The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
ООО "Полюс доступа" предлагает систему сквозного контроля "Электронный паспорт товара"
ИНформационная справка
Годовой оборот контрафакта и фальсификата в России исчисляется миллиардами долларов и в настоящее время данная проблема приобрела черты реальной угрозы национальной безопасности.
 
Условно весь контрафакт можно разделить на три группы. Первую группу составляют видео-аудио продукция, программное обеспечение, базы данных и др. Вторая группа - контрафактные продукты питания, лекарственные препараты, косметические средства и т.д. Третья группа- промышленный контрафакт.
 
Первая группа контрафактных и фальсифицированных товаров далеко не всегда несет угрозу национальной безопасности. Население видит обычно в таких товарах реальную пользу в силу их низких цен. От данной группы контрафакта страдают производители: они теряют большие деньги, которые присваивают фирмы, работающие в «левом» бизнесе.
 
Вторая группа контрафакта - продукты питания, лекарственные препараты, детские игрушки и прочее, что, вне всякого сомнения, является группой, однозначно создающей угрозу национальной безопасности.
 
Наиболее серьезное явление, с точки зрения угрозы национальной безопасности представляет третья группа - промышленный контрафакт.
 
В первую очередь в силу угрозы для существования честно работающих предприятий, а также потому, что контрафактные запасные части, детали используются при выпуске и ремонте различных машин, самолетов, автомобилей, поездов и т. д, а это чревато серьезными последствиями вплоть до техногенных катастроф.
 
Необходимо отметить, что: контрафактная продукция — это сильное оружие для подрыва работы иногда целой отрасли
 
По официальным экспертным оценкам, контрафакт и фальсификат по различным группам и видам продукции в общем объеме товарной массы составляет от 30 до 90 процентов. Отсутствие значимых результатов работы правоохранительной системы в борьбе с контрафактом связано с тем, что, с одной стороны, реально отсутствует действующий инструментарий, позволяющий создать единую целостную государственную систему борьбы
с данным явлением, а, с другой стороны, необходимо изменить акценты восприятия этой проблемы у государства и общества в целом.
 
На сегодняшний день, понятие контрафакт законодатель применяет в определении преступления, направленного на нарушение прав законных правообладателей интеллектуальной собственности, хотя основной целью производителей и распространителей контрафакта является получение прибыли от реализации поддельной продукции, а нарушение законных прав владельцев торговых марок, это является только следствием первого. Для того, чтобы продать контрафактный товар, его производителям и распространителям необходимо ввести в заблуждение потенциальных потребителей поддельной продукции, придав последней внешний вид, атрибутику законнопроизведенной. И если оценивать данное явление с учетом вышесказанного то оно, в первую очередь, направлено на обман потребителя о сути приобретаемых им товаров (качества и потребительских свойствах), а это уже является фактом мошенничества, направленного на неограниченное количество лиц, требующий иного подхода к решению проблемы. Таким образом, необходимо изменить вектор восприятия данного явления, что в корне изменит его понимание и оценку.
 
Инструментарием определения и выявления контрафакта на товарном рынке являются различные системы идентификации и индивидуализации продукции, которые применяются отдельными товаропроизводителями. В реалиях, государство декларирует обеспечение защиты прав потребителей, а фактически эту защиту не имеет возможности обеспечить. В настоящее время борьба с контрафактом по умолчанию возложена практически непосредственно на потребителя, котоуый, опираясь на собственный опыт и знания, вынужден определять признаки контрафактности у приобретаемого им товара и бороться с контрафактом своим кошельком.
 
Вроде бы безобидные слова контрафакт и фальсификат по своей сути обозначают очень опасное для человека явление, несущее в себе реальную угрозу жизни и здоровью. Употребление или использование товаров, не соответствующих требованиям и регламентам, определенным государством, может привести к трагическим последствиям для человека. Поэтому государство и общество должны вести постоянную, целенаправленную и непримиримую борьбу с контрафактом за жизнь и здоровье своих граждан.
 
