The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Экологические платежи

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ

 

   В отдел экологии Южно-Уральской торгово-промышленной палаты поступает много звонков и обращений предпринимателей с просьбой ответить на вопросы, касающиеся экологических платежей. На некоторые из них отвечает начальник отдела Вера Николаевна КУЧЕРОВА.

 

   — Как рассчитать размер платежей за загрязнение окружающей среды?

   — Он зависит от количества размещенных отходов, загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, и сбросов в водные объекты.

   Для расчета размера платежей разрабатываются проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР), проекты предельно допустимых выбросов (ПДВ) и проекты нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (НДС). На основании этих проектов Уральское управление Федеральной службы Ростехнадзора выдает разрешения.

   Отсутствие разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ влечет увеличение норматива платы в 25 раз, а отсутствие разрешения на размещение отходов (лимиты) — в 5 раз.

    Плата за загрязнение окружающей среды производится поквартально до 20 числа следующего месяца.

   — Поясните, что включает плата за загрязнение окружающей среды, а что — за размещение отходов?

   — Плата за размещение отходов — это одна из составляющих платежей за загрязнение окружающей среды. Плата за загрязнение окружающей среды может состоять только из платы за размещение отходов, в том случае если предприятие не использует транспортные средства, не загрязняет атмосферный воздух стационарными источниками (например, котельной) и не сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты.

    Составляющую платежей по отходам для предприятий непроизводственной сферы можно рассчитать, используя справку о количестве размещенных отходов на полигоне от обслуживаемой организации (например, МУП «ГорЭкоЦентр»), коэффициенты и нормативы платы за загрязнение окружающей среды.

    За одну тонну ТБО платеж в 2009 году составит 3420,47 руб. (с учетом повышающего коэффициента 5).

    — Каково ваше отношение к опубликованному решению ВАС от 17 марта 2009 г. № 14561/08 (в нем суд пришел к выводу, что экологические платежи за офисные отходы платить не нужно).

    — Суд рассмотрел конкретное дело и вынес по нему решение. Большинство договоров с обслуживающими организациями о вывозе и конечном размещении отходов не содержат условий о переходе права собственности или обязанностей по расчету платы за негативное воздействие. В связи с этим для предприятий Челябинской области это решение суда не является основанием не осуществлять экологические платежи, в том числе и за офисные отходы. Лично я таких договоров не встречала.

    — Если индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства и там же осуществляет свою деятельность (платит коммунальные платежи), является ли он плательщиком экологических платежей?

   — Да, является. Платежи за загрязнение окружающей среды должны осуществлять все природопользователи. И оплата коммунальных платежей не освобождает индивидуального предпринимателя от платы экологических платежей.

   — Надо ли фирме включать в расчет по платежам за загрязнение окружающей среды автомобили? Все они арендуются организацией у физических и юридических лиц.

    — Да, надо. Расчет за загрязнение окружающей среды от автотранспорта предоставляет лицо, фактически его эксплуатирующее.

   Расчет платы по передвижным объектам осуществляется по количеству топлива, использованного при эксплуатации. Норматив платы установлен за тонну, поэтому литры необходимо перевести в тонны. Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива.

   В зависимости от марки автомобильного бензина можно использовать следующие средние значения плотности:

Марка бензина

Плотность бензина, г/см3

АИ-80 (А-76)

0,715

АИ-92

0,735

АИ-95

0,750

АИ-98

0,765

 

    — У организации-арендатора договор аренды, в котором прописано, что размещение ТБО и вывоз мусора осуществляет арендодатель. Какие документы надо предоставить в Ростехнадзор для подтверждения обоснованности того, что арендатор не уплачивает взносы за негативное воздействие по данному помещению?

    — Если в договоре аренды указано, что платежи за загрязнение окружающей среды осуществляет арендодатель, в этом случае арендатор представляет нулевые бланки расчета платежей, прикладывает копию договора аренды и отправляет пакет документов по почте заказным письмом с уведомлением.

    Если в договоре аренды нет пояснений, кто осуществляет платежи за загрязнение окружающей среды, то арендатор осуществляет расчет платежей за загрязнение окружающей среды, их оплату, и вся ответственность за невыполнение природоохранного законодательства в области обращения с отходами ложится на его плечи.

     — Если организация планирует осуществлять новый вид деятельности по хранению и оптовой (через АЗС) продаже бензина, следует ли ей получать разрешение в Ростехнадзоре?

