The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Минфин дал разъяснения участникам контрактной системы

Недельный марафон вебинаров в Торгово-промышленной палате России завершило мероприятие с участием Минфина РФ. Бизнес-сообществу разъяснили порядок действий в случае невыполнения обязательств по заключенным госконтрактам в связи с последствиями вспышки COVID-19.

Регулятор контрактной системы одним из первых принял решение о признании распространения COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы. Свое решение Минфин официально закрепил в совместном письме с МЧС и ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Для контрактной системы это – важный документ. В большей степени он касается работы заказчиков. Но при этом, согласно части 9 статьи 34 Закона №44-ФЗ, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы. В связи с этим поставщик вправе ссылаться на такие обстоятельства.

Однако у бизнеса все равно возникает большое количество вопросов: как сейчас выстраивать отношения между заказчиками и поставщиками, на какие нормативные документы ссылаться при осуществлении работы в текущей ситуации, куда жаловаться при нарушении прав при исполнении контракта и т.д.

Заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Дмитрий Готовцев считает, что главное для участников контрактной системы – доказать причинно-следственную связь невыполнения своих обязательств по исполнению контрактов с распространением коронавирусной инфекции. В соответствии с ФЗ-98 исключены положения о проведении предварительного отбора и последующих запросов котировок при особых закупках (ЧС, неотложная помощь) по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному Правительством РФ. В совместном письме Минфина, МЧС и ФАС России предусмотрено неначисление штрафов и пеней из-за невозможности исполнения обязательств по контрактам в надлежащие сроки.

Министерством финансов России подготовлен проект Постановления о внесении изменений в Постановление №783, который предусматривает возможность выполнения обязательств поставщиков перед заказчиками в течение более длительного периода времени. Документ в ближайшее время будет направлен в Правительство Российской Федерации на утверждение, и после его принятия у поставщиков появится возможность списывать уже начисленные штрафы в рамках 44-ФЗ.

Кроме того, на текущий момент принято Постановление Правительства РФ №443, которое дает возможность участникам контрактной системы исполнять свои обязанности в рамках закупочной деятельности в нерабочие дни до 30 апреля, а сроки исчислять в календарных днях (без учета выходных дней). Работа конкурсных комиссий может быть организована дистанционно.

Касательно 223-ФЗ Минфин России выпустил письмо, которое предусматривает возможность, как и по 44-ФЗ, по желанию заказчика не останавливать работу, при необходимости определять победителей или же переносить закупки на более поздний срок. Дмитрий Готовцев обратил внимание участников вебинара на то, что в связи с обстоятельствами непреодолимой силы отменить конкурентную закупку можно в любой момент (например, проведение мероприятий). В настоящее время прорабатывается вопрос и о внесении изменений в 223-ФЗ в части дальнейшего исчисления сроков – рабочих/нерабочих дней.

Что касается представителей субъектов МСП и СОНКО, то заказчик теперь вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, если контрактом не предусмотрена выплата аванса. По соглашению сторон в 2020 году допускается изменение срока исполнения контракта, цены контракта и цены единицы товара, работы, услуги, сели при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обязательства, влекущие невозможность его исполнения.

Дмитрий Готовцев отметил, что поставщикам по 223-ФЗ необходимо ссылаться на директивы Правительства Российской Федерации о неприменении в 2020 году штрафных санкций в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителей) обязательств, предусмотренных договором, а также изменения срока исполнения контракта и пересмотра цены.

В рамках вебинара были также рассмотрены и другие вопросы: что делать в случае многократного роста цен на товары (особенно на иностранные комплектующие), как быть с обеспечением, если заказчик отказывается оплачивать исполненный госконтракт, ссылаясь на отсутствие денежных средств, как расторгнуть договор и т.д.

Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова отметила, что регулятор готов взаимодействовать с бизнесом, рассматривать проблемные вопросы и предложения по их решению и оперативно реагировать на изменение ситуации.

По материалам пресс-службы ТПП РФ



10.04.2020
472






Новости членов палаты