The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Рекомендации XIV Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век»

Торгово-промышленная палата Российской Федерации и участники Форума полагают, что политика в области эффективного управления интеллектуальными правами, их действенного использования требует системного подхода и согласованного участия всех органов государственной власти, отечественных предпринимателей, научных и инженерно-конструкторских учреждений, общественных образовательных организаций и общества в целом. 

Торгово-промышленная палата Российской Федерации и участники Форума, выражая убежденность, что эффективная система управления интеллектуальными правами – это неотъемлемая часть современной национальной и глобальной экономики, основанной на знании и человеческом капитале, подтверждая особую значимость доступности инструментов фиксации и защиты интеллектуальных прав для модернизации экономики страны и роста доли в ней высокотехнологичных индустрий, сознавая необходимость улучшения условий предпринимательской деятельности в сферах, соответствующих национальным целям и приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, обсудив проблемы, возникающие в процессе создания и использования результатов интеллектуальной деятельности: рекомендуют органам государственной власти продолжить реализовывать совместно с общественными и предпринимательскими объединениями, включая ТПП РФ, комплекс мероприятий. 

Они должны обеспечить: 

повышение эффективности и доступности правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с требованиями времени, наукоемких индустрий, развитием высоких, в первую очередь, цифровых технологий; 

трансфер технологий и поддержку приоритетных инновационных проектов; 

формирование и учет нематериальных активов, коммерциализацию интеллектуальной собственности отечественных разработчиков, в том числе, при формировании брэндов регионов и страны в целом; 

совершенствование и расширение механизмов защиты в сфере интеллектуальных прав – устранение барьеров для судебной защиты, расширение применения института арбитража и медиации для разрешения споров в сфере интеллектуальных прав, в том числе, повышение их доступности в цифровой среде; 

упрощение и удешевление, повышение качества правой охраны и защиты исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы; 

повышение квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности всех креативных индустрий – от программного обеспечения и анимации до фармацевтики, биотехнологий и современного инжиниринга и др. 

Обсудив проблемы, возникающие в процессе создания и использования интеллектуальной собственности, участники Форума выработали следующие рекомендации органам государственной власти и управления: 

1. Ввести «патентные каникулы» - освобождение от уплаты патентных пошлин за поддержание патента в силе для отечественных производителей на срок до 3-х лет. Указанная мера поддержки отечественных производителей обусловлена тем, что многие из них, столкнувшись с финансовыми трудностями, могут начать отказываться от поддержания патентов в силе. Это может привести к прекращению правовой охраны принадлежащих им патентов и отсутствию у них надлежащей защиты в сфере интеллектуальной собственности. 

2. Рассмотреть в приоритетном порядке возможность введения инструмента предварительных патентных заявок (ПЗ). Возможность подачи ПЗ может быть полезной для малого и среднего бизнеса, включая отечественные стартапы, а также для исследовательских институтов, где технологии проходят несколько этапов развития, прежде чем преобразуется в конечные продукты. Затраты на ПЗ, как правило, значительно ниже. Таким образом, инструмент ПЗ позволяет за небольшую плату оценить рыночный потенциал изобретения и в течение 12-ти месяцев решить, стоит ли вкладывать средства в изобретение. 

3. Рассмотреть возможность безвозмездной передачи прав использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных в рамках государственного оборонного заказа и государственных контрактов, организациях, являющимся разработчиками и производителями продукции в различных областях науки и техники (главным образом, в области биотехнологий, лекарственных средств, медицины, ОПК, альтернативных источников энергии, искусственного интеллекта, big-data и др.). 

4. Упростить процедуру перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности между компаниями при слиянии, реорганизации, смены организационно-правовой формы, а именно: 

4.1. Рассмотреть возможность сокращения сроков регистрации перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности до 15 рабочих дней (сейчас 68 рабочих дней) при наличии соответствующей технической и реальной возможности. 

4.2. Исключить участие заявителя в процедуре, обеспечить исполнение функции в порядке информационного взаимодействия между Роспатентом и ФНС, а именно: с момента внесения записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ (при слиянии, выделении, разделении) или о прекращении деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ (при присоединении) предоставить: 

  • соответствующую выписку из ЕГРЮЛ с данными о лице, которому перешло исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности без договора, подтверждающую изменения в связи с реорганизацией, а также сведения о правообладателе; 

  • документ, подтверждающий переход исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности без договора, 

  • в случае разделения либо при выделении предоставить передаточный акт, касающийся перехода исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, либо выписку из него. 

