The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Методы оценки стоимости инновационно активных компаний

(Из выступления на I Международном конгрессе «Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России».  25–26 ноября,  г. Москва)

 
 

     Задача перехода российской экономики к интенсивному типу роста на основе инновационной экономики требует стимулирования инновационных процессов, ускорения продвижения нововведений во всех ее секторах. Обладая определенной спецификой, инновационно активные компании диктуют особый подход к оценке.

 
 

     Инвестиции в инновации — это финансово-экономические отношения между инвестором и авторами идей. Главная задача оценки заключается в достижении компромисса между инвестором и основателями компании. Содержание процесса оценки заключается во всестороннем изучении параметров оцениваемого  проекта, основных предположений, заложенных в модель прогнозирования финансовых потоков, поведения рынка и многого другого, что содержится в бизнес-плане.

      Высокотехнологические начинающие компании не обладают историей развития, как правило, на начальном этапе не имеют положительного денежного потока. Для них характерна высокая степень неопределенности, поскольку они работают на новых или зарождающихся рынках и занимаются разработкой новых продуктов, которые часто являются полностью неизвестными для круга потенциальных клиентов.

      Материальные активы для высокотехнологических начинающих компаний имеют второстепенное значение, главным активом выступает технология или идея продукта. Часто важнейшей составляющей активов компании являются люди, то есть авторы идеи, которые подвержены опасности быстрой потери стоимости.

      Непрерывные технологические изменения и короткие жизненные циклы продуктов усложняют задачу достоверного прогнозирования и увеличивают волатильность стоимости. Часто к таким компаниям невозможно применить традиционные модели бизнес-процессов или подобрать аналоги. Особое место в процессе оценки таких проектов занимают факторы конкурентоспособности, позволяющие идентифицировать стратегические преимущества и недостатки проекта и в конечном счете определять нормы доходности и мультипликаторы, участвующие в расчете стоимости объекта инвестирования. Интеллектуальная собственность, которой обладают инновационно активные компании, требует постоянного внутреннего контроля для своевременной идентификации и обеспечения адекватной правовой защиты. В этой сфере прогноз денежных потоков очень сильно зависит от законодательной базы, инфраструктуры, обеспечивающей защиту интеллектуальной собственности. Нередко положительному денежному потоку препятствует пиратство.

      Появление новой технологии часто сопровождается высокой неопределенностью ее применимости, целевые рынки размыты, совокупность получаемых продуктов по новой технологии зачастую плохо поддается прогнозированию, трудно бывает определить круг конкурентов, которые представлены небольшими подразделениями крупных компаний или относительно неизвестными мелкими инновационными фирмами. Более того, по мере появления конкурирующих решений или возможности расширения сфер применения новых технологий целевые рынки могут изменяться достаточно интенсивно во времени.

      На ранней стадии развития бизнеса в качестве руководителей часто выступают ученые или специалисты-исследователи с небольшим опытом и знаниями в области управления бизнесом, а потому типичная черта практически всех начинающих инновационных компаний — отсутствие компетентных специалистов в основных коммерческих сферах деятельности: логистике, маркетинге, продаже, финансах и т. д., что не позволяет молодой компании эффективно распорядиться имеющимся потенциалом. Те компании, которые, осознавая эти недостатки, приобретают необходимый персонал, могут значительно влиять на стоимость, эффективно продвигая новую технологию и тем самым обеспечивая положительный денежный поток. Поэтому при оценке таких проектов необходим не только анализ самой идеи, но и тщательная оценка потенциальных возможностей капитализации этой идеи и организаторских способностей руководителя и управленческого звена компании. При этом нужно оценить не только потенциал еще не существующей технологии, но и потребительские выгоды, создаваемые еще не существующим товаром, реакцию потенциальных покупателей на радикально новый продукт, реакцию на него конкурентов, чей бизнес он грозит подорвать, размер еще не существующего рынка, а также личные качества и предпринимательские способности лидеров проекта. Поэтому при оценке высокотехнологичного бизнеса надо скорее оценивать не ресурсы, а способности команды к реализации намеченных целей.

      Новые технологии должны быть нацелены на большой и растущий рынок, в их основе должны лежать инновации, позволяющие быстро занять значительную долю на этом рынке. Размер прибыли предполагается на порядок больше, чем при вложении в устоявшийся проверенный бизнес. Фонды прямых известиций, венчурные фонды, бизнес-ангелы, вкладывающие средства в новое предприятие, делают это отнюдь не для многолетнего владения. Задача — получить долю в быстрорастущей компании, «просидеть» в ней 3–7 лет, а затем продать, зафиксировав прибыль. По статистике, из 10 проинвестированных компаний шесть терпят крах, две — с трудом окупаются, и только две приносят гигантскую прибыль.

