1. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и пользование субъектам малого предпринимательства, общественным организациям и творческим объединениям.
В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее также договоры), в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно следующими способами:
1) по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения таких договоров;
2) без проведения торгов, в случаях, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции;
3) без проведения торгов, в случае предоставления указанного имущества в виде государственной или муниципальной помощи в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.
Институт государственной или муниципальной помощи был специально предусмотрен в Законе о защите конкуренции еще в 2006 г. для обеспечения законных оснований предоставления органами власти преимуществ, в том числе путем предоставления имущества, отдельным хозяйствующим субъектам. Бесконкурсное предоставление имущества в виде государственной помощи возможно, в том числе для таких целей, как развитие культуры и сохранения культурного наследия; поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности; социальное обслуживание населения.
Таким образом, положения Закона о защите конкуренции не препятствуют заключению договоров без проведения торгов (конкурсов или аукционов) с предварительным согласованием ФАС России, в том числе с субъектами малого предпринимательства, общественными организациями инвалидов, художников и иными творческими объединениями в целях, указанных в ст. 19 Закона о защите конкуренции.
Также в целях поддержки малого и среднего бизнеса в соответствии с частью 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного или муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При проведении торгов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, включенного в указанные перечни, ФАС России считает непротиворечащим антимонопольному законодательству, в том числе ст. 17 Закона о защите конкуренции, случаи, когда к участию в данных торгах допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется Закон № 209-ФЗ.
Таким образом, положения Закона о защите конкуренции в целом и ст. 17.1 в частности не препятствуют осуществлению государственной или муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в соответствии с принятым Государственной думой Федерального собрания РФ и одобренным Советом Федерации Федерального собрания Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее — Федеральный закон о внесении изменений) до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Закона № 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что после вступления в действие Закона о защите конкуренции любое предоставление государственного или муниципального имущества, в том числе в аренду, без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции, или без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной помощи, предусмотренного ст. 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной помощи, а также возврата данного имущества.
Таким образом, ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не ввела новый порядок передачи прав на государственное или муниципальное имущество, а лишь урегулировала особенности данной процедуры.
2. Предоставление государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование на несколько часов, дней.
Требования ст. 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, в том числе предусматривающих почасовое (нерегулярное) пользование, для проведения семинаров, концертов, совещаний.Федеральным законом о внесении изменений из-под действия ст. 17.1 Закона о защите конкуренции выведены случаи предоставления государственного или муниципального имущества во временное владение и (или) пользование на срок не более чем тридцать календарных дней. При этом предоставление указанных прав на государственное или муниципальное имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.
3. Состав имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, заключение договоров в отношении которого осуществляется в соответствии с ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам торгов.
3.1. В соответствии с пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Исходя из вышеизложенного, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, получает согласие собственника этого имущества, в том числе в виде задания собственника и определения целей деятельности учреждения, а также назначения переданного в оперативное управление имущества.
Заключение договоров в отношении любого государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за государственными или муниципальными бюджетными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
3.2. В соответствии с ч. 1 ст. 297 ГК РФ казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, заключение договоров в отношении любого государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве оперативного управления за казенным предприятием, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров согласно ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
3.3. В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ унитарные предприятия не вправе распоряжаться принадлежащим им на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия собственника.
Таким образом, положения ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции распространяются на случаи заключения договоров только в отношении недвижимого государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
Продолжение следует.
-
ЧЗЭО приступил к прохождению аттестации своего оборудования по стандартам ПАО «Россети»
Челябинский завод электрооборудования подал заявку на прохождение аттестации линейки КРУ ELION номинальным током 630 – 3150 А по станда...
20.12.202475 -
Магнезит стал призером всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»
Группа «Магнезит» стала призером всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Продукция производственно-техническог...
20.12.202471 -
Крупный логистический комплекс ввели в эксплуатацию в Челябинской области
На территории индустриального парка «Композит» в 10 километрах от Челябинска открылся крупный складской комплекс. Реализация проекта пр...
20.12.202487