится держать этот вопрос в поле зрения, поскольку от его решения во многом зависит успешное развитие малого инновационного бизнеса.
    
Наши предложения переданы в Правительство Российской Федерации.

Расширение палитры инвестиционных механизмов

     Мировая практика показывает, что малым инновационным компаниям необходимы адекватные инвестиционные механизмы, обеспечивающие финансирование наиболее рискованных этапов их деятельности. Важнейшими являются венчурные фонды и институт частных инвесторов (бизнес-ангелов).
   
Создание Российской венчурной компании, региональных венчурных фондов с государственным участием, Государственной корпорации «Роснанотех», Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий позволило несколько увеличить приток капитала, в т. ч. и частного, в сферу венчурного бизнеса. Однако ситуация с инвестициями в малые инновационные компании по-прежнему остается непростой.
    
Причин здесь немало, среди которых можно было бы особо выделить недостаток средств для инвестирования в малые инновационные компании на самых ранних стадиях развития (так называемое «посевное» финансирование, от научной разработки к опытному образцу), являющиеся наиболее уязвимым звеном инновационного цикла.

Роль Торгово-промышленной палаты РФ

     Торгово-промышленная палата РФ придает первостепенное значение вопросам эффективного развития российской экономики, ее переводу на инновационный путь.
    
Представляется весьма актуальным формирование современной законодательной базы в сфере инноваций, отвечающей новым экономическим реалиям. В этой области российское законодательство серьезно отстает от ведущих стран мира. В России до сих пор нет базового Закона «Об инновационной деятельности», работу над которым ТПП России ведет с другими заинтересованными сторонами. Закон должен четко определить понятийный аппарат, единую инновационную инфраструктуру экономики, институты инновационной деятельности и их взаимоотношения.
    
Необходима также современная законодательная база для развития венчурного инвестирования. Нельзя оставлять без внимания проблему участия малого и среднего бизнеса в инновационной деятельности. Не решаются российским законодательством и проблемы инновационного развития промышленности.
    
Несколько лет назад наиболее остро ощущался недостаток финансовых ресурсов, инвестируемых в высокие технологии. Через Российскую венчурную компанию, корпорации «Роснанотех» и «Российские технологии» государство направило на финансирование инноваций крупные средства, и острота проблемы, казалось бы, снялась. Однако, несмотря на это, сохраняется серьезный недостаток инвестирования в компании, находящиеся на самых ранних стадиях развития. Он не покрывается частно-государственными венчурными фондами или, если и покрывается, то в очень незначительной мере. В результате происходит разрыв инновационного цикла. Научно-технические разработки не становятся продуктом. На их основе не развиваются инновационные компании.
    
В странах с развитой инновационной экономикой эта проблема в значительной степени решается за счет частных инвесторов, так называемых, бизнес-ангелов. Например, в США официально насчитывается 225 тыс. бизнес-ангелов, которые в год инвестируют 25 млрд долларов в 50 тысяч инновационных компаний.
    
Российский частный капитал начинает проявлять интерес к этому виду инвестиционной деятельности. В Томске, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке действуют сети бизнес-ангелов. Возникают новые региональные сети. Нередко в их создании принимают активное участие региональные торгово-промышленные палаты. Однако этот процесс идет медленно и требует внимания не только со стороны объединений бизнеса, но и поддержки федеральной и региональной власти, в т. ч. и финансовой. Здесь же нам хотелось бы обозначить особую важность данной проблемы.
    
После того как ресурсы пошли в высокотехнологичный сектор, выяснилось, что инновационных проектов и компаний, подходящих для инвестирования, крайне мало и инвесторам особенно не из чего выбирать.
    
Уместно привести следующую статистику. В Силиконовой долине США из инвестиционных предложений, связанных с высокими технологиями, для финансирования отбирается лишь один процент. Из каждых десяти профинансированных проектов в среднем только пятая часть приносит прибыль, два оказываются безубыточными и шесть убыточными. Фактически из тысяч проектов вырастает всего несколько успешных инновационных компаний.
    
Естественно, что в полной мере переносить эту статистику на российскую действительность не стоит. Но из приведенных данных ясно, что для того, чтобы сформировалась «критическая масса» высокотехнологичных компаний, способных повернуть экономику России на инновационный путь развития, необхо- дима среда, воспроизводящая инновационные проекты и компании в массовом масштабе.
    
Определенные шаги по выращиванию таких компаний предпринимаются. Формируются особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарки в сфере высоких технологий и т. д. Но для действительно инновационного прорыва этих усилий, как нам представляется, недостаточно.
    
Необходимо создать условия для быстрого развития многих малых инновационных компаний. Нужны не просто льготы, а комплекс действенных стимулов (в частности, налоговых, амортизационных, таможенных), который распространялся бы на все инновационные компании и организации.
    
ТПП РФ в сотрудничестве с другими заинтересованными организациями разработан и внесен в Государственную думу и Правительство России пакет мер, направленных на стимулирование инновационного бизнеса.
    
Несмотря на существующие проблемы, в России появляются интересные инновационные продукты. ТПП РФ сформирован перечень из 235 инновационных проектов, которые, на наш взгляд, могли бы стать точками инновационного роста. Однако перед инновационными компаниями встает серьезная проблема выхода на рынок. Для этого инновационный бизнес использует, в частности, традиционные возможности выставок и деловых миссий. Серьезное содействие здесь оказывают торгово-промышленные палаты.
    
В России спрос на инновационную продукцию со стороны крупного бизнеса незначителен. В этих условиях необходима постоянная целенаправленная работа по продвижению инновационной продукции и технологий, изучению потребностей российского и зарубежного рынка, потенциальных покупателей инновационной продукции. Самостоятельно малому и среднему бизнесу такая работа часто не под силу, в т.ч. и по финансовым причинам. Для оказания им реальной поддержки, на наш взгляд, необходимы специальные маркетинговые центры, которые помогали бы решать данную проблему, осуществляли поиск потенциальных потребителей, выявляли инновационные запросы крупного бизнеса. Эти центры имело бы смысл создавать на условиях частно-государственного партнерства на базе территориальных торгово-промышленных палат. На федеральном уровне к этой работе намерена подключиться ТПП России.







Новости членов палаты