The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Основные проблемы отрасли медиакоммуникаций и меры по их преодолению обсудили в ТПП РФ

В Торгово-промышленной палате Российской Федерации в гибридном формате состоялась предсъездовская дискуссия, проведенная Комитетом ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций. В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы ФС РФ, руководители торгово-промышленных палат и отраслевых комитетов, главные редактора федеральных и региональных средств массовой информации, руководство Союза журналистов России (СЖР), члены Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин поблагодарил средства массовой информации за сотрудничество, подчеркнув, что только благодаря СМИ многие начинания, законодательные инициативы в интересах предпринимательства смогли состояться. И поэтому самой заинтересованной стороной в активной работе, функционировании федеральных и региональных СМИ является сам бизнес.

Говоря о проблемах, стоящих перед медиаотраслью, глава ТПП РФ подчеркнул, что необходимо создать нормативно-правовую базу деятельности СМИ, отвечающую реалиям сегодняшнего дня.

Сергей Катырин выразил уверенность, что проходящая накануне VIII Съезда ТПП РФ дискуссия позволит выработать конкретные предложения по развитию отрасли и сформулировать позицию для обращения во все органы власти в целях их реализации.

Председатель профильного Комитета, руководитель телевизионной синдикации «СТП МЕДИА» Игорь Потоцкий в своем выступлении отметил, что за три года активной и продуктивной работы Комитету удалось достичь многого. В частности, решить актуальные вопросы правового регулирования деятельности медиа, подготовить обращения в Правительство РФ, профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы ФС РФ о поддержке отрасли в период пандемии. Вместе с тем, кризисный 2020 год обострил и сделал очевидными нерешенные проблемы, стоящие перед СМИ. Происходит глобальная трансформация медиасреды, Интернет меняет всё, в том числе модель потребления информации (по экспертным данным ТВ смотрят лишь 23% потребителей). Платные сервисы, стриминговые платформы изменили финансовую модель медиа. Изменилась структура рекламного рынка, так, доля рекламы на телевидении снизилась до 35 %.

Глава Комитета подробно рассказал о необходимых мерах поддержки и развития медиаотрасли.

Первая группа включает налоговые и финансовые меры поддержки. Большинство из этих мер помогли отрасли выстоять в острый момент кризиса, но сегодня требуются новые шаги.

Вторая группа мер затрагивает сферу административного регулирования. Вырос поток штрафов, в частности, со стороны Роскомнадзора, ФАС. Назрела необходимость унификации требований контролирующих органов в отношении федеральных и региональных СМИ.

В третью группу вошли законодательные меры. Игорь Потоцкий предложил вновь вернуться к вопросу коррекции федерального закона «О средствах массовой информации» 1991 года. Также необходимо принятие закона о вещании, который, в частности, законодательно закрепит понятие «вещания», отрегулирует вопрос вещания в интернете и др.

Кроме того, в ходе обсуждения глава Комитета предложил пересмотреть статус РАО и ВОИС, деятельность которых давно вызывает множество нареканий и замечаний со стороны экспертного сообщества.

Владимир Катенев, депутат ГД ФС РФ, председатель Совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты остановился на проблемах печатной прессы. Он отметил, что в северной столице за последнее время многие СМИ были вынуждены прекратить свое существование, например, одна из старейших региональных газет «Смена». Остро стоит проблема распространения. Торговые сети и объекты отказываются от прессы (нет спроса), субаренда киосков слишком дорога и невыгодна для торговли печатной продукцией. Владимир Катенев выразил готовность поддержать все законодательные инициативы ТПП РФ по мерам поддержки отрасли.

Эту готовность также поддержал Валерий Скруг, депутат ГД ФС РФ, председатель Совета Белгородской ТПП, при этом напомнив, что попытка изменения закона о СМИ вызвала противодействие профессионального сообщества, в котором половина журналистов выступила против данной инициативы. Мы открыты к сотрудничеству, сказал он, выразив сожаление, что экономические прогнозы неутешительны и инициативы финансовой поддержки отрасли зачастую встречают противодействие на федеральном уровне. Игорь Потоцкий в ходе дискуссии напомнил, что обращение ТПП РФ и Союза журналистов России в Правительство РФ вернуло печатную продукцию в перечень необходимых товаров, и торговые сети обязаны продавать прессу.

Ему возразил Владимир Соловьев, председатель СЖР, по его словам, распоряжение Михаила Мишустина было временным и относилось лишь к началу пандемии, к ее острому периоду. В своем кратком выступлении он также напомнил, что благодаря государственным мерам поддержки более 30 тысяч СМИ получили помощь, позволившую продолжить работу и сохранить коллективы. Владимир Соловьев подчеркнул эффективное взаимодействие ТПП РФ и СЖР как в кризис, так и на протяжении десятилетий. Он также пригласил всех участвовать в Всероссийском конкурсе журналистов «Экономическое возрождение России», проводимом ТПП РФ, а также в фестивале «Вся Россия», который пройдет в Сочи с 10 по 16 сентября.

