The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Зоны опережающего развития

       «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» предусматривает создание и поддержание зон опережающего развития, которые должны стать на предстоящие годы локомотивами экономики области в целом.

 

      Особенно это касается Магнитогорска. И доныне этот город образует основу экономики области, является едва ли не главным источником бюджетных поступлений. Растущий спрос на стальной прокат на всю обозримую перспективу обеспечивает лидерство ММК, крупнейшего предприятия города и области. Основным проектом, который даст новый импульс развитию, является строительство стана-5000 для производства заготовки труб большого диаметра. Это масштабное производство еще многие годы будет главным ускорителем промышленного развития области. Инвестиции ММК и его «дочек» до 2020 года прогнозируются на уровне 194 млрд руб.

      Трубы будет делать Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), и это показательно, так как без магнитогорского штрипса челябинской трубы диаметром 1420 мм не было бы. Инвестиции по этому предприятию составят около 16 млрд руб.

      Вместе с тем в совокупности горно-металлургическая отрасль и связанные с ней территории области близки к исчерпанию возможностей для экстенсивного роста, и их дальнейшее развитие ведется в основном по линии увеличения глубины обработки металла. Наиболее крупные инвестиции, предусмотренные Стратегией-2020 в металлургическую отрасль, следующие: «Мечел» (Челябинск) — 70 млрд руб., Ашинский метзавод — 22,5 млрд руб., «Магнезит» (Сатка) — 7,2 млрд руб., «Русская медь» (Кыштым, Карабаш) — около 6 млрд руб., Златоустовский метзавод — 2,1 млрд руб., Челябинский цинковый завод (группа ЧТПЗ) — 2 млрд руб., Бакальское рудоуправление — 2 млрд руб.

      Многое для нашей металлургии в предстоящие 12 лет будет связано с проектом «Урал Промышленный — Урал Полярный». Начало его реализации приведет к росту сбыта, не зависящему от состояния мировой конъюнктуры, окончание же даст новые источники сырья. И хотя эти новые источники будут все же далеко от потребителей Южного Урала (транспортные издержки), но выигрыш может быть и косвенным за счет общего снижения цен на сырье, в том числе сырье, получаемое из Казахстана, от поставок которого наша область сегодня зависит в наибольшей мере.

       Получение энергии будет облегчено за счет строительства Южно-Уральской АЭС, место строительства которой пока точно не определено. Стратегия-2020 настаивает на Озер-ске, но у «Росатома» были возражения. Если строительство все же начнется, то инвестиции в этот проект составят рекордные для региона 212 млрд руб. В то же время на Троицкой ГРЭС намечено построить новые угольные энергоблоки на сумму 31 млрд руб. Также и компания ТГК-10 планирует расширение мощностей, главным образом за счет угольных энергоблоков на Аргаяшской ТЭЦ и парогазового блока на ТЭЦ-3 (Челябинск) с инвестициями до 23 млрд руб. Кроме специализированных энергетических компаний строительство объектов энергетики ведут и предприятия другого профиля. Так, ЧМК намерен выстроить новую угольную электростанцию, Златоустовский метзавод — крупный энергокомплекс когенерационного типа. Всего в рамках развития энергетики будет построено 68 объектов, включая также газораспределительные станции.

       Машиностроение в дореформенный период обеспечивало более половины стоимости промышленной продукции области, но, несмотря на чрезвычайно высокие сегодняшние темпы роста, оно находится всего лишь в стадии послекризисного восстановления. Его технологическая база, ассортимент продукции нуждаются в коренной модернизации. При ожидаемом росте оборонного заказа можно считать более обеспеченным развитие таких центров, как Челябинск, Миасс, Озерск, Златоуст. Менее благоприятны перспективы для мелких промышленных городов, таких как Куса, Сим или Усть-Катав. Наиболее крупные инвестиции в машиностроение и металлообработку: АЗ «Урал» (Миасс) — 3,3 млрд руб., «ЧТЗ–Уралтрак» — 1,6 млрд руб., «Уральская кузница» (Чебаркуль) — 1,3 млрд руб.

       В модернизации нуждается и строительная индустрия. Отрасль бурно развивалась под воздействием благоприятной конъюнктуры (в значительной мере это было связано с национальным проектом «Доступное жилье»). К настоящему времени ее мощности близки к полной загрузке, что в условиях дефицита вело к росту цен на стройматериалы, а это в свою очередь привело к некоторому замедлению темпов. На IX Южно-Уральском инвестиционном форуме объявлено, что объем инвестиций в строительную индустрию составит не менее 37 млрд руб., в том числе в новые кирпичные заводы в Златоусте, Копейске и Каслях, завод ЖБИ в Копейске, новые объекты производства цемента в Коркино, Каслях, Катав-Ивановске и Миассе. Эти и другие объекты позволят с высокой эффективностью инвестировать в промышленное и гражданское строительство сотни миллиардов рублей и увеличить до 2020 года обеспеченность населения области жильем на треть.

