The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
ЧТЗ станет базовым активом

??В заводских стенах состоялась пресс-конференция нового руководителя Челябинского тракторного, в которой приняли участие ведущие СМИ Челябинской и Свердловской областей.

Генеральный директор ЧТЗ Семен Геннадьевич Млодик рассказал о планах, связанных с коренной модернизацией предприятия.

Промышленный исток

— Челябинский тракторный — это завод заводов, — отметил Семен Геннадь-евич. — По крайней мере два предприятия, которые я возглавлял прежде, возникли именно благодаря ЧТЗ. Курганмашзавод стартовал с созданной в Челябинске моделью арттягача АТ-С, а потом выпускал разработанную на ЧТЗ БМП-1... И Чебоксарский завод промышленных тракторов построили специально под выпуск Т-330, спроектированного в СКБ Челябинского тракторного.

Почти 10 лет я был конкурентом ЧТЗ. Думаю, повезло, что достаточно длительное время оценивал завод со стороны. Теперь имею возможность увидеть ситуацию изнутри, попытаться сделать предприятие более эффективным и современным.

ЧТЗ станет базовым активом, с которого начнется вектор развития дивизиона тяжелого машиностроения корпорации «Уралвагонзавод», то, что за рубежом называют Heavy Mashinery. К этой категории относится сельскохозяйственная техника, различная гражданская (нетранспортная), предназначенная для коммунальных служб, строителей и дорожников, энергетиков, добытчиков полезных ископаемых — от малогабаритных погрузчиков и мини-экскаваторов до мощных машин весом в 100 тонн.

Сегодня Уралвагонзавод — большая машиностроительная корпорация. В этом году объем реализации должен составить 150 миллиардов рублей. Это 76-я компания в мире по экспорту вооружений и крупнейшая по выпуску железнодорожных вагонов. Бизнес УВЗ сосредоточен в трех базовых дивизионах — специальной техники, железнодорожной и тяжелого машиностроения, главной площадкой для которого станет Челябинский тракторный.

На ЧТЗ полтора миллиона квадратных метров крытых площадей, это один из крупнейших машиностроительных заводов России. Мы планируем серьезные инвестиции в эту площадку — около 15 миллиардов рублей уже в ближайшие три года. И всего от 18 до 20 миллиардов в активы, связанные с нашим дивизионом.

Планируем начать на ЧТЗ выпуск целой гаммы небольших машин различного назначения. В основном для работы в условиях мегаполисов, там, где плотная застройка не позволяет использовать крупную технику. Это погрузчики с бортовым поворотом, мини-экскаваторы. Машины довольно массовые, не очень дешевые, но крайне удобные.

Идеология ЧТЗ как ключевого узла дивизиона будет построена на новых проектах по выпуску машин, которые мы ре-ализуем в течение трех лет. Работать они будут и следующие 15 лет. Планируем здесь также строительство новых сборочных производств.

Значительные инвестиции с конца нынешнего года пойдут на приобретение нового оборудования. Последняя существенная модернизация на ЧТЗ была в 70-х годах, и проблема, разумеется, отнюдь не в покупке отдельных станков или линий. Завод подошел к той черте, когда надо полностью модернизировать технологию производства. Для этого мы привлекаем целый ряд европейских компаний, в том числе Caterpillar. Будем проводить технический аудит, заниматься кооперацией, совместным проектированием, сборкой — всеми видами сотрудничества, которые возможны между машиностроительными компаниями.

Начинается волна новой индустри-ализации. Ее идеология требует максимального технического, технологического, конструкторского реинжиниринга компаний, которые в ней участвуют.

Наверное, это хорошо, что ЧТЗ сможет войти в новое десятилетие, перешагнув промежуточные этапы, которых было бы не миновать в условиях постепенной модернизации.

Ключевые задачи

— Какие структуры останутся в составе ЧТЗ, а какие выйдут из него? Что будет с омским «Трансмашем» и ишимбайским «Витязем»? Каких слияний и поглощений еще можно ожидать?

