(Из выступления на заседании правления ЮУТПП 11 сентября 2008 г.)
Дмитрий Александрович КАРПУСЬ,
председатель комитета ЮУТПП по транспорту и логистике,
директор ООО «ЛогИнвест».
Увеличение количества автотранспортных единиц за год составляет 8–8,5 процента. Увеличение количества автомобилей и интенсивности их движения по автомагистралям города создает локальные зоны высокого загрязнения, имеющие свои особенности. Это связанно с тем, что автотранспорт относится к низким источникам выбросов вредных веществ (ВВ), осуществляемых на уровне дыхания человека, а рассеивание выбросов проистекает в условиях городской застройки вблизи жилых зданий и пешеходных дорожек. Перенос и рассеивание таких выбросов происходит под влиянием метеоусловий, которые в г. Челябинске часто имеют малые скорости движения воздуха и приземные температурные инверсии.
Основную долю в выбросах ВВ от автотранспорта составляет оксид углерода, СО — до 80 процентов; углеводороды, CH — 13–21 процент; оксиды азота, NO — 5–9 процентов; сажа, С — 0,1–0,2 процента от общего объема выбросов.
Изучение работы автотранспорта в крупных городах показало, что продолжительность работы транспорта на относительно благополучном с точки зрения выбросов ВВ режиме постоянной скорости составляет 15–20 процентов, а 80–85 процентов времени автотранспорт работает на неблагополучных режимах холостого хода, ускорений и замедлений с увеличенными выбросами ВВ.
Об уровне автомобилизации населения и его влиянии на различные стороны жизнедеятельности людей судят по количеству автотранспортных средств, приходящихся на тысячу человек. В Челябинске на одну тысячу жителей приходится порядка 300 единиц транспортных средств, из которых 200 единиц составляет легковой транспорт, 37 единиц грузовой, 2 единицы маршрутное такси, 1 единица — автобусы. Несмотря на то, что маршрутные такси и автобусы составляют незначительное количество, расчет и анализ выбросов ВВ на одну транспортную единицу, проведенный специалистами ЮУрГУ, показал, что самые большие выбросы у автобусов и маршрутных такси, грузовой автомобиль выбрасывает в 2–3 раза меньше.
Проблема выбросов ВВ автотранспортом требует комплексного решения в виде специальных программ и законопроектов. Уже сейчас автотранспорт является основным источником заг-рязнения окружающей среды, а без принятия специальных мер его доля в загрязнении будет увеличиваться быстрее темпов автомобилизации (ежегодно количество автомобилей увеличивается примерно на 20 процентов) из-за возрастания количества пробок и работы двигателей в неэкологичных режимах.
Вывод. Для уменьшения загрязнения окружающей среды автотранспортными средствами необходимо:
1. Стимулирование приобретения современных, более экологичных автомобилей. (Выплата компенсации за утилизацию старых автомобилей. Прогрессивный налог).
2. Обеспечение непрерывности транспортного потока (развязки, подземные переходы, «зеленая волна», поощрение маленьких городских автомобилей, пример — Москва; на малолитражки планируется выдавать талоны на топливо; вариант — минимальный транспортный налог).
3. Повышение привлекательности общественного транспорта, в первую очередь большой вместительности. (Обновление подвижного состава, выделение полос для движения общественного транспорта).
4. Усиление контроля за качеством топлива.
-
ЧЗЭО подтвердил российское происхождение своего флагманского продукта
Челябинский завод электрооборудования, одно из ведущих предприятий электроэнергетического сектора Урала, официально подтвердил отечеств...
29.04.2025169 -
Челябинский завод электрооборудования получил статус малой технологической компании.
ООО «Челябинский завод электрооборудования», специализирующийся на строительстве энергообъектов «под ключ», признан малой технологическ...
23.04.2025340 -
ЧЗЭО подтвердил качество своей продукции по стандартам ИНТИ
ООО «Челябинский завод электрооборудования» успешно прошёл сертификацию по стандартам АНО «Институт нефтегазовых технологических инициа...
22.04.2025425