Явление контрафакт имеет две составляющие стороны, это производство и реализация. Первая часть имеет скрытую форму и поэтому, противодействие ей, имеет определенную специфику, которая находится в компетенции правоохранительных органов. Если говорить о второй части явления, то распространение контрафактных товаров происходит на товарном рынке и обличено в легальную форму. Контрафактный и законнопроизведенный товар, а также поддельные товаросопроводительные документы визуально практически невозможно различить.
 
Сегодня для выявления факта распространения контрафакта требуются определенные специфические юридически значимые действия и соответствующие экспертизы. Из вышесказанного следует, что для распространения контрафактной продукции практически нет никаких препятствий.
 
Государство в лице правоохранительных органов и иных уполномоченных структур не может кардинально решить эту проблему в силу отсутствия действенного инструментария по выявлению и пресечению распространения контрафакта. В настоящее время у представителей правоохранительной системы практически отсутствует возможность реально доказать преступный умысел реализаторов контрафакта, а недобропорядочные торговцы в полной мере активно используют этот фактор. Другими словами, это выглядит так - товар и документы имеют формально законное происхождение и если даже удается доказать контрафактное происхождение товара, то доказать преступный умысел конкретного реализатора контрафакта практически нельзя, а это значит, что привлечь к ответственности торговца контрафактом не представляется возможным.
 
Предлагаемый на рынке к применению спектр систем по идентификации и индивидуализации товарной продукции достаточно широк.Современная практика применения защитных технологий условно выделяет три основные формы защиты: объявленные, сертифицированные и скрытые. Каждая из этих трех основных групп защитных технологий предназначена на определенный уровень контроля.
 
Объявленная защита подразумевает наличие необходимой потребителю информации для принятия решения о подлинности того или иного продукта. Такой информационной поддержкой может служить реклама, оповещающая о видимых признаках соответствия товара сертифицированному качеству.
 
Сертифицированные средства маркировки товаров, это комплекс видимых или скрытых технических мер от фальсификации, технология применения и способ контроля которых известны только производителю продукции и/или владельцу товарной марки. К этим способам относятся различные защитные полиграфические технологии (водяной знак, микротекст, термо и фотохромные добавки в красители), особые виды бумажных материалов для этикеток и единичных упаковочных коробок, скрытые способы маркировки продукции. Применяются и скрытые способы занесения и считывания информации, заложенные в видимые защитные технологии - микротекст в голограммах, скрытый штрих-код, специальные способы полиграфической печати. Данные виды защит, как правило, контролируются с помощью специальных приборов в ходе выборочных контрольных проверок за оборотом продукции, инициированных самим производителем.
 
Активная информационная защита. Под активной информационной защитой понимается нанесение на защищаемый объект некоторой
информации, позволяющей аутентично сопоставить ее либо с открыто объявленными характеристиками объекта товарооборота (его названием, уникальным номером, включающим индекс и серию конкретной товарной партии, данными сертификата соответствия, ИНН поставщика, любая иная необходимая информация, нанесенная на него при производстве), либо с данными сопроводительных документов на товарную партию. Информация может содержать любые переменные данные, которые наносятся в соответствии с заданным алгоритмом. Нанесение такой информации производится на специальную информационную этикетку, которая в свою очередь наносится аппликатором на изделие (например, бутылку с алкоголем) и/или его упаковку.
 
Таким образом, каждая единица товара несет на себе (в информационной этикетке) набор присущей именно данной единице товара информации о себе. Основная идея этого вида защиты - дать возможность считать сканером данные, содержащиеся в специальной информационной этикетке. Отобразить их на экране этого сканера для сличения с информацией, размещенной на единице товара этикетке, его упаковке и сопроводительных документах. Контроль может осуществляться также и в режиме радиотелефонной связи автоматически, путем немедленной сверки, полученной при проверке информации с централизованной базой данных.
 
