Президент ТПП РФ Сергей Катырин провел совещание с председателями комитетов и советов Палаты.
Сергей Катырин отметил, что Палата получает много предложений по антикризисным мерам. В настоящее время на их основе готовится 3-й пакет предложений Палаты по системным мерам поддержки предпринимательской деятельности, а также отдельные блоки мер поддержки бизнеса в различных отраслях для проработки с профильными федеральными министерствами. При этом большинство руководителей комитетов и советов ставят вопрос о том, как наверстывать потери и восстанавливать нарушенные технологические цепочки.
К примеру, Александр Борисов, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, сопредседатель Межотраслевого экспертного совета выступил инициатором Открытого заявления о необходимых и неотложных мерах по обеспечению доступности социально значимых товаров первой необходимости.
Подписантами данного документа выступили руководители 12-ти общероссийских объединений потребителей, производителей и продавцов потребительских товаров-членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Цель обращения – привлечь внимание руководства страны к «замороженной» программе адресной продовольственной помощи, которая была разработана несколько лет тому назад и (уникальный случай) была согласована и поддержана всеми федеральными органами власти, бизнесом и общественностью.
Тем не менее, Минфин России уже третий год откладывает ее реализацию, ссылаясь на отсутствие необходимых денег в бюджете. Хотя речь идет о незначительной для страны сумме (от 300 до 800 млрд рублей). При этом польза от реализации программы будет несомненной как для социально незащищенных слоев населения, так и для отечественных производителей.
Одним из возможных механизмов государственной поддержки, по мнению члена Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президента Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ - член ТПП РФ) Владимира Тасуна и экспертов ассоциации, могло бы стать закрепление на законодательном уровне изменения требования к возврату денежных средств за отмененные авиаперевозки в силу возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Это позволило бы авиакомпаниям вместо возврата пассажиру и/или грузоотправителю денежных средств за перевозочный документ сохранять неиспользованные перевозочные документы в качестве «ваучеров» или выдавать «ваучеры» или иной, установленный законодательством, документ. Такое предложение было направлено письмом в адрес первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Андрея Белоусова.
Аргументируя свое предложение, эксперты говорят о том, что в настоящее время ситуация на воздушном транспорте Российской Федерации развивается по самому негативному сценарию. Так, если по итогам первых двух месяцев (январь-февраль) текущего года количество перевезенных пассажиров отечественными авиакомпаниями в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. увеличилось на 6,6% и составило 16,9 млн человек, то уже в марте пассажиропоток снизился на 26,4%. В апреле месяце ситуация ухудшилась еще больше. По оперативным данным за первые две недели апреля пассажиропоток уменьшился на 89%, средняя занятость пассажирских кресел составила 31%. В начале прошлой недели (13.04.2020 г.) снижение пассажиропотока составило уже 95%, а средняя занятость пассажирских кресел – 21%.
Международные воздушные перевозки, которые раньше позволяли частично компенсировать «традиционно убыточные» внутренние авиаперевозки, в апреле месяце текущего года практически остановлены, выполняются только единичные рейсы по репатриации на родину российских граждан. Убыточность внутренних воздушных перевозок, с учетом выше приведенных показателей, прогрессирует высокими темпами. Именно поэтому АЭВТ, направляя в органы исполнительной власти предложения по мерам господдержки, в первоочередном порядке акцентирует внимание на росте операционных убытков отечественных авиаперевозчиков.
По самым оптимистичным прогнозам, в лучшем случае оживление рынка авиаперевозок можно ожидать не ранее конца этого года, первой половины следующего. Значительное снижение уровня доходов населения в совокупности со снижением деловой активности во многих отраслях отечественной экономики и резкое ухудшение финансово-экономического состояния авиакомпаний не позволяют делать более оптимистичные прогнозы.