    — Да, следует. В данном случае должны быть разрешения на:

   — размещение отходов (лимиты);

   — выброс вредных веществ в атмосферный воздух;

    — сброс вредных веществ в водные объекты (если сброс осуществляется).

    — Законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ внесены изменения в Закон «Об охране окружающей среды». Суть изменений сводится к тому, что субъекты малого и среднего бизнеса будут предоставлять отчетность по экологии в уведомительном порядке. Разъясните, в чем заключается уведомительный порядок и как организации правильно оформить документы?

   — Действительно, с 1 июля 2009 г. субъектам малого и среднего предпринимательства не надо будет разрабатывать проекты и получать лимиты. Взамен этого вводится отчетность о фактическом образовании отходов и о размещении отходов в уведомительном (упрощенном) порядке. Но на данный момент такой порядок еще не утвержден.

    Речь идет о предприятиях с численностью сотрудников от 1 до 250 человек и с долей уставного капитала, им не принадлежащего, не более 25 процентов. Всем остальным придется действовать по старой схеме — разрабатывать проекты по отходам и получать лимиты.

   Хочу обратить ваше внимание, что предоставление отчетности в уведомительном порядке не освобождает предприятие от расчетов и оплаты платежей за загрязнение окружающей среды. Такая плата рассчитывается как сверхлимитная, т. е. с повышающим коэффициентом 5, потому что разрешение на размещение отходов в данном случае отсутствует.

    — Индивидуальные предприниматели и юридические лица должны разработать проекты нормативов на размещение отходов, а порядок их разработки и утверждения определяет правительство. Скажите, когда и каким документом установлен данный порядок?

    — К сожалению, на данный момент он не разработан.

   — Можно ли предоставлять отчетность по почте? Следует ли налогоплательщику звонить и уточнять о получении отчетности?

    — Действительно, при платежах менее 50 тысяч рублей представление расчета в электронном виде не требуется. В таком случае можно отправить расчеты по почте, но заказным письмом с уведомлением. Уведомление будет подтверждением, что расчеты получены и звонить, уточнять о получении нет необходимости.

   — Как проходят проверки соблюдения экологического законодательства? Кто уполномочен их проводить?

   — С 1 июля 2009 г. изменился порядок проведения государственного контроля за деятельностью предприятий. По-прежнему проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Однако теперь они могут проводиться в форме документарной или выездной проверки. Возможно совмещение обоих вариантов.

   Что касается сроков, то это 20 дней. Проверка может быть продлена, но опять-таки не более, чем на этот же срок. Максимальный срок — 80 дней, это в случае проведения вслед за документарной выездной проверки.

   Инспекторы имеют право проверять объект один раз в три года. Контролирующие органы должны заранее уведомить о плановой проверке не менее чем за три рабочих дня до ее начала, о внеплановой выездной проверке – не менее чем за 24 часа.

   Для субъектов малого и среднего предпринимательства, микропредприятий установлен ряд льготных условий проведения проверок (в частности, сокращены сроки проверок: не более 50 часов, для микропредприятий — 15), запрещено проводить отдельные виды внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры).

   Проверки проводятся на основании распоряжений контролирующих органов. В них должны быть определены:

   — перечень требуемых документов;

   — сроки проведения;

   — перечень мероприятий по контролю.

   Проверка завершается составлением акта, который необходимо оформить в течение трех дней после ее завершения.

   — По какому критерию определяются индивидуальные предприниматели и юридические лица, которых будут проверять?

   — В новом законе о критериях выбора ничего не сказано. Единственное, что могу добавить, органы контроля обязаны составлять ежегодные планы своих проверок (с указанием предприятий, подлежащих в текущем году плановой проверке, ее сроков, целей и оснований), размещать эти планы на своих сайтах и представлять их в прокуратуру.

   — Какие суммы штрафов ждут организации за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований?

   — С января 2009 г. штраф для должностных лиц от 10 до 30 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей — от 30 до 50 тыс. руб., для организаций — от 100 до 250 тыс. руб.

 

Консультации и ответы на вопросы

по экологическим платежам

можно получить по телефонам: (351) 264-75-53, 265-39-80.

E-mail: [email protected] или по адресу:

г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, ЮУТПП, каб. 502.







Новости членов палаты