The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Снижение давления на бизнес послужит улучшению делового климата в Челябинской области

На полях форума «Власть и бизнес: взгляд в будущее», который проходил сегодня в Челябинске, представители предпринимательского сообщества, органов власти, контрольных организаций и деловых объединений в рамках круглого стола обсудили возможные пути снижения административного давления на бизнес в регионе. Участники сошлись во мнении, что в основе любых проверочных мероприятий со стороны органов контроля и надзора должен лежать рискориентированный подход, а само число проверок должно снижаться. 

Положительная динамика в этом направлении уже фиксируется. Так, по словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области Александра Гончарова, в «Индексе административного давления», формируемом институтом уполномоченного при Президенте России, по итогам 2020 года Южный Урал улучшил позиции и переместился с 25 на 16 место. В целом в прошлом году органы власти и контрольно-надзорные органы показали готовность воспринять экстренные меры, связанные с пандемией, поддержали мораторий на проверки и переход к профилактическому подходу. Как результат – общее количество проверок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях снизилось на 60%. 

«Важнейшим моментом по итогам анализа Индекса является то, что мораторий на проверки практически не повлиял на количество случаев причинения вреда поднадзорными субъектами. Это говорит об отсутствии прямой связи между реальным причинением вреда и привлечением к ответственности предпринимателей», – отметил Александр Гончаров. 

Административное давление на бизнес – одна из глобальных системных проблем, особенно в условиях действующих ограничений в связи с пандемией. Меры по его снижению принимаются на всех уровнях. Важнейшим условием эффективности этой работы является открытый диалог между бизнесом и властью, качественная обратная связь. Одним из инструментов такой обратной связи является Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, который ежегодно составляется Агентством стратегических инициатив. В нем по итогам 2020 года Челябинская область занимает 9 место. 

«Мы используем данные рейтинга, чтобы видеть системные проблемы, с которыми сталкивается бизнес и предпринимать своевременные меры по их решению, а также замерять усилия всех уровней власти на территории региона в сравнении с другими регионами Российской Федерации. К сожалению, по-прежнему мы видим низкую оценку бизнеса региона по уровню административного давления на бизнес», – подчеркнула министр экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева

По словам министра, низкой оценки бизнеса по итогам 2020 года заслужили показатели Нацрейтинга, которые касаются среднего количества контрольно-надзорных мероприятий в год, количества запрошенных у предприятия при проведении плановых и внеплановых проверок дополнительных документов, доли компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий и удовлетворенности предпринимателей удобством и понятностью прохождения контрольно-надзорных мероприятий. 

Качество и эффективность организации регионального государственного контроля (надзора) является одним из факторов, формирующих инвестиционную привлекательность в субъектах России. Татьяна Язовских, заместитель руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Челябинской области – начальник Управления государственной службы и противодействия коррупции Правительства Челябинской области, рассказала участникам круглого стола, что с 1 июля текущего года вступил в силу новый федеральный закон о госконтроле. В числе основных изменений то, что рискориентированный подход теперь применяется для всех видов государственного контроля. Также расширен список конрольных мероприятий, и инспектор вправе выбрать более простой способ проведения проверки. Для информационного сопровождения введены в действие две информсистемы – Единый реестр видов контроля и Единый реестр контрольно-надзорных мероприятий. К 2024 году предусмотрен полный переход на электронный документооборот при осуществлении контроля. Но основная парадигма нового закона – приоритет профилактических мер перед контрольно-надзорными мероприятиями. 

«Это значит, что в первую очередь контрольный орган должен думать, как предотвратить нарушение, а не как выявить его и наказать», – резюмировала Татьяна Язовских. 

К диалогу с участниками круглого стола в очно-заочном формате присоединились представители предприятий и организаций Челябинской области. В частности, они озвучили вопросы, связанные с проверкой расходования бюджетных средств, полученных в институтах развития на реализацию инвестиционных проектов, а также с расширением практики применения компенсации бизнесу понесенных затрат при выявлении необоснованности претензий контрольно-надзорных органов. 

Для получения объективной картины о работе над улучшением делового климата на местах аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Челябинской области с апреля по июль 2021 года проводился мониторинг, на основе которого составлен рейтинг муниципального делового климата Челябинской области в 2020 году. Методика сохраняет преемственность с методикой АСИ – сосредоточена в целом на оценке деятельности органов местного самоуправления, но в целях более детального анализа включает дополнительные показатели. Исходя из полученных результатов, сделаны выводы и разработаны рекомендации, которые направлены в Правительство Челябинской области и будут представлены главам муниципальных образований для корректировки работы и применения лучших практик. 

По итогам заседания все участники сошлись во мнении о необходимости продолжать мониторинг контрольно-надзорной деятельности и поддерживать открытый диалог бизнеса и власти для предупреждения любых форм давления на предпринимателей и создания благоприятного климата для их работы.



11.11.2021
1385






Новости членов палаты