The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Взаимодействие Челябинской области с естественными монополиями

     На территории Челябинской области действует довольно много естественных монополий. Отношения между ними и областной властью складываются по-разному и решаются на различных уровнях.

 

     Большая часть монополий локальные, но две или три федеральные. Наиболее беспроблемные отношения у Челябинской области в данное время сложились с ООО «Челябинскрегионгаз». Основным предметом обсуждения являются лимиты на поставки. Тарифы, в том числе на транспортировку газа, определяются на федеральном уровне и обсуждению на уровне области практически не подлежат. Эти тарифы, даже после значительных многократных ежегодных повышений, все еще остаются достаточно выгодными как для предприятий, так и для населения. Так, электроэнергия, вырабатываемая на энергоблоках предприятий, значительно дешевле, чем получаемая с НОРЭМ.

     В Челябинской области вот уже 12 лет осуществляется программа газификации, начатая по личной инициативе губернатора П.И. Сумина. За это время уровень газификации региона вырос почти в 3 раза и достиг почти 80 процентов. По этому показателю Челябинская область стала лучшей среди субъектов УрФО. В этом году в регионе из 22,4 тысячи запланированных домов и квартир подключено 10 тысяч. Этот показатель превышает прошлогодний в 1,8 раза. В 2010 г. программа газификации будет практически выполнена. Начата разработка новой схемы газоснабжения, учитывающая потребности региона на период до 2030 г. Сегодня область потребляет 16 млрд м3 газа в год, но в будущем потребуется еще больше газа для удовлетворения растущих потребностей промышленности и населения.

     Напротив, отношение с энергетиками за все последние годы были полны разного рода споров и взаимных неудовольствий. Впрочем, большинство из них инспирировалось извне, из правления РАО ЕЭС России. Непосредственно на региональном уровне областная власть и дирекция прежней региональной «Челябэнерго», осуществлявшей все функции, от генерации до сбора платежей, умели находить общий язык.

     По некоторым вопросам интересы «Челябэнерго» и правительства области совпадали даже больше, чем интересы «Челябэнерго» и РАО ЕЭС. Это относилось к вопросу о выходе крупнейших платежеспособных предприятий области, таких как ОАО «ЧЭМК», на ФОРЭМ (предшественник НОРЭМ). Уход таких потребителей ухудшал экономическое положение «Челябэнерго» и заставлял повышать тарифы для остающихся. Тарифы на электроэнергию в Челябинской области все время оставались выше, чем в любом из соседних регионов (кроме Курганской области).

     Общее недовольство энергетиков и предприятий-потребителей вызывало и вызывает перекрестное субсидирование. В Челябинской области тарифы на тепловую энергию, которая вырабатывается в основном для нужд населения (большинство промышленных предприятий имеет свои котельные и энергоблоки), всегда были ниже, чем в соседних регионах. Электроэнергия для населения также всегда была несколько дешевле. Вся эта социальная нагрузка ложилась дополнительным бременем на тарифы для предприятий промышленности и торговли. В последнее время в связи с ростом доходов населения размеры перекрестного субсидирования неуклонно снижаются. Для малоимущих введены адресные субсидии для оплаты коммунальных платежей.

     Впрочем, значение перекрестного субсидирования тарифов для населения у нас всегда преувеличивалось. Гораздо большее значение для величины тарифов в Челябинской области имел и имеет относительно высокий процент потребления угля для выработки энергии. Газ, несомненно, более выгодное и экологичное топливо. Однако правительство области последовательно отстаивало курс на сохранение добычи угля в Челябинском угольном бассейне и, следовательно, сохранение угольной энергетики. Неважно, что в качестве основных целей выдвигаются социальные — поддержание занятости населения шахтерских городов. На самом деле речь идет о чрезвычайно важной задаче сокращения простого сжигания природного газа — высокоценного сырья для химической индустрии, сокращения внутреннего потребления главного экспортного продукта России.

     Однако до настоящего времени шло непрерывное снижение потребления местного угля. В 2007 г. добыча угля в Челябинской угольной компании упала более чем на 20 процентов, и только в 2008 г. она стабилизировалась на весьма невысоком по возможностям области уровне. Причем произошло это при весьма значительном повышении цен на уголь.

     Основной причиной стабилизации добычи стало изменение федеральной энергетической политики. Теперь уже и федеральное правительство осознало необходимость соблюдения оптимального топливного баланса страны. Четыре тонны челябинского угля общей ценой около 3 тыс. руб. позволяют экономить 1 тыс. м3 природного газа, экспортная цена которого достигает около 6 тыс. руб. К настоящему времени согласовано строительство двух угольных блоков на Троицкой ГРЭС и трех угольных блоков на Аргаяшской ТЭЦ. Проекты были согласованы в рамках программы развития энергетических мощностей на 2006–2011 годы, принятой правительством области совместно с РАО ЕЭС, но новые генерирующие компании ТГК-10 и ОГК-2 подтвердили эти инвестиционные планы. Есть также решение о строительстве угольной мини-ТЭЦ в Копейске, которое возьмет на себя ОАО «Челябэнергосбыт».