Низкая результативность применения вышеуказанных систем в борьбе с контрафактом объясняется достаточно просто: разработчики систем защиты определяли и решали задачу идентификации товара на предмет его законности происхождения в отрыве от правоприменительной практики. Для эффективной борьбы с контрафактом и фальсификатом решение задачи по идентификации товара - это только первый этап работы. На втором этапе уполномоченные товаропроизводителями структуры совместно с государственными органами должны документально фиксировать факты реализации контрафакта непосредственно в зоне оптово-розничной торговли. Правоприменительная практика -это вторая НЕОБХОДИМАЯ составляющая в борьбе с контрафактом, с конечной целью привлечения действующих участников контрафактного рынка к административной или уголовной ответственности и, как конечный результат борьбы с контрафактом, полное вытеснение его как явления из нашей экономической жизни.
 
Другими словами, системы идентификации и защиты товарной продукции которые реально не решают проблему противодействия контрафакту, а существуют только как отдельный вид бизнеса для их разработчиков, являются в принципе не эффективными и, соответственно, не нужными.
 
Любая система защиты товарной продукции, которая декларирует свое право на существование, должна обеспечить уполномоченным структурам возможность доказательства преступного умысла реализаторов контрафакта. Если данная возможность не обеспечивается, то это сводит на нет весь смысл материальных вложений, всю работу по организации и внедрению систем защиты продукции со стороны товаропроизводителя и компетентных государственных органов.
 
В связи с вышеизложенным следует, что любая система защиты товарной продукции от контрафакта должна соответствовать следующим требованиям:
 
1. эффективности - любое заинтересованное лицо должно иметь возможность 100-процентной идентификации товарной продукции (ее единицы, группы или партии) на предмет законности происхождения и неограниченное количество раз;
 
2. надежности - обеспечение устойчивой работы системы при условии агрессивного внешнего воздействия производителей и реализаторов контрафакта;
 
3. правоприменимости - обеспечение возможности документально фиксировать факты реализации контрафакта с юридическими последствиями для участников преступной деятельности.
 
При наличии эффективного инструментария уполномоченные структуры товаропроизводителей совместно с органами государственной исполнительной власти .смогут практически выявлять и пресекать оборот контрафактного и фальсифицированного товара в зоне оптово-розничной торговли.
 
Только неотвратимость наказания является реальным сдерживающим фактором от совершения преступления. В нашем случае, это отказ торговых сетей от реализации контрафакта. Данный результат будет возможно получить исключительно в рамках комплексного государственного подхода к вопросу борьбы с контрафактом. При условии внедрения в производственный цикл товаропроизводителей единой системы идентификации товарной продукции, отвечающей вышеуказанным требованиям, реализаторы контрафакта и фальсификата не смогут поставлять в торговые сети свою продукцию. Это связано с тем, что в зоне оптово-розничной торговли она будет легко выявляться с соответствующими юридически значимыми последствиями для распространителей контрафакта. Конечным результатом вышеуказанного подхода к борьбе с контрафактом последует отказ торговых сетей от реализации контрафактной и фальсифицированной продукции.
 
Если кардинально не изменить подход к проблеме борьбы с контрафактом, а только ограничиваться декларативными заявлениями, то результат даже локальных успехов со временем будет ухудшаться, так как мощный бизнес под названием контрафакт не стоит на месте, а движется с нарастающими темпами. И очевиден тот факт, что при таких тенденциях развития свободный товарный рынок в основной своей массе будет поглощен контрафактным товаром.
Дополнительно нужно акцентировать внимание на том, что необходимо рассмотреть вопрос объединения усилий государства и бизнессообщества с целью противодействия контрафакту. Возможной организационной структурой объединения будет создание государственночастного партнерства.
 
 
 


15.12.2014
1130

ЮУТПП не несёт ответственность за содержание поступающих предложений.






Новости членов палаты