The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Андрей Коршунов: «Клиенты выстояли с нами 
все кризисы»

Благополучие бизнеса — в руках самих предпринимателей, уверен председатель Коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая» Андрей Коршунов. О том, как прервать цепочку предпринимательских неудач, идет речь в этом интервью.

Korshunov.png


— Андрей Геннадьевич, сегодня невозможно представить современный бизнес без надежной юридической поддержки. Какие услуги, предоставляемые вашей коллегией, наиболее востребованы среди предпринимателей? 
— Наша коллегия изначально создавалась с целью оказания юридической помощи именно предпринимателям. Однако если мы работаем с клиентом, то занимаемся всеми правовыми проблемами, с которыми сталкивается он и члены его семьи. А это вопросы, касающиеся не только бизнеса.  
В нашей деятельности можно выделить три основных направления — это судебное представительство, консультационное сопровождение бизнеса и проведение корпоративных семинаров по правовым вопросам. Все направления сформированы в соответствии с потребностями наших постоянных клиентов. 
— В настоящих экономических реалиях каково в целом настроение предпринимателей? Наблюдаете ли вы тенденцию роста числа обращений к вам за помощью? 
— Настроение предпринимателей, как всегда, боевое, хотя терпение у некоторых, кажется, уже подходит к концу. Иногда думаю, что каждому, кто в сегодняшних условиях продолжает заниматься бизнесом, нужно поставить памятник из золота и в полный рост. 
Несмотря на молодой возраст коллегии, с некоторыми компаниями мы начали работать задолго до ее создания, еще будучи юристами обычной консалтинговой фирмы, и сотрудничаем вот уже 15 лет. Вместе пережили все кризисы, совместно решили немало проблем. Во многом это заслуга самих предпринимателей, которые с должным вниманием относятся к юридической составляющей своего бизнеса. Такие всегда будут легче переживать любые невзгоды, претензии надзорных органов, проблемы с контрагентами и персоналом.
Часть клиентов появилась именно на пике кризисных явлений. Мы всегда готовы прийти на помощь предпринимателю. Именно кризис свел нас с некоторыми очень достойными представителями предпринимательского сообщества. 
Однако если мы видим, что предприниматель хозяйствует неразумно, то, как правило, воздерживаемся от сотрудничества с ним. Сегодня он не выплатил работникам зарплату — купил себе новый автомобиль, завтра — не выполнил обязательства перед контрагентами, послезавтра — лишился деловых партнеров. Такого предпринимателя никакие юристы не спасут. Долго он так не проработает. А нам интересны долгосрочные 
партнерские отношения.
— Выбор хорошего юриста столь же сложен, как и выбор врача. Рынок юридических услуг всегда был перенасыщен. По каким критериям в настоящее время можно оценить профессионала? 
— Какие-то критерии оценки сформулировать непросто. Есть, например, такой критерий, с которым трудно не согласиться: профессионал знает пределы своих возможностей. Еще одно правило — со специалистом должно быть комфортно работать. Если этого нет, то и понимания, скорее всего, не будет. Не будет и результата. 
Еще на что я обратил бы внимание: если юрист вам постоянно обещает одно, но всегда происходит по-другому, это, скорее всего, не ваш юрист. Предприниматель должен быть уверен в выбранном специалисте. 
Рекламным объявлениям вряд ли стоит доверять, поскольку уровень рекламных технологий и приемов манипуляции сознанием потребителя в настоящее время приближается к гипнозу. 
Наиболее точную оценку специалисту можно дать исходя из положительного опыта решения с ним юридических проблем. Это может быть как личный опыт, так и опыт знакомых, коллег.
Именно поэтому к нам чаще всего обращаются по рекомендациям людей, которые уже работали с нами. Однако мы никогда не обещаем положительного результата в суде — здесь многое зависит не от нас. Можем лишь гарантировать, что приложим максимальные усилия для успешного исхода судебного процесса. 
— Какие интересные судебные дела были в 2017 году?
— Для клиента именно его проблема является самой важной, поэтому мы к каждому делу подходим как к уникальному и интересному. Если же к делу относиться иначе, то есть риск что-нибудь в нем упустить.