      Есть и еще одна важная особенность этапа оценки инновационного проекта. Каждый автор идеи или проекта считает свое решение новым. Редко можно встретить простые инновационные проекты, а сложность, как известно, есть продукт имеющейся информации, именно поэтому бизнес-предложение ограничено двумя-тремя страницами текста. От автора этого резюме требуется большое искусство изложить в рамках принятой терминологии ясное понятие новизны и значимости проекта, что, безусловно, будет способствовать объединению интуиции и опыта в единое средство исследования проекта.

      На основании разработанного бизнес-плана осуществляется тщательный анализ заложенных предположений и допущений, идет всестороннее изучение параметров оцениваемого проекта, как существующих в настоящее время, так и прогнозируемых. Все без исключения экономические или социальные данные, включенные в бизнес-план, представляют собой всего лишь оценки, нередко содержащие серьезные ошибки. В ходе обсуждения бизнес-плана обе стороны получают возможность объективно взглянуть на предлагаемый проект, уточнить все необходимые детали его реализации и при необходимости подкорректировать начальный бизнес-план.

      Бизнес-план представляет собой модель, описывающую развитие проекта при определенных условиях. Любая модель является упрощением реального процесса. Следовательно, при составлении бизнес-плана мы должны отбросить большую часть реальных характеристик исследуемого процесса и включить только те особенности, которые воссоздают идеализи-рованный вариант реальных событий.

      Одна из основных задач модели, воплощенной в бизнес-плане, заключается в поиске должного компромисса между простотой модели и сложностью реального процесса. Часто можно встретить бизнес-планы, перегруженные чрезмерно большим числом компонентов и переменных, что, по мнению составителей, повышает доверие к нему. Однако это часто приводит к обратной реакции, так как степень понимания обратно пропорциональна числу переменных, фигурирующих в его описании.

      Точно так же расчет показателей с большим количеством знаков отнюдь не свидетельствует о большой точности данных, а, напротив, может создать ложное впечатление и ввести в заблуждение эксперта, усыпив его бдительность по отношению к этим показателям. Особенно опасна погоня за точными показателями различного рода социально-экономических систем, поскольку показатели такого рода складываются под влиянием множества подчас трудноуловимых случайных факторов, в силу чего они уже по своей природе не могут претендовать на большую точность.

      При подготовке бизнес-плана автор идеи, пытаясь привлечь инвестиции, фактически осуществляет оценку своего предложения. Эта оценка служит единственной це-ли — привлечь внимание потенциального инвестора к проекту. Эта самооценка носит качественный характер, как правило, она осуществляется непрофессионалами в области оценки бизнеса и очень субъективна. От оценки на этом этапе требуется только одно: может ли проект принести инвестору желаемую прибыль в определенные сроки и сколько нужно для реализации проекта средств.

      При оценке традиционных инвестиционных проектов, когда размер рынка и требуемых инвестиций, прогнозируемые доходы и степень риска довольно легко и точно  определяются, можно использовать более или менее стандартные процедуры оценки. Хотя и тут велика роль опыта и интуиции   оценщика,   так   как   основная   работа   делается   методом структурированных расчетов.

      В случае оценки инноваций ситуация совершенно иная. Здесь создаются радикально новые технологии и продукты, которые призваны совершить революцию на рынке. Аналогов этого продукта или технологии не существует, поэтому отсутствуют возможности для оценщика применять сравнительный подход в рамках оценки проекта. Какие бы необыкновенные выгоды ни создавал новый продукт для потребителя, он столкнется с серьезным сопротивлением как внутри компании, так и на рынке.

      Внутренние неопределенности связаны с особенностями управления инновационными компаниями, которые коренным образом отличаются от традиционного корпоративного управления. На раннем этапе разработки новой технологии также невозможно предсказать, насколько реально ее создать и какие сложности возникнут по ходу продвижения вновь созданного продукта на рынке.

      Внешние неопределенности связаны с тем, что радикально новый продукт, чтобы совершить революцию на рынке, должен сначала разрушить старые устои: изменить привычки покупателей, разорвать устоявшиеся связи потенциальных партнеров, изменить инфраструктуру продаж и обслуживания, подстроенную под старые товары,  и т. д.

      Чем моложе компания, тем больше эти неопределенности, и какие бы методы оценки здесь ни использовались, они могут дать лишь очень грубую оценку, которая в реальной жизни может в десятки, а то и сотни раз отличаться от действительных результатов как в сторону завышения, так и в сторону занижения стоимости.

      Таким образом, оценка инновационно активных компаний представляет собой своеобразное искусство, нежели науку. Здесь значение опыта и интуиции оценщика гораздо выше, чем в случае оценки традиционных проектов. Причем оценщик должен иметь большой опыт именно в области инновационной сферы, поскольку традиционный опыт проведения оценочных процедур здесь зачастую не применим.

 

М.А. ФЕДОТОВА,

проректор по научной работе

Финансовой академии при Правительстве РФ,

заместитель председателя Национального совета

по оценочной деятельности, президент НИ СМАО, д.э.н., профессор;

 

А.М. КАМАЛОВ,

старший аналитик ГК «Роснанотех»,

аспирант Финансовой академии при Правительстве РФ.

 
 






Новости членов палаты