The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Борьба за бренд

Интеллектуальная собственность является одной из важнейших составляющих активов любого предприятия. Квалифицированное управление ею позволяет компании уверенно чувствовать себя на рынке, максимально эффективно использовать свои конкурентные преимущества. 
О необходимости защиты объектов ИС рассказывает в интервью директор центра интеллектуальной собственности Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, кандидат технических наук Людмила Солодкина.


Solodkina.png
Людмила Солодкина,
директор центра ИС ЮУТПП


— Людмила Александровна, к чему может привести невнимательное отношение к объектам интеллектуальной собственности? 
— Каждый из нас постоянно следит за своей собственностью, не допускает, чтобы она была украдена или уничтожена. Точно так же предприятия должны относиться к своей интеллектуальной собственности. Часто компании забывают об этом, оставляя объекты интеллектуальной собственности без должного внимания. Такое отношение может привести не только к значительным финансовым потерям предприятия, но и к снижению деловой репутации, утрате доверия со стороны клиентов.
— Расскажите подробнее о рисках, связанных с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности.
— Приведу ряд примеров из практики.
Предприятие имеет зарегистрированный товарный знак. Как известно, он регистрируется на 10 лет. По истечении этого срока регистрацию необходимо продлить, иначе товарный знак становится недействительным. Некоторые предприятия забывают об этом и продолжают его использовать, как и раньше. В это время недобросовестный конкурент может зарегистрировать данный товарный знак и начать предъявлять претензии к бывшему правообладателю.
В данной ситуации можно добиться прекращения охраны товарного знака, полученного недобросовестным конкурентом, но для этого придется потратить много сил и времени. Поэтому мы всегда напоминаем о необходимости своевременного продления товарного знака, а также о его незамедлительной корректировке в случае изменения данных о предприятии.
Распространены факты о размещении недобросовестными конкурентами на своей продукции обозначения, схожего с товарным знаком другого предприятия. Важно быть постоянно начеку и следить за подобными случаями, пресекая неправомерное использование своего товарного знака. Бездействие, как правило, приводит к испорченной репутации компании и серьезным негативным последствиям для ее прибыльности. Чтобы предотвратить подобные риски, в нашем центре проводятся экспертизы, помогающие доказать сходство до степени смешения товарных знаков.
Еще один пример: компания давно и успешно использует логотип, но почему-то не регистрирует его в качестве товарного знака. Воспользовавшись ситуацией, не-добросовестный конкурент оформляет его на себя, а потом предъявляет претензии. И опять мы долго и упорно добиваемся прекращения охраны товарного знака, хотя стоило лишь вовремя подать заявку на его регистрацию. 
Кроме того, очень часто новое или уже функционирующее предприятие с целью индивидуализации товаров и услуг начинает использовать какой-либо логотип, не проверив его на новизну. Бывает так, что уже потрачены немалые средства на рек-ламную кампанию, заказаны вывески, нанесен логотип на документацию, и только тогда предприятие обращается за проведением проверки обозначения на новизну. В результате выясняется, что этот логотип уже кем-то используется (товарный знак зарегистрирован или находится на регистрации). За нарушение исключительных прав на товарный знак предприятие может требовать компенсацию до 5 млн рублей.
— А как предотвратить нарушения патентов на изобретение или полезную модель?
— Для выявления и пресечения данных нарушений мы проводим патентоведческие экспертизы, результаты которых могут помочь при доказательстве, в том числе в суде, неправомерных действий в отношении патентообладателя.
Еще одним из важнейших направлений работы центра является проведение экспертиз на патентную чистоту. Обычно они требуются при внедрении на предприятии новых видов продукции, заключении международных контрактов на экспорт или импорт продукции, создании новых производств.
Основным условием конкурентоспособности и жизнеспособности объекта является патентная чистота, которая обеспечивает возможность свободного использования объекта в какой-либо стране без нарушения действующих на ее территории исключительных прав третьих лиц.
Чтобы установить, не будут ли нарушаться при производстве, экспорте или импорте права третьих лиц, необходимо провести довольно сложные исследования по специальной методике, разработанной Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС). Специалисты центра интеллектуальной собственности ЮУТПП оказывают консультационную помощь предприятиям по вопросам осуществления экспертиз на патентную чистоту. Мы также на постоянной основе проводим обучающие семинары, в том числе выездные, по методике проведения таких экспертиз.

Вопросы задавала Марина Родионова






Новости членов палаты