В июне 2020 года Счетная палата РФ указала на недостатки системы взимания платежей и штрафов за вред дорогам от тяжеловесного транспорта. Система весового и габаритного контроля в России не создана, правила проезда транспорта массой более 18 т не соблюдаются. Ситуацию, сложившуюся с организацией проезда тяжеловесного транспорта в России комментирует эксперт ТПП РФ заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Сергей Баклицкий.
Минтранс оценивает ежегодный ущерб от проезда тяжеловесных транспортных средств в 2,56 трлн руб. При этом за весь период с 2014 г. в федеральный бюджет поступило чуть более 7 млрд руб.
В Правилах перевозки грузов прописаны как тарифы на возмещение ущерба, так и система понижающих коэффициентов. При этом финансово-экономическое обоснование при утверждении постановления Правительства не было представлено. И почему выбраны именно такие коэффициенты уменьшения вреда, в т.ч. более чем в 60 раз от базовой ставки, – этому объяснения нет.
Из предусмотренных Транспортной стратегией до 2018 г. 387 пунктов контроля в срок (до IV квартала 2019г.) построен только 31. Сейчас фактически 1 работающий и соответствующий всем требованиям пункт весогабаритного контроля приходится на 1300 с лишним км дорог федерального значения.
Ведется недостаточный контроль за грузоперевозчиками, которые решили выйти в рейс с перевесом или без специального разрешения на руках. Его выдают подведомственные Росавтодору казенные учреждения. Процедура должна занимать 15 рабочих дней. Проверка показала, что в 30% случаев процесс затягивается. Учитывая, что информационное взаимодействие между Росавтодором и регионами построено крайне слабо, со многими приходится общаться по старинке, включая даже и бумажный документооборот. Сама процедура выдачи спецразрешений крайне забюрократизирована, нет возможности получить ее в электронном виде. Это одна из причин, по которой грузоперевозчики зачастую вынуждены ехать, не дожидаясь разрешения, нарушая установленный порядок.
Оценить ежегодный реальный ущерб от проезда тяжеловесных транспортных средств, указанный в отчете, не представляется возможным, поскольку при озвучивании суммы 2,56 трлн руб. каких-либо расчетов или обоснований не представлялось.
Напомню, что в целях реализации системы автоматического весогабаритного контроля принят Паспорт проекта «Создание автоматизированной системы весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения» (АСВГК), который не содержит решения ряда существующих проблем. А именно...
Не предусмотрены действенные механизмы по сохранности автомобильных дорог.
Проектом паспорта не урегулирован вопрос, связанный с пресечением административных правонарушений при движении транспортных средств с превышенными допустимыми весовыми параметрами, зафиксированными в автоматическом режиме. В результате такое транспортное средство будет продолжать движение по автомобильным дорогам, нанося ущерб, и отрицательно влиять на безопасность дорожного движения.
Сама система АСВГК нацелена в первую очередь на наложение штрафов за административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), а не на сохранность автомобильных дорог.
В Паспорте проекта указывается на разработку изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на осуществление задержания таких транспортных средств путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств в ближайшем месте за пределами дороги.
Во-первых, задержание транспортного средства в принципе не может применяется при автоматической фиксации нарушения весогабаритных параметров транспортного средства при использовании модели, предусмотренной проектом паспорта.
Во-вторых, прекращение движения тяжеловесных транспортных средств при помощи блокирующих устройств в ближайшем месте за пределами дороги, не позволит устранить «перевес», в частности, путем разгрузки такого транспортного средства.
Не предусмотрено практическое решение обозначенных в проекте паспорта проблемных вопросов.
В Паспорте проекта целесообразно отразить необходимость практического решения данных проблемных вопросов до полного запуска АСВГК. В частности:
- в целях совершенствования системы весогабаритного контроля транспортных средств, выявления и устранения проблемных моментов в работе оборудования, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об отражении в проекте паспорта необходимости законодательного урегулирования использования АПВГК в тестовом режиме, без оформления постановлений о привлечении к административной ответственности, до введения в их эксплуатацию (внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирована процедура в соответствии с которой к административной ответственности могут быть привлечены лица, осуществлявшие погрузку груза в транспортное средство (часть 10 статьи 12.21.1). Однако данные лица не привлекаются к административной ответственности при автоматической фиксации правонарушения.
Не урегулирован вопрос обеспечения неукоснительного привлечения иностранцев к административной ответственности.
В Паспорте проекта указывается на риск не обеспечения привлечения к ответственности иностранных владельцев транспортных средств, что приведет к незначительному снижению показателей проекта. Отмечается, что указанная проблема значительно нивелируется «наведением порядка в сфере перевозчиков и удалением с рынка «черных» перевозчиков».
Полагаю, что данный подход не способствует решению вопроса, касающегося обеспечения равных конкурентных условий для российских и иностранных перевозчиков.
На необходимость выравнивания условий соблюдения законодательства иностранными и российскими перевозчиками было обращено внимание Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на Съезде транспортников России 5 марта 2018 г., по результатам которого Правительством Российской Федерации давались соответствующие поручения министерствам и ведомствам (от 04.04.2018 г. № ДМ-П9-1887р и другие), которые до настоящего времени не реализованы.
В отношении выдачи специальных разрешений на движение тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств необходимо отметить, что, действительно, имеются факты превышения нормативных сроков их выдачи. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы перевозчиков. Задержки в выдаче специальных разрешений порой доходят до 1 месяца! При этом жалобы как правило признаются справедливыми, отмечаются факты задержки, но, к сожалению, положение не улучшается.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 1555-р, которым был утвержден План перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, предусматривалось приступить к выдаче специальных разрешения в электронной форме начиная с декабря 2012 года (!). На сегодняшний день рассматривается только Концепция перехода на выдачу спецразрешений в электронной форме. Начало ее реализации планируется на конец 2020 г.
Также не реализовано требование Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части выдачи специальных разрешений в упрощенном порядке в электронном виде в случае превышения только осевых нагрузок на величину не более 10% от допустимых осевых нагрузок при движении таких транспортных средств по установленным маршрутам. На сегодняшний день не установлено ни одного такого маршрута.
Представители отраслевого экспертного сообщества рассчитывают, что государственные структуры, ответственные за организацию проезда тяжеловесного транспорта и внедрение эффективной системы взимания платежей и штрафов за вред дорогам от него, учтут высказанные экспертами замечания.
Источник: https://kapital-rus.ru/uznai/news/tpp_rf_shtraf_transportu_pomeha/
-
В Челябинске запускают производство современного высокотехнологичного резьбового инструмента
Челябинская компания «РТС» одной из первых в СНГ представила линейку инструмента по формированию резьбовых соединений труб и муфт для н...
25.11.202463 -
ЧЗЭО делится опытом: операционный директор завода встретился с работающей молодёжью Южного Урала
Молодые специалисты Челябинской области, для которых производство – не пустой звук, а место реализации и неотъемлемая часть жизни, в ми...
25.11.202467 -
Спортивные и заряженные на успех: в Челябинске прошёл турнир между представителями китайской компании CHINT и ЧЗЭО
В минувший четверг, 21 ноября, Челябинск принял спортивно-энергетический турнир. На площадке Дворца спорта «Торпедо» встретились команд...
25.11.202466