В условиях экономического спада акционеры и руководители большинства компаний сталкиваются с необходимостью принятия сложных управленческих решений, в том числе по оптимизации затрат на персонал. О том, как найти баланс и не допустить значительного снижения бизнес-возможностей компании, необходимых ей для выхода из кризиса, рассказывает в интервью директор НП Уральский Консультационный Центр «ЮТЭК» Наталья Ивановна ТЕРЕЩУК.
— Наталья Ивановна, существуют различные точки зрения о методах преодоления кризиса. Какой придерживаетесь Вы?
— Общих рецептов того, как поступить в условиях кризиса, не существует. Последствия кризиса определяются его характером, типом, выбором методик антикризисного управления. На наш взгляд, при принятии решений в условиях кризиса важен системный подход. Необходимо определить стратегию поведения компании в кризисной ситуации, оптимизировать бизнес-процессы и лишь после этого приступать к выработке изменений организационно-штатной структуры. При этом следует учитывать возможности решения задач в условиях, когда кризис минует и потребуется резко наращивать мощности компании. Только после этого станет понятно, какие сотрудники, в каком количестве и в каком порядке будут уволены.
Важно определить оптимальное соотношение всех мер воздействия, необходимых для того, чтобы предприятие сначала могло удержаться на плаву, а затем начать новый, более эффективный этап своей деятельности.
— Консультационный центр «ЮТЭК» специализируется в области управленческого и кадрового консалтинга, Вами создана ассоциация менеджеров по управлению персоналом, Вы работаете с руководителями многих промышленных предприятий региона. Какую роль они отводят специалистам по персоналу?
— Руководители крупных промышленных предприятий постановку эффективной работы с персоналом рассматривают как одну из стратегических задач. Однако многие руководители предприятий до сих пор работу с персоналом в основном сводят к кадровому учету.
Ряд руководителей понимает, что персонал — важный ресурс предприятия, но работа не проводится системно из-за недостаточной компетентности. Они отмечают: «Мы понимаем, что работать с персоналом надо, и директор по персоналу нужен, но что с ним делать, какие задачи перед ним ставить, мы не знаем…». В этом случае мы предлагаем аутсорсинговые услуги по управлению персоналом либо выполнение проектов по постановке системы управления персоналом на предприятии. В ходе проекта проводится диагностика системы управления персоналом, оценка персонала, разрабатываются цели и стратегии, модель компетенций, процедуры, стандарты работы, проводится обучение. При этом подходе задачи в области работы с персоналом решаются более качественно и эффективно. Если предприятие после выполненного проекта готово взять в штат исполнителя проекта, мы передаем компетентного специалиста, знающего специфику работы предприятия.
— Большинство компаний в нынешних условиях сокращает затраты на обучение…
— Сегодня компании конкурируют именно на уровне знаний, умений, навыков и профессионального опыта сотрудников. Снижение затрат на внешнее обучение не должно означать отсутствие системы обучения в период кризиса. Напротив, в этих условиях организация системы корпоративного обучения становится еще более актуальной. Снижение объемов производства, продаж не должно приводить к снижению компетентности персонала, конкурентоспособности компании, ведь кри-зис — явление временное.
Несмотря на меры, предпринимаемые работодателями (массовое высвобождение работников, неполная рабочая неделя и др.), не во всех компаниях сотрудники обеспечены объемом работы. В условиях экономического роста часто причиной отказа от обучения является отсутствие времени, но в период кризиса надо использовать предоставленную возможность. Не всегда обучение — затратный механизм. Именно в период кризиса, на мой взгляд, следует организовать корпоративное обучение с участием сотрудников в качестве преподавателей. Это позволит мотивировать персонал, развиваться как самим сотрудникам, так и наращивать компетенции компании.
— Как должна выстраиваться система корпоративного обучения на предприятии?
— Корпоративное обучение — мощный инструмент развития компании. Корпоративные программы разрабатываются и реализуются исходя из стратегических задач организации, с учетом отраслевой специфики. При организации корпоративного обучения перед сотрудниками должны ставиться конкретные практические задачи и осуществляться контроль за качеством их исполнения. Именно такой подход обеспечивает компании конкурентные преимущества.
В период кризиса вспоминаются слова Генри Форда: «Когда вам кажется, что все настроено против вас, вспомните, что самолет взлетает не с помощью ветра, а против него!». Желаю позитивного настроя, оптимизма, достижения поставленных целей, успешного развития бизнеса!
Беседу вела
Ирина ЛЕВАНОВА.
НП Уральский Консультационный Центр «ЮТЭК».
г. Челябинск, ул. Кирова, 104, оф. 7.
Тел.: (351) 239-53-86, 8-95-14-83-35-21.
E-mail: 2657799@mail.ru
www.utec-ural.ru
-
На российский рынок выходят клеммы под брендом ЧЗЭО
Челябинский завод электрооборудования переходит на использование комплектующих собственного бренда и выводит их на российский рынок.
04.02.202597 -
В Челябинске появилось уникальное оборудование!
Теперь выполнять лазерную резку металла до 100 мм можно быстро, точно и качественно.
03.02.2025127 -
Актуальная ситуация на рынке грузоперевозок 2025
Китай, Казахстан и Россию соединит новая железная дорога и речной порт. Новый мультимодальный транзитный коридор между Китаем и Россией...
30.01.2025413