The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Стратегия 2020: развитие предпринимательства и

Стратегия 2020: развитие предпринимательства и формирование среднего класса

     Динамичное развитие общества в значительной мере зависит от системы ценностей, лежащих в основе не только государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, но и в повседневной жизни каждого человека. В связи с этим сегодня требуются новые подходы к государственному управлению развитием общества, связанные в первую очередь с человеком, развитием его интеллектуального потенциала, способностью создавать новые знания и овладевать новыми технологиями.

    

Изменения, происходящие в России, повлекли за собой существенное повышение роли регионов в осуществлении социально-экономической политики при внедрении механизмов обеспечения качества жизни. Каждая территория в силу своей региональной специфики и пути развития, менталитета, а также политической ситуации имеет особенности в достижении уровня и качества жизни населения.
    
В настоящее время требуется реформирование методов и технологий в разработке долгосрочных и среднесрочных программ социально-экономического развития. Научная концепция региональной стратегии, включающая цели, принципы и приоритетные направления работы, является необходимой теоретической предпосылкой, для успешной реализации которой необходимо создание эффективного механизма социально-экономического управления, способного привести в действие потенциал исполнительных органов власти Челябинской области.
    
В процессе практической деятельности органов исполнительной и законодательной власти Челябинской области все более отчетливо вырисовываются основные черты и подходы формирования целостной системы улучшения качества жизни населения и формирования среднего класса, определены ее цель и приоритетные направления. В октябре 2007 г. постановлением ЗСО Челябинской области от 25 октября 2007 г. № 890 утверждена «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года», разработанная правительством области.
    
В рамках стратегии предлагается организационно-методическая технология оценки развития территориальной общности, алгоритм конструирования модели социально-экономической политики, а также осуществление контроля за реализацией основных направлений и определение организационно-методических трудностей воплощения стратегии, путей оптимизации государственного управления.
    
Главная цель стратегии — рост благо-состояния и качества жизни населения за счет устойчивого и динамичного развития и повышения конкурентоспособности экономики Челябинской области — определяет алгоритм разработки региональной социально-экономической политики с учетом полученных показателей качества жизни. Среди приоритетов стратегии в социальной сфере необходимо выделить достижение следующих индикативных показателей: увеличение продолжительности жизни не менее чем до 75 лет (в 2008 г. — 67,23 года); сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума до 5 процентов (в 2008 г. — 11,3 процента); рост реальных денежных доходов и реальной заработной платы населения не менее чем в 4 раза; увеличение обеспеченности жильем на одного человека до 30 кв.м (в 2008 г. — 22 кв.м).
    
Данных показателей предполагается достичь за счет динамичного экономического развития, в том числе:
    
— увеличения доли занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности занятых в экономике области до 55 процентов, т. е. по существу формирования среднего класса;
    
— доведения к 2020 г. ежегодного объема инвестиций в основной капитал до 677 млрд руб., иностранных — до 2,8 млрд долл.;
    
— увеличения ежегодных объемов строительства жилья до 4 млн кв.м;
    
— роста экспорта до 11 млрд долл. в год.
    
Основным направлением создания среднего класса является развитие предпринимательства, а именно: стимулирование малого и среднего предпринимательства, создание условий для самозанятости населения, снижение административных барьеров, внедрение инноваций.
    
С 2000 по 2008 гг. продолжалась структурная перестройка экономики области: произошло увеличение объемов промышленного производства и валового регионального продукта в 1,8 раза, при этом доля промышленности в ВРП сократилась более чем на 10 процентов, а сектор малого бизнеса и услуг увеличился более чем вдвое. В области реализуется V областная целевая программа по развитию малого и среднего предпринимательства, рассчитанная на 2009 — 2011 гг., с общим объемом финансирования из средств областного бюджета 211 млн руб.
    
Кроме того, область участвует в федеральных конкурсах: в 2009 г. было привлечено дополнительно из федерального бюджета 318,1 млн руб. для поддержки начинающих предпринимателей, субъектов молодежного предпринимательства, софинансирования муниципальных программ развития малого бизнеса, компенсации процентов по кредитам и лизинговым платежам предпринимателей.
    
Приоритетными направлениями реализации программы в 2009 г. являлись: сокращение административных барьеров, снижение налоговой нагрузки, имущественная поддержка, финансовая поддержка предпринимателей.
    
