The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Елена Мурзина: «Наша задача — помочь малому бизнесу»

   В марте в министерстве экономического развития состоялось заседание коллегии. Основным стал доклад министра «Об итогах работы министерства экономического развития Челябинской области в 2008 году и задачах на 2009 год». Естественно, речь шла и об антикризисных мероприятиях. Особое внимание в докладе министра было уделено дополнительным мерам поддержки малого бизнеса. Эту актуальную тему наш корреспондент Елена Пустыгина попросила прокомментировать министра экономического развития Елену Владимировну МУРЗИНУ.

 

     

— Елена Владимировна, на малый бизнес России руководство страны возлагает особые надежды, рассчитывая, что именно этот сектор экономики сегодня в состоянии помочь населению выстоять в период глобального экономического кризиса. Какие антикризисные меры в помощь малому бизнесу области предпринимает сегодня региональная власть?— Первое направление — это снижение административных барьеров. Как вы знаете, распоряжением губернатора Челябинской области приостановлены плановые проверки субъектов малого бизнеса, а проведение внеплановых проверок в обязательном порядке должно согласовываться с прокуратурой. И это становится тем более важно в условиях кризиса, когда проверки становятся мерой конкурентной борьбы.

      Второе направление — это финансовая поддержка. Правительство области всегда уделяло этому большое внимание. Сегодня же данное направление приобретает особое значение. Так, в декабре 2008 г. из областного бюджета дополнительно к средствам областной программы поддержки предпринимательства было выделено 20 млн рублей для компенсации процентов по кредитам и лизинговым платежам. Такие субсидии получили 94 субъекта малого бизнеса.

      — Каковы были критерии оценки предприятий, получивших субсидии в декабре 2008 года?

      — Более 200 малых предприятий обратилось в минэкономразвития области за финансовой поддержкой. Хочу подчеркнуть, что решение о выделении средств принималось коллегиально: отраслевой рабочей группой по малому бизнесу, созданной распоряжением губернатора области.
В состав антикризисной группы входят представители общественных организаций предпринимателей, Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, банков. Каждая заявка рассматривалась индивидуально. Членов антикризисной группы интересовало, насколько сказался кризис на деятельности компании, как само предприятие ищет выход из положения, на какие цели планируется использовать финансовую помощь. При оценке целесообразности финподдержки рассматривались показатели предприятия, вид его деятельности, одним из основных условий было сохранение рабочих мест.

      Члены отраслевой рабочей группы регулярно выезжают на предприятия, получившие финансовую помощь в конце прошлого года, и отслеживают, насколько своевременно была оказана эта помощь: кто-то сумел вовремя рассчитаться по кредиту, кто-то погасил проценты, кто-то выплатил вовремя зарплату. Результаты мониторинга в январе-марте этого года показали, что решения принимались взвешенно и правильно.

      В настоящее время для того, чтобы получить дополнительные средства из федерального бюджета на оказание финансовой поддержки, мы отправили заявку на 153 млн руб. в Минэкономразвития России, и в ближайшее время станет известно решение по нашей заявке.

      — В области создан Фонд кредитования малого бизнеса. Что это за структура и какую роль в антикризисных мероприятиях она будет играть?

      — Это абсолютно новая мера, и в области решение о создании такой структуры с бюджетом в 30 млн рублей было принято еще в конце 2008 года. Но по рекомендации Минэкономразвития России, чтобы получить дополнительно из федерального бюджета 80 млн рублей, регистрация фонда была перенесена на 2009 год. Таким образом, в целом областной фонд будет располагать суммой в 110 млн рублей. Кроме этого мы отбираем банки, через которые предприниматель сможет воспользоваться этими деньгами. Процедура получения средств из фонда такова: предприниматель обращается в банк, и если банк принимает решение выдать кредит, часть гарантий предоставляется из фонда, а часть гарантий предоставляет сам банк. Стоимость этой гарантии будет в пределах 1,5–1,75 процента, но по областной программе есть возможность получить компенсацию этих процентов. Предприниматель получает возможность воспользоваться кредитом без залоговой базы — одно это дорогого стоит! И банки, которые готовятся работать с гарантийным фондом, обещают, что их процент в этом случае будет ниже, чем при простом обращении предпринимателя за кредитом.

      — Малые предприятия области активно пользовались возможностью получить из областного бюджета компенсацию части ставки банковского кредита. Финансирование этой статьи не планируется сокращать?