        По области в целом Стратегией-2020 предусмотрено строительство 68 промышленных объектов, в том числе относящихся к стройиндустрии. Одной из важнейших зон промышленного развития станет особая экономическая зона промышленно-производственного типа в Троицком городском округе. Общая сумма инвестиций в ней составит около 17 млрд руб. В том числе бюджетные ассигнования всех уровней на создание инфраструктуры составят около 2 млрд руб. (из них половина — федеральные источники). Здесь на границе с Казахстаном будет выстроен транспортно-логистический комплекс, который облегчит, в частности, ввоз сырья для нужд промышленности области. Из проектов новых промышленных предприятий в Троицкой зоне следует обратить внимание на будущие производства высокотехнологичных материалов: высокочистого поликристаллического кремния (инвестор — Кыштымский горно-обогатительный комбинат) и производство солнечных батарей и их элементов (инвестор Seitz & Partner Projekt Management, Германия).

        На территории области иностранными инвесторами уже построен целый ряд предприятий. Это и завод по производству алюминиевой тары британской компании Rexam в Аргаяшском районе, завод строительных смесей германской компании Henkel в Коркино, завод мраморной муки австрийской компании «Омия» в Агаповском районе. Все эти предприятия имеют перспективу наращивания производства и создания новых рабочих мест. Возможно участие иностранных компаний в разработке медно-порфировых руд в Варненском районе, а также многие другие неожиданные проекты с участием иностранного капитала, в том числе не только в сырьевом или промышленном секторах, но и в инновационной сфере. В настоящее время в Челябинске в этой сфере уже работает Инженерный центр компании «Эмерсон». На территории области в АПК инвестирует капитал казахстанская корпорация «Иволга». Можно ожидать включения в бизнес подобных компаний и из дальнего зарубежья.

       Зоны развития АПК охватывают большую часть области. В регионе наблюдается приход на землю крупных инвесторов. На юге области упор делается на зерновые (особенно высокоценные твердые сорта пшеницы), далее к северу объектом инвестиций чаще становится молочное и мясомолочное животноводство. Наиболее динамичной подотраслью является в данный момент птицеводство, предприятия которого находятся в Коркино, Сосновском районе, Чебаркуле, Аргаяшском районе и возле Магнитогорска. Наиболее крупные инвестиции согласно Старатегии-2020 должны поступить от ОАО «Макфа» (Соснов-ский район) — 1,6 млрд руб. и от ОАО «Ситно» (Агаповский район) — 1 млрд руб. Всего в сельское хозяйство, исключая переработку, будет вложено около 7 млрд руб. До 2020 года будет выстроено 58 объектов АПК.

       Одним из важнейших в областной Стратегии-2020 назван туристско-рекреационный кластер. Фактически правительство придает развертыванию этого проекта значение регионального (по аналогии с национальными проектами). Доказано, что развитие этого сектора ценно не только само по себе, но и в связи с продвижением общего бренда «Челябинская область». Основными территориями реализации проекта являются горнозаводская зона с ее национальными парками «Зюраткуль» и «Таганай», озерная зона (Увильды, Тургояк, Большой Кисегач) с санаториями и пансионатами, а также южная зона с ее всемирно известным брендом «Аркаим». На протяжении от Аши до Миасса и от Миасса до окрестностей Магнитогорска выстроено большое количество горнолыжных курортов и трасс. Существует также масса других, пока, к сожалению, слабо используемых возможностей в разных точках области. Очень важным подспорьем к развертыванию этой сферы является решение значительной части экологических проблем Южного Урала.

       Необходимой составляющей практически всех территориальных проектов области является ускоренное развитие транспортной системы и связи. Особенно важно увеличение сети федеральных и местных автомобильных дорог повышенного качества. Только до 2015 года планируется использовать для модернизации федеральных магистралей на территории области свыше 8 млрд руб. В строительство дорог местного значения до 2020 года будет вложено на порядок больше.

      Завершая краткий обзор территорий опережающего развития Челябинской области, автор статьи хотел бы отметить следующее. Планы и стратегии — это, конечно, хорошо, однако свойство рыночной экономики состоит в том, что нужно всегда быть готовыми к тому, что под воздействием неожиданных факторов долгосрочные планы приходится менять. Эти факторы могут быть как внешними (мировая конъюнктура), так и внутренними. Причем внутренние факторы по большей части можно назвать субъективными. Собственно уже то, что Челябинская область сегодня занимает в РФ 4-е место по объему промышленного производства, 11-е по ВРП, 6-е по уровню социально-экономического развития, 9-е по строительству жилья, не имея богатых месторождений полезных ископаемых, находясь в тысячах километров от морей, тоже вызвано субъективными факторами. Одно-два крупных изобретения, которые могут быть реализованы на нашей земле, способны полностью изменить картину развития всей области, а не только ее отдельных территорий.

 

Александр КОЗИНСКИЙ.







Новости членов палаты