5. Упростить процедуру взаимодействия с Роспатентом по внесению изменений в государственные реестры, связанные с восстановлением, продлением срока действия, поддержания в силе, регистраций лицензионных договоров/коммерческой концессии (франшизы), отчуждения/перехода прав (кроме перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности между компаниями при слиянии, реорганизации, смены организационно-правовой формы). Это можно было бы сделать посредством выделения Роспатентом отдельного электронного почтового адреса для двустороннего электронного обмена "вторичными" документами и дальнейшего ведения делопроизводства в электронном варианте. В частности, предлагается: 

- разрешить экспертам Роспатента отправлять запросы/уведомления/решения и другие документы на электронный адрес заявителя или его представителя, указанный в сопроводительном письме или непосредственно в заявлении, а также принимать документы, поступившие в ответ на запрос/уведомления/решения; 

- признать легитимными ответы на запросы/уведомления/решения и другие документы, направленные заявителем или его представителем на электронный адрес ФИПС (по аналогии с приемом вторичных документов при КОВИД); 

- сократить срок внесения изменений в указанные государственные реестры до 1 недели при условии, если документы подготовлены и поданы патентным поверенным. 

Сокращение срока обусловлено тем, что документы уже проверены и оформлены зарегистрированным в реестре патентным поверенным с соответствующим расширением деятельности. Подобные упрощения позволят максимально расширить поле распоряжения правом на объекты интеллектуальной собственности, что соответствует современным потребностям формирования пула отечественных брендов на рынке. 

6. Модернизировать (упростить) процедуру регистрации лицензионных соглашений по товарным знакам, сделав ее явочной, по аналогии с процедурой регистрации программ для ЭВМ, где проверке в течение короткого периода (до одной недели) подлежит только формальная сторона вопроса, а сущностные условия не рассматриваются и не проверяются. 

Подобные упрощения позволят максимально расширить поле распоряжения правом на товарные знаки, что соответствует современным потребностям формирования пула отечественных брендов на рынке. 

7. Ввести пролонгацию до 31 декабря 2022 года срока действия товарных знаков, десятилетний период правовой охраны которых истекает ранее указанной даты (по аналогии с мерами, действующими в период пандемии 2020 года). 

8. Рассмотреть вопрос о повышении ставки при залоге прав на объекты интеллектуальной собственности. 

9. Для ускорения делопроизводства по регистрации прав на товарные знаки рассмотреть вопрос субсидирования 50% оплаты работы патентных поверенных и/или предоставления скидки за государственную регистрацию в размере 90% в случае отсутствия промежуточных запросов / уведомлений экспертизы (качественное оформление материалов заявок). 

10. Установить временное исключение дополнительных начислений в виде лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в составе таможенной стоимости товаров (пп.7 п.1 ст.40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). 

11. Снять банковские ограничения для валютных денежных переводов за оплату услуг зарубежных патентных поверенных и для оплаты официальных пошлин российскими заявителями в иных юрисдикциях. 

12. Исключить НДС на стоимость услуг зарубежных поверенных. 

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Таким образом, при трансграничных операциях (когда одна сторона сделки находится на территории России, а вторая за рубежом) необходимо определить - признается ли такая операция с точки зрения российского налогового законодательства «состоявшейся на территории Российской Федерации» или нет. 

13. Предусмотреть возможность отсрочки для представления документов и оплаты официальных пошлин при международной регистрации объектов интеллектуальной собственности в период действия введенных санкций. 

14. Обеспечить обязательную публикацию ИНН правообладателей объектов интеллектуальной собственности в государственных реестрах (за исключением ИНН физических лиц, не предоставивших согласие на публикацию соответствующих персональных данных). 

15. Обеспечить публикацию в открытых реестрах Роспатента сведений о делопроизводствах: 

- по продлению срока действия товарных знаков, 

- по поддержанию в силе патентов, 

- по внесению изменений в государственные реестры. 

16. Обеспечить электронную подачу заявлений о поддержании в силе патентов. 