     Есть подтвержденные инвестиционные соглашения и с ОГК-3, которой принадлежит Южноуральская ГРЭС. Сюда же можно добавить планы строительства Южноуральской АЭС. В сущности монополии генерации электроэнергии в Челябинской области уже нет. Есть ряд локальных естественных монополий, отвечающих за отопление в конкретных муниципалитетах. Соответственно вопросы, представляющие взаимный интерес, также решаются в основном на уровне муниципалитетов. Со стороны области эту сферу курирует министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, а также областной ЕТО. Впрочем, вопросы теплоснабжения настолько важны, что сам губернатор постоянно держит их под личным контролем.

     Отношения области с «Челябэнерго», монополистом в сфере передачи электроэнергии, омрачаются проблемой платежей за подключение потребителей. Они чересчур велики. Считается также, что эти платежи идут на инвестирование расширения сетей. В тех же случаях, когда объекты энергетической инфраструктуры возводятся застройщиками, энергетики должны их выкупать. Но на практике выкуп ведется не так аккуратно, как взимание платежей.

     Имеется еще одна энергетическая монополия, деятельность которой может вызывать нарекания, — ОАО «Системный оператор ЕЭС России». От него целиком зависит процент загрузки генерирующих мощностей всей РФ. От степени загрузки — экономические показатели любого энергопредприятия. Причем при частых снижениях мощности не только уменьшаются абсолютные объемы выручки за реализованную энергию, но и растет ее себестоимость, следовательно, и отпускная цена. В то же время одним из правил деятельности системного оператора является первоочередная загрузка энергопредприятий, дающих более дешевую энергию.

     Много невзгод ожидает ту электростанцию, которая по каким-то причинам лишается благосклонности «Системного оператора». По-видимому, в числе таких неудачников оказались и наиболее мощные электростанции Челябинской области — Южноуральская и Троицкая ГРЭС. Они хронически и весьма значительно недогружены. Причем особенно негативно недозагрузка сказывается на работе Троицкой ГРЭС, потому что запуск и остановка ее мощных угольных энергоблоков требуют огромных издержек времени и средств. (По идее как угольные, так и атомные электростанции должны всегда работать в стабильном режиме, возможно, более полной загрузки). В результате простоев Троицкой и Южноуральской ГРЭС челябинский уголь, наиболее рентабельный при его потреблении на месте, оказывается недостаточно востребованным, а областной бюджет недополучает значительные налоговые поступления.

     Как относительно стабильные можно охарактеризовать отношения Челябинской области с ОАО «РЖД». В прошлом между областной властью и МПС (структура, предшествующая ОАО «РЖД») случались разногласия. Южно-Уральская железная дорога подчас требовала чересчур больших, по мнению областного правительства, субсидий на пригородные перевозки. Однако вот уже несколько лет как проблемы утряслись.

     Итогом развития дружественных отношений стало также преимущественное размещение заказов РЖД на предприятиях области. Общая сумма их сегодня достигает порядка 10 млрд руб. в год. Челябинский электровозоремонтный завод чуть было не получил крупнейший заказ на разработку и выпуск новых локомотивов. Хотя в конце концов этот заказ достался свердловчанам, ЧЭРЗ получил новые выгодные заказы по ремонту техники, в том числе для железных дорог среднеазиатских республик.

      С появлением крупных вагонных парков у основных предприятий области постепенно началось разрушение монополизма ОАО «РЖД» в грузовых перевозках. Новый импульс взаимодействию РЖД и Челябинской области даст строительство путепровода «Урал промышленный — Урал Полярный».

      В целом взаимоотношения Челябинской области с естественными монополиями следует расценить как позитивные. Улучшения желательны только в сферах деятельности «РЖД» и энергетических монополий. Для промышленных предприятий области было бы выгодно появление на железных дорогах независимых конкурирующих между собой перевозчиков, как это предусмотрено программой развития РЖД. В энергетике необходимо повышение эффективности теплоснабжения муниципальных территорий. Это должно стать темой прямых переговоров властей и конкретных предприятий, являющихся локальными монополиями, поскольку механизмы конкуренции в данном случае не действуют. Есть необходимость на федеральном уровне решить вопрос с загрузкой электростанций на территории области, с тем чтобы уменьшить энергодефицитность области и снизить удельное потребление природного газа. Растущая экономика области не может все время рассчитывать на беспредельное увеличение лимитов.

 

Александр КОЗИНСКИЙ,

кандидат экономических наук.







Новости членов палаты