Предлагаемые АЭВТ меры государственной поддержки направлены, в первую очередь, на сохранение потенциала воздушного транспорта как отрасли экономики в целях скорейшего восстановления авиаперевозок в посткризисный период, а не только на обеспечение одного из важных элементов потенциала гражданской авиации, такого, как финансово-экономическая устойчивость отечественных авиакомпаний.
В целях совершенствования нормативной базы, регламентирующей авиаперевозки, АЭВТ предлагает внести в воздушное законодательство понятие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), а также урегулировать в правовом поле права и обязанности обеих сторон договора воздушной перевозки при возникновении форс-мажора.
Вслед за этим в ТПП РФ поступили обращения от Союза транспортников России и группы индивидуальных предпринимателей по проблеме сохранения пассажирских автомобильных перевозок в условиях чрезвычайной ситуации, связанной с распространением коронавируса и принятием органами исполнительной власти ограничительных мер на передвижение людей и транспортных средств. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 cфера деятельности автомобильного транспорта – сухопутного транспорта с кодом ОКВЭД 2-49.3 – Правительством Российской Федерации определена в числе наиболее пострадавших отраслей, требующих государственной поддержки в связи с распространением коронавирусной инфекции.
По информации из многих регионов, введение режима повышенной готовности привело к тому, что объем пассажиропотока на городских, пригородных и муниципальных маршрутах регулярных перевозок снизился более чем на 50%, в результате чего доход транспортных компаний упал до пределов, не обеспечивающих их функционирование, и предприятия вынуждены сокращать перевозки частично или полностью. Одним из источников дохода пассажирских предприятий, работающих по госконтрактам на основании 44-ФЗ, является компенсация заказчиком (муниципалитетом) выпадающих доходов за перевозку льготных категорий граждан, которая в настоящее время не осуществляется в связи с перечисленными выше обстоятельствами. Так как перевозка льготников в период эпидемии полностью прекращена, регионы не могут выплачивать из местного бюджета компенсацию выпадающих доходов пассажирским предприятиям.
В таких же условиях оказались транспортные компании, которые обслуживают туристическую отрасль, включая въездной, внутрироссийский туризм, детские туристические поездки. С прекращением деятельности турфирм прекратились и туристические перевозки.
Другой системной проблемой в хозяйственной деятельности автопредприятий из-за резкого снижения прибыли от перевозок становится невозможность предприятий выполнять свои обязательства по долгосрочным лизинговым платежам за транспортные средства. Сегодняшняя реальность свидетельствует о том, что 90% предприятий, работающих на рынке пассажирских перевозок, имеют долгосрочные лизинговые договора.
Аналогичная ситуация с проблемами лизинговых платежей складывается и в сфере перевозки пассажиров и багажа легковыми такси. Большая часть автотранспортных средств используемых для оказания услуг такси находятся в лизинге. По прогнозам экспертов, если своевременно не предпринять меры поддержки таксомоторной отрасли, то уже в третьем квартале могут начаться массовые банкротства предприятий.
По мнению председателя Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президента Союза транспортников России Виталия Ефимова и представителей предпринимательского сообщества, в сложившейся ситуации решением проблемы лизинговых платежей могло бы быть распространение действия закона о предоставлении отсрочек по кредитным ресурсам на взаимоотношения с лизинговыми компаниями. Без законодательного закрепления предоставления предпринимателям лизинговых каникул регионы Российской Федерации могут столкнуться с массовым банкротством транспортных компаний и, как следствие, остановкой движения городских, пригородных и межмуниципальных маршрутов. По этому предложению в настоящее время готовится письмо Председателю Правительства Российской Федерации Михаилу Мишустину.
Предложения по поддержке мебельной отрасли в Правительство РФ направила Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР – член ТПП РФ).
