The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
СМК в образовании

СМК в образовании

     Наступает новый этап в жизни вузов. Изменчивость требований рынка образовательных услуг предъявляет к образовательным учреждениям жесткие требования. Внедрение системы менеджмента качества стало для них насущной потребностью.

     В последние годы произошли значительные изменения государственной политики в области образования: разработаны и приняты концептуальные документы развития образования — Национальная доктрина образования, Концепция модернизации российского образования, Федеральная программа развития образования, Программа социально-экономического развития РФ, утверждены региональные программы развития образования. Правительством страны принята программа конкретных мероприятий по реализации этих документов. Главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
    
Вузам необходимо быстро перестраиваться, чтобы выжить, открывать новые востребованные специальности и обеспечивать качество обучения, повышать уровень компетентности преподавательского состава. Бороться за каждого потенциального студента. При этом необходимо строго соблюдать требования государственных образовательных стандартов, периодически успешно проходить лицензирование и аккредитацию. В связи с этим в образовательном учреждении должна быть эффективная и гибкая система управления, в которой четко распределены ответственность и полномочия сотрудников, установлены единые правила выполнения работ и критерии оценки.
    
Учебные планы, которые есть сейчас во всех образовательных учреждениях, определяют основные направления обучения и формы оценки знаний. Однако наличие учебного плана не гарантирует удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, если внутренние процессы в образовательном учреждении не совершенны. Для предупреждения этих недостатков в 2006 году был разработан стандарт ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования». Применение данного стандарта в образовательном учреждении гарантирует:
    
— решение проблем с набором абитуриентов;
    
— повышение уровня посещаемости и успеваемости студентов;
    
— отсутствие проблем и преимущества при подготовке и прохождении лицензирования и аккредитации;
    
— контроль качества работы преподавателей по измеримым показателям;
    
— повышение уровня компетентности преподавателей и решение вопросов с недостаточным уровнем квалификации при ведении тех или иных дисциплин;
    
— четкое планирование занятий, включая стройный порядок заблаговременного информирования о внесении изменений в расписание уроков, замен преподавателей;
    
— наведение порядка в управлении внешней и внутренней документацией, включая систему прохождения изменений к документам и доведения до заинтересованных сторон и т. д.
    
Это только небольшой перечень задач, которые актуальны для образовательных учреждений и достигаются благодаря системе менеджмента качества. Система менеджмента качества в образовательном учреждении является всеобъемлющей и затрагивает не только процессы оказания образовательных услуг. При помощи процессного подхода в системе четко регламентируются такие работы, как исследование и анализ рынка, оценка удовлетворенности потребителей и управление жалобами, планирование и контроль качества образовательных услуг, внутренние аудиты (проверки), воспитательная работа, управление кадрами, инфраструктурой (включая не только учебные аудитории, но и объекты социально-бытового назначения), управление профессионально-образовательной средой. Важным элементом в системе качества является отчетность по установленным показателям качества и результативности.
    
Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний и навыков выпускников вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой — его обеспеченностью ресурсами, материально-техническими, информационными и кадровыми. В то же время высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы вуза, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.
     
Таким образом, время выдвигает одинаковые требования ко всем высшим образовательным учреждениям, тогда как каждое из них обладает своими особенностями. В связи с этим становится очевидным, что системы менеджмента качества, разрабатываемые и внедряемые в образовательных учреждениях, обладают своими особенностями в зависимости от специфики вуза.

Е. Г. КРАСНОЯРЦЕВА,
и.о. руководителя органа по сертификации
систем качества ЮУТПП.

    

     В июле 2008 года в органе по сертификации систем качества Южно-Уральской торгово-промышленной палаты прошел сертификацию ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры».
    
Особенностью СМК УралГУФК является наличие специфичного процесса «Спортивная работа», который относится к процессам жизненного цикла продукции (услуги). Применительно к нашему вузу этот процесс раскрывает и описывает особенности подготовки спортсменов высокой квалификации (мастеров спорта, мастеров спорта международного класса), которые являются участниками и призерами Всероссийских, Европейских, Международных соревнований, а также Олимпийских игр. Сам процесс уникален не только потому, что описывает подготовку спортсменов высоких достижений, но и затрагивает спортивную работу со всеми студентами университета.
    
Внедрение СМК затрагивает все ключевые процессы в университете и обеспечивает решение задач создания механизма непрерывного повышения качества образовательных услуг, предоставляемых вузом, повышения уровня заинтересованности всех работников в улучшении результатов собственного труда, создания условий для успешного и безболезненного прохождения процедур лицензирования и аккредитации.
    
Для сотрудников и профессорско-преподавательского состава внедрение СМК в УралГУФК влечет:
    
— определенность обязанностей, ответственности и полномочий как самого работника, так и по отношению к нему;
    
— повышение престижности труда и понимание своего вклада в общее дело;
    
— четкие критерии оплаты труда и материального поощрения;
    
— преимущества в получении грантов и наград;
    
— повышение удовлетворенности;
    
— признание заслуг. 
     Для студентов возможность: 
    
— получать образование гарантированного качества, подтвержденного внедренной системой менеджмента качества и сертификатом;
    
— влиять на важнейшие составляющие своего образования.
    
Для ректората УралГУФК:
    
— прозрачность и более высокая эффективность управления;
    
— возможность для привлечения дополнительных ресурсов как университетских, так и внешних;
    
— признание;
    
— возможность привлечения дополнительных ресурсов;
    
— личная удовлетворенность.
    
Для УралГУФК в целом система менеджмента качества обеспечит:
    
— повышение статуса и укрепление позиций как лидера образования;
    
— позиционирование на рынке образовательных услуг;
    
— внешнее подтверждение высокого качества;
    
— международное признание с целью позиционирования на рынке образовательных услуг, труда и на поприще науки.

О. А. КЛЕСТОВА,
руководитель отдела менеджмента качества УралГУФК,
канидат педагогических наук.







Новости членов палаты