17. Снизить на 50% для предприятий-производителей социально значимых товаров размер пошлин, предусмотренных п. 2.11, 2.12 и 2.13. Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941). Предлагаемая мера позволит стимулировать предприятия обеспечивать охрану своих средств индивидуализации, что в свою очередь не позволит развиваться рынку фальсификата и контрафактной продукции. 

18. Рекомендуется изменить подходы по поводу оценки сходства фармацевтических товарных знаков (зарегистрированных по 5 классу МКТУ) до степени смешения. В частности, целесообразно отказаться от «Правила 3-х букв», согласно которому товарные знаки должны отличаться 3-мя и более буквами. Данный подход отсутствует в нормативно-правовых актах, регулирующих оценку сходства товарных знаков до степени смешения, и при этом создает серьезные проблемы отечественным производителям для вывода новых фармацевтических препаратов с целью импортозамещения. 

19. Предлагается упростить процедуру регистрации отчуждения права на товарный знак. В частности, законодательно предусмотреть, что Роспатент при проверке договора отчуждения права на товарный знак не проверяет его на соответствие требованиям п.2 ст.1488 ГК РФ, а именно введение потребителей в заблуждение в отношении товара или изготовителя. Несоответствие договора п.2 ст. 1488 ГК РФ должно являться основанием для его оспаривания в судебном порядке. Внесение подобных изменений снизит трудозатраты Роспатента, позволит существенно ускорить процедуру регистрации распоряжения правом на товарный знак. Это решение исключит различия в процедуре отчуждения права на товарные знаки, зарегистрированные по национальной и международной процедуре, поскольку ВОИС не проводит проверку по данному основанию при отчуждении права на международные товарные знаки, действующие на территории РФ. 

20. Предлагается внести изменения в статью 1370 ГК РФ и наделить работодателя правом использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец: 

- созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя в случае, если возвращенное работодателем работнику право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, равно как и исключительное право на использование таких объектов интеллектуальной собственности, было передано работником третьему лицу; 

- созданные работником с использованием денежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, в случае, если работником было передано право на получение патента или отчужден патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец другому лицу. 

21. Внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части применения при расчете налога на прибыль организаций повышающего коэффициента 3,0 к расходам на заказ у российских научных и образовательных организаций НИОКР, целью которых является создание новых видов продукции для российских предприятий и освоение его производства в РФ. Внести изменения в НК РФ в части исключения уплаты НДС в отношении подрядных (инжиниринговых) работ, выполняемых компаниями для целей использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных, в том числе в рамках НИОКР (разработка конструкторской, технологической и технической документации), проведения испытаний, расчета технологической оснастки, подготовки нового вида продукции к сертификации. 

22. Разработать рекомендации по составлению и рассмотрению заявок на получение патентов на IT-решения. 

В настоящее время сложилась весьма неопределенная практика рассмотрения экспертизой Роспатента заявок на IT-решения. Предлагается сделать обобщение практики экспертизы и сформулировать ключевые правила для подготовки заявителями подобных заявок и для формирования единообразного подхода к рассмотрению таких заявок экспертами патентного ведомства. Представляется, что такие правила следовало бы изложить в форме методических рекомендаций, руководства или информационного письма, утвержденных Роспатентом или ФГБУ ФИПС. 

23. Предложить Минэкономразвития РФ, Роспатенту обсудить с бизнесом вопрос о внесении изменений в законодательство и другие акты (Гражданский кодекс РФ, соответствующие регламенты и правила), вводящие административную процедуру досрочного прекращения действия товарных знаков в связи с неиспользованием, не отменяя судебную процедуру. 

24. Предложить Минэкономразвития РФ, Роспатенту обсудить с бизнесом возможные изменения законодательства, изменяющие порядок установления приоритета по заявкам на регистрацию товарного знака, сделав максимальный срок оплаты пошлины в течение 1-го месяца с даты подачи заявки. В случае оплаты пошлины в более поздний срок - устанавливать дату приоритета по дате оплаты пошлины. 

25. Предложить Минэкономразвития РФ, Роспатенту обсудить с бизнесом изменения в законодательство, сделав прогрессивную шкалу оплаты пошлины за подачу заявки на товарный знак по принципу: чем больше классов, тем размер пошлины за каждый класс после 10-го класса значительно больше, чем за классы от одного до десяти. 

 Совет по интеллектуальной собственности



02.06.2022
1368






Новости членов палаты