Как введение маркировки может повлиять на конечную цену товара - комментарий председателя Общероссийского союза общественных объединений «Союз потребителей Российской Федерации» (СПРФ), эксперта Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Петра Шелища.
Правительству РФ сейчас надо очень внимательно следить за тем, чтобы не нагружать производителя и торговлю дополнительными расходами, которые в итоге через повысившиеся цены придется оплачивать потребителям, тем более, когда эти расходы не оправданы существенной пользой ни для граждан, ни для государства.
Самые крупные такие расходы, ожидающие нас в ближайшее время, это плата за обязательное цифровое маркирование продовольственных товаров.
Маркирование с меховой продукции, потом распространилось на табачные изделия, на обувь - сегменты рынка, с высокой долей нелегальной продукции, поэтому такая мера была поддержана отраслевыми союзами производителей, тем более что затраты на маркировку шуб и сапог в их цене практически не заметны. Но для продуктов питания это совершенно избыточная и не соответствующая закону мера.
Закон разрешает правительству вводить такую меру только в случае угрозы для здоровья и благополучия людей. Но в России пищевые продукты не представляют такой угрозы. По данным Росстата, в нашей стране от пищевых отравлений и инфекций ежегодно умирает не более 2 человек на миллион населения - это во много десятков раз меньше среднемирового показателя. В России есть серьезные проблемы с продуктами, главная - их фальсификация, когда недобросовестные производители “по-тихому” заменяют прежнее сырье более дешевым, экономят на технологии и контроле качества, уменьшают привычный объем или вес упаковки. Это обман потребителей, но для здоровья опасности здесь нет, и цифровая маркировка никак нас от такого обмана не защитит - как и от продуктов, реально опасных для здоровья по микробиологическим или химическим показателям. Цифровая маркировка не в состоянии поставить им заслон или сделать их менее опасными.
Поэтому ни по закону, ни по здравому смыслу нет основания требовать от производителей, чтобы на каждую упаковку йогурта ставили цифровой знак, уплачивая его эмитенту 50 копеек. При средней цене одной товарной единицы в наших чеках 80 рублей и годовом обороте продтоваров 16 трлн руб., российским потребителям эти 50 копеек обойдутся минимум в 100 млрд руб. в год. Но это только “видимая часть айсберга”, намного больше издержки производителей на покупку оборудования, обучение персонала, включение операций по нанесению знаков в технологический процесс.
В итоге, по расчетам ВШЭ издержки общества на такую маркировку составят 900 млрд руб., а по расчетам НИФИ Минфина России - даже 1.5 трлн руб. Так что введение обязательного цифрового маркирования пищевых продуктов - решение не только ненужное потребителям, но и чрезвычайно дорогостоящее для них. По данным Росстата, оборот продтоваров в стране в апреле нынешнего года по отношению к прошлому апрелю упал на 9 % - у потребителей не аппетит пропал, а денег все меньше.
Поэтому Союз потребителей Российской Федерации призывает Правительство отказаться от такого решения, не имеющего аналогов ни в одной стране мира - и не из-за отсталости всех других стран, а из-за его неоправданности, чтобы не сказать - вредности.
-
В Челябинске запускают производство современного высокотехнологичного резьбового инструмента
Челябинская компания «РТС» одной из первых в СНГ представила линейку инструмента по формированию резьбовых соединений труб и муфт для н...
25.11.202463 -
ЧЗЭО делится опытом: операционный директор завода встретился с работающей молодёжью Южного Урала
Молодые специалисты Челябинской области, для которых производство – не пустой звук, а место реализации и неотъемлемая часть жизни, в ми...
25.11.202467 -
Спортивные и заряженные на успех: в Челябинске прошёл турнир между представителями китайской компании CHINT и ЧЗЭО
В минувший четверг, 21 ноября, Челябинск принял спортивно-энергетический турнир. На площадке Дворца спорта «Торпедо» встретились команд...
25.11.202466