В этом году, например, завершили многолетний спор о принадлежности объекта недвижимости. Основания для спора появились еще в годы приватизации, когда важно было получить собственность, а тонкости с документальным оформлением мало кого интересовали. Прошло время, и вопросы расположения границ участков и принадлежности проходящих по ним сетей стали злободневными. К чести спорящих, они вышли из конфликта, сохранив добрые парт-нерские отношения. Конечно, не без нашей помощи. 
Дела, касающиеся строительства, продолжают удивлять открытием новых возможностей для споров сторон. И, как это обычно бывает на стройке, должного внимания к документальному оформлению своих отношений стороны не проявляют. Картину событий приходится восстанавливать по переписке и прочим косвенным доказательствам. Это достаточно увлекательное занятие.
Кроме того, в последнее время увеличилось количество судебных разбирательств, связанных с обжалованием решений и действий контрольно-надзорных органов. Причем если с высоких трибун говорится о поддержке малого и среднего бизнеса, то на деле имеет место совсем другое видение этого вопроса. То, что происходит в реальности, мало соотносится с призывами об ослаблении административного давления на бизнес. 
— Какие рекомендации вы можете дать предпринимателям, сталкивающимся с противоправным воздействием на них?
— В первую очередь быть готовым к тому, что такое воздействие произойдет. Персонал должен знать, как правильно себя вести в данной ситуации. Нелишней будет отработка действий сотрудников по типу тренинга. 
Любые действия контрольно-надзорных органов, которые представляются незаконными, нужно обязательно обжаловать. Многие предприниматели не хотят тратить на это время, и их можно понять, им нужно заниматься своим бизнесом. 
Нередко издержки по обжалованию, например, того же административного штрафа, выше, чем сам штраф. Кажется, что проще и дешевле его заплатить. А прав ли контролирующий орган, не так уж и важно. Но здесь нужно понимать, что реакция предпринимателей на нарушение их прав тоже формирует бизнес-среду. Если молчать, контролирующие органы будут продолжать свою работу в том же духе. А если они будут видеть, что предприниматели реагируют и против любого нарушения закона идут до конца, требуя защиты своих прав, то ситуация, скорее всего, изменится. Поэтому затраты на обжалование можно рассматривать и как своеобразные инвестиции в формирование благоприятной среды для ведения бизнеса. 
— Какие законодательные изменения ожидают малый и средний бизнес в 2018 году? К чему готовиться?
— Как говорят англичане: готовиться надо к худшему, а надеяться на лучшее. Малый и средний бизнес должен не пассивно ждать изменений в законодательстве, а активно продвигать свои интересы в законотворческой сфере. Иначе он вряд ли дождется чего-то хорошего.
Думаю, здесь будет уместно привести цитату из фундаментального труда одного из выдающихся правоведов современности Ричарда Познера «Экономический анализ права»: «Характерным продуктом демократического и, наверное, любого законодательного процесса является беспринципное перераспределение благосостояния в пользу политически влиятельных групп интересов». И если сегодня малый и средний бизнес говорит о несовершенстве законодательства, которое не учитывает его интересы, то не означает ли это, что МСБ как группа влияния слабо представлена в законотворческом процессе? 
Законотворческая деятельность — это продукт борьбы двух сторон. У государства задача одна — выполнить социальные обязательства, сформировать бюджет. Поэтому сколько предприниматели позволят у них забрать, столько и будет взято.
Предприниматели нередко высказывают недовольство существующим законодательством, однако в массе своей не спешат объединяться, чтобы их голос был услышан. Тем более что площадки для диалога с властью уже есть. Например, система торгово-промышленных палат очень активно представляет интересы предпринимателей, в том числе и в отношениях с государством. Жаль, что предприниматели пока или не верят в перспективы своего участия в бизнес-объединениях, или просто не придают этому значения. Однако на положительные изменения можно надеяться только тогда, когда предприниматели начнут бороться за свои интересы.

Беседу вела Марина Родионова

AA_logo.png

Коллегия адвокатов Челябинской области 
«Экономическая» (КА ЧО «Экономическая»)
454091, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 46, оф. 422 
Тел. (351) 215-38-38
E-mail: 2153838@mail.ru   www.economlaw.org






Новости членов палаты