The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Нанотехнологии в России: проблемы и надежды

     Ни в коем случае нельзя, ссылаясь на кризис, сворачивать масштабные инновационные программы, недавно начатые государством и наиболее дальновидными регионами. Нанотехнологии — символ наукоемкого, высокотехнологичного бизнеса сегодня. О том, с какими проблемами сталкивается развитие нанотехнологий в России, рассказывает управляющий директор РОСНАНО Константин Деметриу.

 

Надежды

     Начну не с проблем, а с надежд. Мощная государственная программа развития нанонауки и нанотехнологий в России есть, и в части стимулирования наукоемкого бизнеса она в этом году не уменьшится. На 2009 год РОСНАНО планирует инвестиции в нанотехнологические проекты в размере 50 млрд рублей. Все эти средства у корпорации есть, они оставлены в нашем распоряжении. Это подтверждает, что руководство страны считает научно-технологические инновации по-прежнему важнейшим приоритетом. Временно свободные средства РОСНАНО в размере 85 млрд, которые лежали бы в банках, возвращаются в это сложное время в бюджет страны. Но для выполнения утвержденной государством Стратегии РОСНАНО корпорация рассчитывает на возврат этих средств в
2010 –2011 гг.

     В этом году с участием РОСНАНО планируется сформировать несколько венчурных и «посевных» фондов. Задача фондов — расширить возможности инвестирования в российские нанотехнологические проекты на ранней стадии, которую образно называют «долиной смерти». Именно на этой стадии умирает большинство зарождающихся наукоемких бизнесов. Особенно стоит отметить «посевную стадию». Профессиональных фондов «посевного финансирования» в России сейчас практически нет.

     Конкурентоспособность на мировом рынке, пожалуй, самый лучший показатель инновационности.
     В 2009 г. РОСНАНО намерено приступить к решению задачи по стимулированию экспорта продукции российской наноиндустрии. В частности, планируется провести анализ ключевых барьеров, сдерживающих экспорт и инфраструктурных условий, необходимых для его увеличения.

     Мы также надеемся, что прикладная российская наука, инженерия, индустрия предложат РОСНАНО качественные проекты для инвестирования. В последние несколько лет в российскую прикладную науку, образование, в область нанотехнологий поступили весьма серьезные средства, и мы надеемся, что заделы, о которых говорят руководители исследовательских институтов, превратятся в новые технологии и прототипы конкурентоспособных изделий и мы получим заявки на их финансирование.

Проблемы

     Пожалуй, главной проблемой для российских инноваций становится невысокая востребованность, спрос на высокотехнологические инновации со стороны большинства российских предприятий. Это фундаментальный фактор. Даже во время быстрого роста производства в последние 8 лет этот спрос рос очень слабо. Почему? Потому что во многом рост опирался не на повышение эффективности производства и инновации, а на повышение загрузки уже имеющегося устаревшего оборудования, на расширение закрытых для конкуренции внутренних рынков. Это был так называемый «восстановительный рост». Его потенциал был исчерпан уже в 2006–2007 гг. Внутриотраслевые разрывы в производительности труда между 20 процентами лучших компаний и 20 процентами худших достигают величины 20–25 раз [1]. А это означает, что современная российская промышленность имеет многоукладную структуру. Большинству предприятий в первую очередь необходимы организационные инновации, перестройка системы управления, маркетинга, сбыта, закупка нового оборудования. На многих предприятиях основные фонды изношены на 70–90 процентов [2]. Поэтому запрос на современные научно-технические инновации имеют всего 5–10 процентов российских предприятий. И до сих пор этот спрос удовлетворялся за счет импортирования высокотехнологического оборудования из-за рубежа. В группе наиболее активно инвестирующих предприятий доля импортного оборудования превышает 70 процентов. Отечественное оборудование закупается в основном для простого воспроизводства (замена изношенных деталей, капитальный ремонт), а расширение мощностей происходит в основном за счет импортной техники [1].

     На наш взгляд, необходимо начать исправлять эту ситуацию, предоставляя динамичным российским предприятиям качественную высокотехнологичную продукцию, произведенную в России. Мы надеемся, что внедрение нанотехнологий в стране станет тем фактором, который вначале вытянет инновационно ориентированные предприятия, а за ними, видя перспективность этого направления, потянутся и «середняки».

      Другим сдерживающим фактором для внедрения инновационной продукции и технологий в российской экономике является действующая система технических стандартов и регламентов. Многие из них просто устарели, не обновлялись и не учитывают новейших достижений. Они являются тормозом в продвижении высокотехнологичной продукции. Например, светодиодов как осветительной техники и арматуры для их подключения просто нет в СНИП (строительных нормах и правилах), в противопожарных инструкциях и т. д. Даже если сейчас в России будут сделаны самые лучшие в мире светодиоды, то применять их в массовом строительстве нельзя. Так во всем.