Для уменьшения налоговой нагрузки на бизнес ЗСО Челябинской области принят ряд законов. Согласно Закону от 30 апреля 2009 г. № 418-ЗО «Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения на территории Челябинской области» снижена налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения.
    
Закон от 26 ноября 2009 г. № 502-ЗО «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Челябинской области», который стимулирует развитие малого бизнеса по 69 видам деятельности и позволяет вовлечь в предпринимательскую деятельность незанятое население Челябинской области, значительно сократить организационные издержки, упростить налоговый учет и обеспечить пенсионные гарантии работающим гражданам.
    
Адресная финансовая поддержка — это наиболее востребованная предпринимателями форма поддержки в рамках реализации областной целевой программы. В 2009 г. на оказание финансовой поддержки направлено 397,2 млн руб., из них:
    
— 49,7 млн руб. — на возмещение процентов по кредитам и лизинговым платежам 167 представителям малого и среднего бизнеса;
    
— 6 млн руб. — на компенсацию затрат по реализации предпринимательских проектов 46 субъектам молодежного предпринимательства;
    
— 22 млн руб. — на предоставление грантов 98 начинающим предпринимателям на создание собственного дела;
    
— 25 млн руб. — на софинансирование 13 муниципальных программ развития предпринимательства;
    
— 45 млн руб. — на финансовую поддержку предпринимателей из средств местных бюджетов.
     
В результате оказания данных форм поддержки создано несколько тысяч рабочих мест.
    
Для обеспечения доступа к кредитным ресурсам, развития системы предоставления поручительств создан фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства «Гарантийный фонд» с имущественным взносом 278,4 млн руб. Всего в результате проведенных организационных мероприятий к марту 2010 г. в фонд поступило 66 заявок от предпринимателей, по 49 выданы поручительства на общую сумму 61,6 млн руб. Объем выданных кредитов составил 167 млн руб.
    
Активно реализуются меры по имущественной поддержке малого бизнеса. В результате в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части формирования перечней муниципального имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства в 2009 году:
    
— утверждено 107 перечней муниципального имущества, включающих 1,8 тыс. объектов общей площадью 797,3 тыс. кв.м, а также перечень областного имущества (49 объектов площадью 11,2 тыс. кв.м.);
    
— подано 987 заявок на выкуп арендуемых муниципальных и областных помещений. В отношении 557 объектов были приняты положительные решения, а часть из них, 297 помещений общей площадью 46,6 тыс. кв.м, выкуплена в собственность предпринимателями.
    
Кроме того, в рамках реализации областной целевой программы по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области на 2009 год оформлены документы на организацию собственного дела 1301 безработному, при этом создано 1889 новых рабочих мест.
    
Важное место в плане посткризисных мер отводится дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства. Малый бизнес формирует шестую часть доходов областного бюджета. В этой сфере занято около 600 тысяч южно-уральцев — треть экономически активного населения области. Предпринимаемые меры в определенной степени способствуют снижению социальной напряженности в Челябинской области, стабилизации социально-экономического развития и повышению качества жизни населения.
    
Согласно результатам исследований с учетом снижения качества жизни населения Челябинской области, вызван- ного влиянием финансово-экономичес-кого кризиса, в самых общих чертах представляется необходимым принять следующие меры по развитию предпринимательства:
    —
не допустить дальнейшего снижения доходов населения Челябинской области, добиться их стабилизации;
    —
создавать условия трудоспособному населению для обеспечения своих жизненных потребностей за счет увеличения количества рабочих мест, стимулирования к предпринимательству, к высокопроизводительному труду и в конечном итоге способствовать формированию устойчивого среднего класса;
    — создавать условия для самозанятости населения путем поддержки и развития малого предпринимательства;
    — уделять большое внимание решению проблем, связанных с регулированием трудовых отношений, безработицей, вопросам защиты трудовых прав граждан, оплаты труда, государственно-частному партнерству;
    — стимулировать развитие новых инновационных, передовых производств на территории Челябинской области.
    
Предложенный комплекс мер по осуществлению стратегического выбора, направленного на развитие предпринимательства и формирование среднего класса, можно использовать при доработке Стратегии Челябинской области до 2020 года с учетом новых реалий и корректировки основных приоритетов в условиях складывающейся ситуации в стране и мире.







Новости членов палаты