Владимир Таллер, президент и основатель группы компаний «ТВМ Групп», член президиума Международной академии телевидения и радио, рассказал о ситуации, складывающейся в радиоотрасли. По его словам, благодаря господдержке больших потерь удалось избежать, хотя еще весной казалось, что до 70% компаний находится на грани банкротства. По мнению Таллера, есть задел по выходу на показатели 2019 года, хотя по предварительным данным падение рекламы на радио в 2020 году составило порядка 20-25%, а ситуация в регионах остается сложной. Владимир Таллер высказал ряд предложений, в частности, по упрощению механизма участия СМИ в социальных проектах.

Вадим Первых, генеральный директор ТРК Крым отметил, что в 2020 году сложилась парадоксальная ситуация – количество просмотров ТВ выросло, но конверсии не было, т.к. рухнул рекламный рынок. По его словам, сегодня главной проблемой СМИ является отсутствие полноценного исследования медиарынка. Без него невозможно развитие, нет понимания перспектив. Он также обратил внимание на следующую проблему для печатных СМИ – в Крыму нет «Почты России».

С ним согласилась Татьяна Иванова, главный редактор газеты «Экономика и жизнь», рассказав, что издатели несут двойные издержки, пользуясь и «Почтой России», и отдельным каталогом «Почты Крыма».

Она напомнила и об обращении ТПП РФ в ФАС с просьбой рассмотреть действия АО «Почта России» на предмет соответствия антимонопольному законодательству в связи с изменением в одностороннем порядке подхода к ценообразованию на печатные СМИ при их включении в подписной каталог. По ее словам, разбирательство еще продолжается.

Татьяна Иванова также высказала ряд предложений по поддержке печатных изданий, подчеркнув, что медиаотрасли и смежным отраслям необходимы экономические стимулы. Например, субсидированное кредитование в полиграфии может решить проблемы закупки бумаги или обновления оборудования.

Александр Лебедев, директор ТК «Первый Ярославский» в своем выступлении также отметил, что в регионе нет полноценных данных о среде вещания, где ключевым игроком являются кабельные сети. Так, ни они, ни региональное управление Роскомнадзора не знает о количестве абонентов кабельных сетей субъекта. Говоря о трудностях печатных СМИ, он сказал, что подписка умирает, а в бизнесе нет игроков, готовых создавать и развивать розницу. Нет и серьезных рекламных игроков, готовых заниматься продвижением рекламы в муниципальной прессе. Александр Лебедев напомнил о проблеме социальной рекламы, бесплатное размещение которой в СМИ требует урегулирования, т.к. с точки зрения налоговых органов не бывает ничего бесплатного.

Он также остановился на вопросе грантовой поддержки, призвав устранить несправедливость в случаях, когда в конкурсах не имеют права принимать участие СМИ, где учредителями значатся государственные органы.

Важность темы грантовой поддержки поддержал и Юрий Пургин, генеральный директор ИД «Алтайпресс», предложив уменьшить отчетность. Он отметил, что федеральные гранты часто приходят на помощь СМИ в регионах с дотационным бюджетом. Он подчеркнул, что негативные тенденции в отрасли усилились, а кризис, вызванный пандемией, еще далеко не закончился.

Алексей Антонов, президент ТПП Саратовской области рассказал о пакете мер поддержки бизнеса, принятых и планируемых в регионе. Он также поддержал идею изменения закона о СМИ, отметив, что сегодня традиционные СМИ и соцсети, новые интернет-форматы находятся в неравных условиях. Он также акцентировал внимание на проблеме кадров и повышения квалификации современных журналистов.

Его поддержал Александр Барбачаков, руководитель пресс-службы Кузбасской торгово-промышленной палаты, заметив, что в регионе свернута подготовка экономических журналистов. В своем выступлении он напомнил, что многие СМИ (унитарные предприятия, должники и др.) не попали в перечень тех, кто получил поддержку, но это не значит, что сегодня им не нужна помощь. Александр Барбачаков предложил активнее использовать СМИ в популяризации и продвижении институтов развития.

Сергей Ломакин, главный редактор региональных программ телекомпании «Общественное телевидение России», в своем выступлении напомнил об особой роли СМИ в решении государственных задач, в развитии гражданского общества. Он также подчеркнул роль ТПП РФ и выразил уверенность, что отраслевые предложения будут услышаны предстоящим Съездом Палаты.

В заключительном слове вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев поддержал выступление Сергея Ломакина, отметив исключительное значение СМИ в установлении диалога между обществом и властью, в отражении новых вызовов, в развитии предпринимательства. По его словам, ТПП РФ возьмет все лучшие наработанные за последние годы с медиаотраслью практики для их развития, а цели и задачи ТПП РФ на следующие пять лет работы будут обсуждаться на предстоящем Съезде. Максим Фатеев призвал всех представителей СМИ к участию в освещении предсъездовских мероприятий и самого Съезда, а также проинформировал, что подробная информация об очередном VIII Съезде ТПП России, о ходе подготовки к его проведению, а также об итогах работы Съезда размещается на сайте ТПП России в сети «Интернет».

Все высказанные в ходе дискуссии предложения будут представлены руководству ТПП РФ.

По материалам пресс-службы ТПП РФ




12.02.2021
1118






Новости членов палаты