     Во многом нуждаются в модернизации принципы организации государственных закупок. РОСНАНО планирует вести совместно с профильными министерствами и ведомствами их ревизию и оптимизацию. Они должны быть направлены не только на самые дешевые предложения (как во многом получается сейчас), но и на те, что приносят долгосрочную выгоду, нацелены на будущее. В качестве пилотного проекта к концу 2009 г. планируется разработать программу стимулирования спроса на отдельную группу нанотехнологических продуктов. Кроме того, РОСНАНО совместно с одним из российских регионов планирует запустить пробный проект по организации новой инновационно ориентированной системы госзакупок.

     Серьезные корректировки необходимо вносить в российское законодательство. Специалистами инвестиционного блока, юристами корпорации к концу 2009 г. будут подготовлены предложения по внесению изменений в действующие нормативные акты в области налогового, корпоративного и патентного законодательства. Мы разрабатываем такие изменения законодательства, которые помогут запустить эффективную систему коммерциализации технологий в сфере наноиндустрии. Если это удастся, то выиграют не только нанотехнологии и связанные с ними бизнес-проекты. Нанотехнологии — «типичный представитель» наукоемкого производства и бизнеса. Если удастся снять барьеры для нанотехнологий, то попутно будут сняты барьеры и для других наукоемких бизнесов, будь то микроэлектроника или лазерные технологии.

     Крайне важны для наукоемкого бизнеса и проблемы интеллектуальной собственности. Авторские права государственных предприятий прописаны нечетко. Нет внятной процедуры разделения авторских прав между изобретателем и предприятием, конструкторским бюро, исследовательским институтом, где работает изобретатель. Для инициатив в области правовых инноваций у РОСНАНО есть преимущество: корпорация не является органом государственной власти. Мы участвуем в разработке и обсуждении законопроектов, направляем предложения и замечания в ведомства, Правительство РФ и Госдуму, но при этом корпорация не связана в этом вопросе регламентами и длительными бюрократическими процедурами.

     Из наиболее острых проблем можно выделить следующие. Сегодня сложно или вообще невозможно создать бизнес-инкубатор или внедренческое предприятие при научном учреждении. Если подобное предприятие и организуется, то правовая неурегулированность его статуса часто ведет к конфликтам между руководством малого предприятия и учреждения, где оно арендует площади или оборудование. Обычно руководство арендодателя претендует не только на какую-то фиксированную плату за аренду, но и старается участвовать в таком бизнесе, часто паразитически мешая его развитию и побуждая инноваторов уезжать за границу или просто сворачивать бизнес. Это происходит потому, что научные и вузовские учреждения не могут легально получать дивиденды от деятельности таких предприятий и в длительной перспективе не заинтересованы в их развитии.

     Специалисты РОСНАНО намерены участвовать в формировании налоговых и таможенных механизмов стимулирования организаций, занимающихся внедрением инновационных разработок. Среди них освобождение от избыточного налогообложения научных и образовательных работ в сфере нанотехнологий, а также научно-технической продукции, созданной в рамках НИОКР в сфере нанотехнологий и используемой для дальнейших исследований в этой области.

     Одна из самых эффективных правовых форм в венчурном бизнесе — создание соинвесторами проектной компании, то есть новой компании под инновационный проект. Этим снижаются риски нецелевого использования средств компанией-получателем, но возникают проблемы с формированием уставного капитала и внесением в качестве вклада различных видов имущества. Существующая сейчас ситуация позволяет вносить деньги, движимое или недвижимое имущество, а интеллектуальную собственность, даже защищенную международными патентами, внести крайне сложно. Слабо регламентирована процедура ее оценки. Это на практике часто приводит к тому, что интеллектуальная собственность вносится в уставный капитал после предварительного проведения через одну или две оффшорные юрисдикции.

     Очень болезненна проблема иностранной юрисдикции. Дело в том, что до сих пор в России плохо защищены права миноритарных акционеров. Их доли часто размываются и уменьшаются, чему трудно воспрепятствовать в рамках существующего российского законодательства. Как ни странно, это напрямую затрагивает РОСНАНО, т. к. корпорация во всех своих проектах должна оставаться миноритарным акционером и наша доля не должна превышать 50 процентов минус одну акцию. Разработка мер по защите миноритарных акционеров важна не только для наноиндустрии. Без их разработки все дальновидные и ответственные миноритарные акционеры будут стараться переводить свои проекты в иностранную юрисдикцию, и это не вывод средств, а просто разумное экономическое поведение. В силу многих причин такой подход будет резко критиковаться чуть ли не как недобросовестный увод средств за границу. К сожалению, к этому ведет часто не чей-то злой умысел, а недостаточная проработанность законодательства.

________________

[1] Российская промышленность на перепутье. Что мешает нашим фирмам быть конкурентоспособными: Доклад ГУ ВШЭ/В. Голикова, К. Гончар, Б. Кузнецов,
А. Яковлев; науч. рук. Е. Ясин, 2007.

[2] Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм/Под редакцией
К.Р. Гончар и Б.В. Кузнецова; ГУ ВШЭ. —
М.: Вершина, 2008.







Новости членов палаты