The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Экологические платежи

     12 мая этого года Президент России Д.А. Медведев подписал Указ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», который закрепляет структуру нового Правительства России, а также распределение полномочий в сфере органов исполнительной власти между президентом и премьером.

 

     Министерство природных ресурсов получило новую функцию по экологии, и в его ведение переданы Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральное агентство по недропользованию.

     Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации назначен Ю.П. Трутнев, бывший министр природных ресурсов Российской Федерации.

     Ростехнадзор по-прежнему будет выдавать разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утверждать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, проводить паспортизацию отходов, организовывать государственную экологическую экспертизу и выдавать лицензии на деятельность по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию, размещению опасных отходов.

     Приказом Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. № 182 вводится в действие новая редакция формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, расчет с учетом изменений нужно сдавать уже со II квартала этого года.

     Следует обратить внимание на следующие моменты.

Кто платит…

     В соответствии с федеральными законами (от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.)  платежи должны платить все организации, как российские, так и иностранные, физические и юридические лица, осуществляющие любые виды деятельности, связанные с природопользованием.  

     Под природопользованием понимаем:

— производство продукции, офисная деятельность, торговля, здравоохранение, банковская деятельность, сдача в аренду помещений и т. д., т. е. любая деятельность;

— загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками (котельные, различное технологическое оборудование, сварочные работы и т. д.);

— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

— эксплуатация транспортных средств, загрязняющих атмосферный воздух.

     Плательщиками являются все те, кто оказывает хотя бы один из видов негативного воздействия на окружающую среду, при этом не важно, в производственной или непроизводственной сфере осуществляет свою деятельность природопользователь.

     Согласно определению Высшего арбитражного суда РФ отсутствие прибыли или убыточность деятельности не является основанием для освобождения от уплаты платежей.

За что…

   На практике плата взимается за:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

— размещение отходов.

     За иные виды вредного воздействия, в частности, за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы.

Сколько платить

     Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:

— в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов), далее рассмотрен вопрос получения этих документов;

— за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

     Установлены следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:

 — платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов — за счет себестоимости продукции (работ, услуг);

— платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

     Ставки экологических платежей утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 и от 12 июня 2003 г. № 344.

     Чтобы рассчитать размер платежей, необходимо знать количество направленных на захоронение отходов, выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты.

     Составляющую платежей по отходам для предприятий непроизводственной сферы можно рассчитать, используя справку о количестве размещенных отходов на полигоне твердых бытовых отходов (ТБО) от обслуживаемой организации (например, МУП «ГорЭкоЦентр). Используя коэффициенты и нормативы платы (опубликованные в вышеперечисленных постановлениях), можно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду.

     Из практики: за 1 тонну ТБО платеж будет составлять 3124,87 рубля. Составляющую платежей по передвижным источникам также легко рассчитать.

     Составляющую платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ можно рассчитать только используя данные проектов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) и проектов нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (НДС).

Порядок оплаты

     Плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов производится поквартально. На сайте Ростехнадзора www.rtn-chel.uu.ru размещены реквизиты для перечисления платежей.

     Платеж этот, как правило, для небольшой организации незначительный. Между тем платеж за загрязне-ние окружающей среды достаточно важен — по закону лишь 20 процентов платежа направляется в федеральный бюджет, остальные 80 процентов поступают в областной бюджет и используются на решение экологических проблем Челябинской области.

     С 8 января 2006 г. невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3000–6000 руб., а на организации — 5000–100000 руб. (ст. 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП).

 

 

Класс опасности отхода

 

Платеж за 1 т отхода, руб.

 

Стоимость проекта, руб.

 

Повышающие коэффициенты

 

Итого затраты за 1 год, руб.

 

Итого за

5 лет, руб.

Без проекта ПНООЛР

 

IV

 

248,4

 

 

5х1,7х1,48

 

15624,35

 

78121,75

 

С проектом ПНООЛР

 

V

 

8

 

15000

 

1,7х1,28

 

     87,05

 

15435,25

 

Таким образом, разработанный проект ПНООЛР (проект по отходам) позволил сэкономить предприятию 62686,5 рубля.

 

Разрешение на загрязнение

     Природопользователь, планирующий осуществление деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды, должен иметь соответствующие разрешения:

— разрешение на размещение отходов (лимиты);

— разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух;

— разрешение на сброс вредных веществ.

     За отсутствие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 50 тысяч рублей или административного приостановления их деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.21 КоАП).

     Кроме того, отсутствие разрешения на выброс (сброс) загрязняющих веществ влечет увеличение норматива платы в двадцать пять раз, поскольку весь объем выбросов (сбросов) в этом случае признается сверхлимитным.

     Отсутствие разрешения на размещение отходов (лимиты) влечет увеличение норматива платы в пять раз, поскольку весь объем размещенных отходов в этом случае признается сверхлимитным.

     Сегодня сложно избежать экологических платежей, но можно научиться их платить с минимальным ущербом для предприятия.

     Рассмотрим расчет платежей на примере предприятия, основной вид деятельности которого — торговля. За год на предприятии образуется 5 т твердых бытовых отходов.

Решение ваших проблем

     Для решения вопросов по экологии советую обращаться к профессионалам. В Южно-Уральской ТПП уже 5 лет существует и развивается отдел экологии.

     Задача нашего отдела — недорого, качественно и в короткие сроки подготовить и помочь согласовать все необходимые документы:

— проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР);

— проекты предельно допустимых выбросов (ПДВ), проекты нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмом (НДС), при наличии выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или сбросов в водные объекты;

— паспорта опасных отходов;

— материалы обоснования отнесения отходов к классам опасности на здоровье человека;

— материалы для получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов; материалы для получения лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод; материалы для получения решения о предоставлении водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод; материалы для заключения договора на водопользование;

— разделы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

— проекты санитарно-защитных зон (СЗЗ).

 

Получить консультации и ответы на вопросы по

экологическим платежам можно по адресу:

454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 56, ЮУТПП,

каб. 201. Тел./факс (351) 264-75-53. Е-mail: eco@tpp74.ru

Начальник отдела экологии

Кучерова Вера Николаевна.







Новости членов палаты