— Омский «Трансмаш», точнее, КБТМ (конструкторское бюро транспортного машиностроения), принадлежит Уралвагонзаводу. В советское время это был второй по мощности танковый завод в стране, выпускавший газотурбинные Т-80. Сегодня КБТМ работает на площадке бывшего Омсктрансмаша и сейчас реализует проект по строительству вагоносборочного производства, поэтому в составе корпорации эта площадка, безусловно, останется. А вот в составе ЧТЗ и нашего дивизиона — нет: в Омске будет развиваться специальное и железнодорожное производство.

Ишимбайский завод, думаю, останется «дочкой» ЧТЗ. Вездеходы «Витязь» вполне вписываются в нашу продуктовую линейку, и, надеюсь, финансовое состояние этого предприятия позволит ему существовать внутри группы ЧТЗ. Остальные «дочки», бывшие составляющие самого Челябинского тракторного, тоже останутся. Технопарк «Тракторозаводский» должен взаимодействовать с ра-зумными предпринимателями, поскольку перед нами вовсе не стоит задача оставить здесь только свой бизнес. Он будет основным, но мы создадим максимально
комфортные условия для всех арендаторов. Хотя нужно понимать: ключевая позиция — не сдача площадей в аренду, а производство сложных машин.

Когда я говорю о слияниях и поглощениях, имею в виду, что наша корпорация планирует покупку профильных для нее бизнесов. Идут переговоры по этому поводу. Уралвагонзавод уже приобрел довольно известное предприятие во Франции, в Лилле, по изготовлению литья, поковок, тележек, запасных частей. Оно является поставщиком для 150 европейских фирм, включая крупнейшие компании, имеющие сборочное производство в Европе. Мы понимаем, что получение передовых технологий — либо кооперационные, либо лицензионные соглашения, но иногда компании приходится просто покупать…

— Когда и на какие проекты ЧТЗ в первую очередь пойдут инвестиции?

— Надеюсь, это произойдет уже в IV квартале нынешнего года. Я имею в виду проекты технического перевооружения — приобретение комплексов оборудования для создания новых технологий производства двигателей и инженерных машин.

— Будут ли в процессе модернизации создаваться новые рабочие места?

— Модернизация обычно не связана не с увеличением числа рабочих мест, не с их существенным сокращением. Я думаю, задача завода сейчас не в увольнениях и не в наборе людей. Главное — обучение и переобучение. На ЧТЗ очень хороший персонал. И дело не только в образовании и опыте заводчан — в некоем фокусировании сознания. Машиностроительный бизнес, техническая деятельность требуют особого типа ментальности. Объединение компетентных людей, такой ментальностью обладающих, позволит успешно войти в модернизацию. А это, повторяю, потребует существенного переобучения, что и является нашей задачей на последующие несколько лет. На заводе создается специальное направление по оптимизации бизнес-процессов, обучению, стимулированию изобретательской и рационализаторской деятельности.

— Какие задачи вы считаете для себя первоочередными? Что изменится на предприятии уже в этом году?

— Мои задачи как руководителя ничем не отличаются от задач других генеральных директоров. Уралвагонзавод — государственная, хотя и бизнес-ориентированная компания. Ключевая задача — в течение трех-четырех лет выйти на высокую капитализацию, прозрачность и эффективность бизнеса. Такой вектор задан советом директоров корпорации во главе с заместителем министра промышленности и торговли Д.В. Мантуровым. Компания будет приватизирована. Во всяком случае, часть акций станет продаваться инвесторам.

Что изменится в этом году? Чудес не бывает. Наша задача — шаг за шагом все делать спокойно, последовательно, без штурмовщины. Но, уверен, в ближайшие три года произойдет существенное изменение облика ЧТЗ. Тому будет способствовать новое оборудование, квалификация персонала, другие технологии производства и управления.