В письме отмечено, что все предыдущие кризисы российская мебельная индустрия пережила самостоятельно, перестраивая бизнес-процессы, налаживая импортозамещение, привлекая и обучая новых специалистов. Соотношение «цена – качество – безопасность – дизайн» российской мебели сегодня лучшие в мире. Однако в условиях продолжающейся пандемии без должной поддержки со стороны правительства Российской Федерации, многие мебельные компании могут прекратить свое существование, оставив сотни тысяч сотрудников отрасли без рабочих мест.
В целях поддержки мебельной отрасли АМДПР предложены следующие меры:
1. Восстановить ранее действующий запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, и распространить его действие на организации с долей государственного участия более 50 процентов, осуществляющие закупки в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Освободить предприятия мебельной отрасли от уплаты всех налогов, включая НДФЛ и страховые взносы с выплат сотрудникам.
3. Включить во вновь разрабатываемые критерии стандартного жилья наличие обязательной чистовой отделки помещений и обеспечение такого жилья минимально необходимым комплектом мебели.
4. Ввести каникулы на оплату коммунальных услуг для арендаторов и собственников торговых площадей сроком на один год.
5. Провести рефинансирование действующих кредитов с помощью государственных кредитных учреждений; обеспечить отсрочку выплаты процентов сроком на 1 год.
6. Ввести мораторий на списание сумм любых штрафов, неустоек и прочих денежных обязательств путем безакцептного списания сроком на 1 год.
7. Внести изменения в Трудовой кодекс РФ, позволив работодателю устанавливать неполный режим рабочего времени и/или дистанционный характер без соблюдения требований ст.74 ТК РФ в части сроков уведомления о предстоящих изменениях, а также признать в качестве оснований для таких изменений необходимость противодействовать распространению инфекционных заболеваний и снижение объемов производства.
8. Приостановить начисление и взыскание любых штрафов и неустоек за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, предприятиями любых форм собственности сроком на один год.
9. Признать дистанционный способ продажи товаров равнозначным по правовым последствиям продаже товаров по образцу с введением моратория на действие нормы Закона о защите прав потребителей по возврату товаров надлежащего качества после передачи потребителю сроком на 1 год.
10. Признать надлежащим способом получения согласия потребителя на заключение/изменение договоров путем подтверждения по телефону, СМС или в электронном виде сроком на 1 год.
Председатель подкомитета по глубокой механической обработке древесины Комитета по предпринимательству в лесопромышленном комплексе ТПП РФ, первый вице-президент АМДПР Олег Нумеров, комментируя письмо, отметил: «Предприятия вынуждены просить помощи у государства, так как самостоятельно справиться российская мебельная промышленность не сможет. Помимо роста курса валюты, влияющего на себестоимость товара, предприятия столкнулись с ситуацией беспрецедентного падения спроса. Продажи в отрасли за I квартал показали снижение более чем на 80 процентов относительно показателей предыдущего года».
Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, проанализировав работу комитетов и советов Палаты по выработке предложений в Антикризисный план Правительства РФ, отметил, что в утвержденных государственными органами мерах частично нашли отражение предложения, высказывавшиеся комитетами и советами, членскими организациями ТПП РФ. В частности, о прямой безвозмездной финансовой помощи малым и средним предприятиям и расширении списка наиболее пострадавших отраслей экономики.
По материалам пресс-службы ТПП РФ
-
В Челябинске запускают производство современного высокотехнологичного резьбового инструмента
Челябинская компания «РТС» одной из первых в СНГ представила линейку инструмента по формированию резьбовых соединений труб и муфт для н...
25.11.202463 -
ЧЗЭО делится опытом: операционный директор завода встретился с работающей молодёжью Южного Урала
Молодые специалисты Челябинской области, для которых производство – не пустой звук, а место реализации и неотъемлемая часть жизни, в ми...
25.11.202467 -
Спортивные и заряженные на успех: в Челябинске прошёл турнир между представителями китайской компании CHINT и ЧЗЭО
В минувший четверг, 21 ноября, Челябинск принял спортивно-энергетический турнир. На площадке Дворца спорта «Торпедо» встретились команд...
25.11.202466