      — На сегодняшний день в областном бюджете на эти цели предусмотрено 13,5 млн рублей, кроме того, мы подали заявку на привлечение еще 22 млн рублей из федерального бюджета. Естественно, все будет зависеть от наполняемости бюджета. В нынешних условиях областной бюджет пострадал даже больше, чем местные бюджеты. Один из основных источников формирования бюджета — это налог на прибыль, который, к сожалению, по нашей области очень сильно сократился.

      — На заседании коллегии Вы говорили о такой антикризисной мере, как имущественная поддержка. В чем она заключается?

      — Руководством страны был принят Федеральный закон № 159, так называемый «закон о малой приватизации». Его смысл в том, что предприниматели, являющиеся законопослушными арендаторами не менее 3 лет, могут выкупить это помещение, если его площадь не превышает 2 тыс.кв. м, с возможностью оплаты имущества в рассрочку до 5 лет.

Кроме того, в соответствии с требованиями федерального закона сформированы перечни областного и муниципального имущества для предоставления предпринимателям в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы). Радует то, что из 43 муниципальных образований области в 38-ми такие перечни имущества утверждены, по пяти оставшимся у нас есть вся информация о включенных в перечни объектах недвижимости, они прошли экспертизу в общественных координационных советах и будут утверждены депутатами в ближайшее время.

      — Что в результате получают предприниматели?

      — В случае выкупа — это приобретение собственных площадей на выгодных условиях, а это хорошие гарантии для развития бизнеса, и в случае долгосрочной аренды это также дополнительные гарантии для стабильного развития, плюс фиксированные платежи.

      — Насколько сбалансированы цены, по которым предприниматели смогут выкупить эти площади?

      — Согласно федеральному закону муниципальное образование на конкурсной основе выбирает независимого оценщика, который несет всю полноту ответственности за правильность оценки рыночной стоимости имущества.

      — На коллегии речь шла и о патенте как форме уплаты налога. Чем он выгоден предпринимателю?

      — Кроме единого налога на вмененный доход и упрощенной формы налогообложения есть еще патент. Предприниматель, у которого не более пяти работающих, может перейти на патент. В чем его плюсы? Упрощается порядок администрирования — не надо сдавать отчеты каждый квартал, часть налога платится, как только патент приобретен, а вторая часть уплачивается после завершения срока действия патента. Срок действия патента предприниматель определяет сам — от 1 месяца до 1 года. Здесь важно, что сокращаются хождения предпринимателя по налоговым органам и упрощается бухгалтерская отчетность.

       — На коллегии звучали слова о том, что не худо было бы поддержать и средний бизнес…

— Я с этим согласна, но малый бизнес в силу объективных причин нуждается в поддержке больше, поскольку подчас не располагает оборотными средствами, необходимыми площадями и кредитными возможностями. Поэтому наша задача — сначала помочь самым малым.

      — Взаимоотношения малого бизнеса и естественных монополий всегда были притчей во языцех. Вы говорили о мерах, которые существенно облегчат пресс платежей в энергосистему. Что это за меры?

      — То, что проблема подключения малого бизнеса к электросетям была и до кризиса — это не новость. На съезде малого бизнеса предприниматели обращались к нам с просьбой решить этот вопрос. И в конце прошлого года Единым тарифным органом Челябинской области были приняты следующие решения:

— во-первых, если подключаемый объект будет потреблять до 15 кВт, то стоимость подключения составит 550 рублей за каждый киловатт;

— во-вторых, из тарифа на подключение исключается инвестиционная составляющая. За счет этого тарифы по некоторым предприятиям удалось сократить в 5–7 раз!

      И, кроме этого, на федеральном уровне был решен вопрос по стоимости подключения объекта, потребляющего от 15 до 100 кВт: за технологическое подключение предприятие сможет получить рассрочку на 3 года с авансовым платежом в размере 5 процентов после подключения.

      — В каких законодательных актах предприниматель сможет найти эту информацию, ведь энергетики вовсе не заинтересованы информировать предпринимателей об этих новациях...

        — Тариф будет утверждать Единый тарифный орган — предпринимателю нужно будет обращаться туда. Вся информация, которая касается малого бизнеса, размещена на сайте нашего министерства, кстати, и реестр тех, кто получает господдержку, тоже размещен на этом сайте. В Едином тарифном органе скоро будет назначен специалист, который будет заниматься проблемами малого бизнеса в режиме постоянных консультаций, плюс к этому они готовят специальную презентацию по тарифам, которая будет размещена как на нашем сайте, так и на сайте Единого тарифного органа.







Новости членов палаты