Caterpillar может стать партнером

— Как вы оцениваете перспективы сотрудничества с Caterpillar? Обсуждается ли вопрос о создании совместного предприятия?

— Это довольно сложная и неудобная форма сотрудничества, очень популярная в начале 90-х. Сегодня речь идет о лицензионном или кооперационном производстве техники. Именно эти вопросы обсуждались на встрече с одним из топ-менеджеров американской корпорации, курирующим работу филиалов в Восточном полушарии. Уточняются конкретные виды машин, которые мы будем выпускать совместно с партнерами из США. Договариваемся о производстве запчастей как для российских заводов Caterpillar, так и для его европейской площадки.

— Одним из соучредителей и собственников ООО «ЧТЗ — Уралтрак» является правительство области, владеющее 19 процентами акций. Планирует ли Уралвагонзавод выкупить их?

— Да, идут переговоры с руководством региона об условиях выкупа этого пакета акций.

— Что в результате такой сделки получит область: активы ЧТЗ, часть его территории?

— Выкуп этой доли будет производиться путем перечисления денег на счет правительства Челябинской области либо указанных им юридических лиц. Схема прозрачная, механизм открытый. Все будет сделано в соответствии с законодательством РФ.

Больше льгот или выше зарплата?

— Планируется ли обновление модельного ряда техники с маркой «ЧТЗ»?

— Конечно. Это обычная работа любой машиностроительной компании. Дивизион дорожно-строительной техники корпорации «Уралвагонзавод» в ближайшие три года должен довести объем годовых продаж до 30–40 миллиардов рублей. Применительно к ЧТЗ речь идет о 13–15 миллиардах. Но в узких рамках существующих ниш производства и географии сбыта продукции этого не сделать. Ставится задача по расширению линейки выпускаемых машин и завоеванию новых рынков, в том числе за рубежом. Предполагается существенно увеличить объем экспортных поставок.

Бренд ЧТЗ хорошо известен и феноменально узнаваем. Надо только умело напоминать о нем покупателям, поддерживать интерес к изделиям Челябинского тракторного завода, оперативно реагировать на предложения и даже капризы партнеров.

— Возможна передача части производства тракторов и экскаваторов с Уралвагонзавода на ЧТЗ?

— Головная площадка УВЗ на ближайшие три года загружена заказами. Свободных территорий практически нет, поэтому действительно рассматривается вопрос о передаче выпуска некоторых моделей инженерных машин из Нижнего Тагила на ЧТЗ.

— Останется ли в составе ЧТЗ моторное производство?

— Да. Оно сохранится как подразделение ЧТЗ и вместе с ним войдет в состав дивизиона дорожно-строительной техники корпорации «Уралвагонзавод». Нецелесообразно дробить единый моторостроительный комплекс на две части, одна из которых специализировалась бы на изготовлении тракторных двигателей, другая — танковых.

— На ЧТЗ сохранит свою силу коллективный договор? Предполагается увеличивать число социальных программ?

— Коллективный договор будет выполняться. Это наша обязанность. Я не вижу причин, которые бы заставили нас не принять во внимание столь важный для людей документ.

Расширение социальных программ — гораздо более сложная задача. Средства на их финансирование берутся из фонда заработной платы, и обеспечить равный доступ заводчан ко всем льготам не удастся. В любом большом коллективе есть прослойка людей, «специализирующихся» на их получении. Но есть и скромные сотрудники, никогда не пользующиеся дополнительными благами. Таким образом, нарушается принцип социальной справедливости. Поэтому мы должны посоветоваться с коллективом и выяснить, чего хотят люди: дешевых путевок в санаторий или достойной заработной платы, по уровню которой ЧТЗ сможет конкурировать с трубопрокатчиками, металлургами... Думаю, в 90 случаях из 100 заводчане проголосуют за повышение зарплаты и, конечно, сами смогут правильно распорядиться заработанными средствами.

Всеволод СМИРНОВ,
Виктор ЛУНИН.







Новости членов палаты