The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Нужна антикризисная программа общественных работ для всей страны

Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, в интервью Finversia.ru рассказал, что правительство сделало правильно во время кризиса и в чём ошиблось, о том, что кризис «выбил из седла» не менее 50% предпринимателей и что делать, чтобы нивелировать негативные последствия кризиса.

– Владимир Андреевич, вы, как никто другой и ваша организация, как ни одна другая, держит руку на пульсе того, что происходит в экономике. Вот закончился период карантина, скажите, бизнес жив?

– Жив, конечно. Мы уже 30 лет тренируемся преодолевать различные кризисы, и мы уже научились выживать в любых условиях. Мне кажется, ни одна другая страна не может подобным похвастаться. Уверен, что любая страна давно бы легла, если бы прошла через такие испытания – через какие мы проходим регулярно.

– Это как в известной поговорке: нас прессуют, а мы становимся крепче и лучше, сильнее.

– Именно так.

– Государство потратило огромное количество денег на поддержку бизнеса и населения. Скажите, достаточна ли помощь?

– Помощь была оказана населению и работникам. И сама методика поддержки этого сектора не вызывает у меня вопросов – всё было сделано правильно и достаточно оперативно. Теперь про помощь бизнесу. Тут были допущены ошибки, которые для многих оказались фатальными. Это связано с определениями, каким бизнесам помогать, а каким – нет.

– Так называемый подход по ОКВЭД?

– Да. Именно тут мы допустили ошибку. Надо было, всё-таки, исходить из добросовестности наших предпринимателей. Надо было взять реестр ФНС и признать, условно, что весь бизнес, который находится в этом реестре – бизнес добросовестный. Потом бизнес мог бы направить заявку на помощь, указав, что у него такие и такие проблемы, такое-то сокращение выручки и так далее. А потом – в течение какого-то срока – предоставить необходимые подтверждающие документы. Между прочим, так поступил весь мир. Иностранному бизнесу – когда начался кризис – приходило по электронной почте уведомление: пожалуйста, сообщите о ваших потерях. И государство им через 2 недели перечислило помощь. А потом они собрали документы и подтвердили свои потери.

Теперь, что касается поддержки экономики. Тут, совершенно очевидно, были допущены ошибки. Нужно было организовать для малого и среднего бизнеса общественные работы. Это ремонт, обслуживание, наведение порядка и так далее. Это обычные коммунальные работы муниципального характера. Это бы здорово поддержало экономику.

– Скажите, а насколько фатальными ошибки правительства оказались для бизнеса? Какая доля предпринимателей пострадала?

– Торгово-промышленная палаты, как только начался кризис, запустила «Бизнес-барометр» – это серия опросов. Так вот, судя по данным этого Барометра, пострадало 50% предпринимателей. Это МСБ. Большинство из этого числа заявляют, что они пострадали более, чем на 30% – что их бизнес сократился не менее, чем на 30%. С другой стороны, у нас удивительная статистика. Если вы обратитесь к реестру МСБ на сайте ФНС, то обнаружите любопытные вещи. Что в этом году из месяца в месяц у нас растут показатели деятельности МСБ с точки зрения объёмов...

Чтобы быть не голословным, я назову цифры. На 1 января 2020 года объём продукции МСБ был на уровне в 6,1 трлн рублей, а на 1 июня 2020 года – уже 7,6 трлн рублей. Как говорится, без комментариев. Проблема в том, что правительство очень часто принимает решения, ориентируясь на формальную статистику. Конечно, в этой ситуации можно сделать справедливый упрек и в адрес МСБ – из-за того, что немалое количество предприятий МСБ находится в так называемой «серой зоне».

– Экономисты, которые читали правительственную программу выхода из кризиса, откровенно смеялись. Потому что положения этой программы неадекватны ситуации. Согласны, что правительство и бизнес живут в параллельных вселенных?

– Я бы не хотел в этой ситуации ругать правительство. В отличие от ситуации 2008 года и 2014 года они приняли оперативное и в целом адекватное решение. В целом. Но если говорить об общенациональном плане выхода из кризиса, то, совершенно справедливо, этот план подвергся серьёзной критике. И даже президент сразу сказал: поторопились, погорячились, давайте спокойно сделаем ещё один вариант. Знаете, проблема в чём? Правительство пытается сделать этот план планом развития. Но ужа с ежом скрещивать не надо! Надо сделать 2 плана. Первый – краткосрочный на 3 года – ведь давайте уже честно признаем, что мы вернёмся к показателям 2019 года не ранее, чем к 1 января 2023 года. В этом году упадём на 5-6%, а потом будем медленно подниматься. Второй план должен быть планом развития. Это стоит подготовить примерно к середине следующего года.

Экономика России за последние 30 лет отставала от общемировой в 1,5 раза. Весь наш так называемый рост – это отстающий рост! И так все 30 лет. А нам нужен догоняющий рост. У нас низкий уровень вложений в основной капитал – на уровне 17%.

– А нужно, как минимум, 25%?

– Да, чтобы не отставать и наверстать упущенное. А лучше за 30%! Мы превратились в страну-кубышку, у нас основной вид накоплений – это сбережения. И так бесконечно. Мы изымаем из экономики деньги и складируем их. Но ведь ещё Карл Маркс сказал, что деньги, которые не создают деньги, не являются капиталом.

– Есть ли признаки, что в правительстве понимают, что происходит в экономике?

– ТПП очень много предложений направила в правительство, и мы продолжаем это делать. Я вижу резолюции председателя правительства. Они разумные и правильные. Вопрос в том, насколько аппарат правительства, аппарат министерств готов к переменам. Вопрос сложный. Некоторые страны идут по пути создания государственного офиса развития – параллельного офиса правительства. По этому пути пошёл Узбекистан, кстати. Пришло время создать такой офис и у нас. Кстати, когда в правительство пришёл Андрей Белоусов, я был глубоко убеждён, что он пришёл именно для решения такой задачи – задачи развития.

– Давайте сформулируем болевые точки для бизнеса?

– Главный риск – возникновение замкнутого круга. Есть такая закономерность: когда экономика растет, то растет всё: банки кредитуют всех, риски снижаются. Как только начинается спад, возникает обратная закономерность: стоимость активов снижается, кредита становится меньше, снижение финансирования ещё больше снижает стоимость активов. И так далее. Все начинают экономить, спрос падает, и всё работает на кризис. Это огромная опасность – попасть в этот замкнутый круг и покатиться вниз. Поэтому правительство сейчас должно подготовить специальную программу общественных работ. У нас непочатый край работы – дороги, ЖКХ, ветхое жильё. У нас достаточно денег, чтобы оплатить это. Для населения, у кого нет работы, для МСБ – у кого нет бизнеса.

– Короткий прогноз до конца года. Будем расти, будем оступаться?

– 50% бизнеса восстановилось. Плюс, я думаю, что будут колебания цен на энергоносители, но, уже видна их положительная динамика. Оценки по сельскому хозяйству у нас достаточно оптимистичные. Есть достаточно оснований для оптимистического взгляда, что мы к концу года преодолеем падение и увидим первые скромные попытки экономического роста.

Источник: https://www.finversia.ru/interview/vladimir-gamza-nuzhna-antikrizisnaya-programma-obshchestvennykh-r...



20.07.2020
779






Новости членов палаты