The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Что волнует участников ВЭД?

Что волнует участников ВЭД?

       Комитетом Южно-Уральской торгово-промышленной палаты по внешнеэкономической деятельности проведено исследование проблем, с которыми сталкиваются компании региона при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его результаты были представлены участникам конференции, состоявшейся в феврале в администрации г. Челябинска.

       В исследовании приняло участие более 70 предприятий, в том числе крупнейшие экспортеры и импортеры региона: ОАО «Ашинский металлургический завод», ОАО «Челябинский цинковый завод», ОАО «Челябинский тракторный завод — УРАЛТРАК», ОАО ПГ «НЕКК», ОАО «Златоустовский машиностроительный завод», ОАО «Автомобильный завод «Урал», ОАО «Энергопром — Челябинский электродный завод», ЗАО «Завод Минплита», ООО ИФК «Титан», ООО «Давилон», ООО Компания «Инмаркон», ООО Экспортная компания «Урал», ЗАО «Росси» и др.
     
Несмотря на кризис, внешнеэкономическая деятельность на территории Челябинской области остается одной из перспективных сфер в плане роста и развития. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования.

    Почти половину компаний, занимающихся ВЭД, составляют предприятия малого бизнеса.

   Наиболее популярен этот вид деятельности у торговых компаний. Их доля в общей численности предприятий — участников внешнеэкономической деятельности достигает 43 процентов. На втором месте находятся производственные компании, чья численность составляет 41 процент. Замыкают тройку лидеров компании холдингового типа — 16 процентов. Это объясняется тем, что Челябинская область является промышленным центром УрФО и приграничным регионом.
     
Почти половину компаний, занимающихся ВЭД, составляют предприятия малого бизнеса, а вот доля крупных организаций невелика, всего около 16 процентов.
     
Доминирующая часть компаний (75 процентов) на внешнеэкономическом рынке существует более 5 лет. Причем 47 процентов от общей численности компаний функционирует свыше 10 лет.
     
Среди применяемых таможенных режимов для предприятий-участников привлекательным остается экспорт. Импортом занимается лишь пятая часть опрошенных предприятий. Около 30 процентов респондентов совмещают оба таможенных режима.
      
Необходимо отметить тот факт, что почти для 90 процентов предприятий внешнеэкономическая деятельность является если не основным бизнес-профилем организации, то очень важным. Для трети компаний внешнеторговая деятельность сопоставима с деятельностью на внутреннем рынке. По данным Уральского таможенного управления, внешнеторговый оборот в январе — ноябре 2009 г. составил 6787,8 млн долларов США и по сравнению с январем -– ноябрем 2008 г. сократился на 37,9 процента, в том числе доля экспорта составила 66,2 процента, доля импорта — 33,8 процента.
      
Промышленная специфика производства Челябинской области наложила отпечаток и на структуру экспортируемой и импортируемой продукции. В товарную структуру входят промышленные товары (72 процента), товары народного потребления (16 процентов), транспортные средства (7 процентов), продукты питания (5 процентов). Это связано с тем, что Челябинская область по объему промышленного производства в Уральском регионе занимает лидирующие позиции. Основой экспорта региона являются прежде всего черные и цветные металлы и изделия из них, занимающие почти 90 процентов в структуре экс портируемой промышленной продукции.
      
При изучении географии сотрудничества было выявлено, что участники ВЭД Челябинской области в преобладающем большинстве специализируются на странах СНГ — 73 процента из числа опрошенных, на страны дальнего зарубежья приходится лишь 27 процентов.
      
При осуществлении внешнеэкономической деятельности организации сталкиваются с рядом затруднений в разных сферах, препятствующих развитию каждого предприятия в частности и внешней торговли региона в целом. Наиболее проблемными областями являются вопросы таможенного оформления, сертификации и налогообложения.
      
Опрос показал, что у 20 процентов респондентов не возникает проблем с таможенным оформлением, для 13 процентов опрошенных основной проблемой в данной сфере являются сложности в получении консультаций от таможенных органов, более 11 процентов участников ВЭД выразили желание ускорить процедуру подтверждения факта экспорта товара, внедрив наиболее оперативный механизм, чем почта.
       
При осуществлении сделок с большим количеством товарных позиций зачастую допускаются ошибки при оформлении грузовой таможенной декларации (некомпетентность и невнимательность декларанта, неточность программы по оформлению ГТД). По мнению опрошенных, существуют случаи, когда инспекторы ФТС запрашивают документы, которые трудно предоставить в процессе таможенного оформления либо они вообще отсутствуют на вполне легальных основаниях (например, сертификат соответствия на продукцию, не подлежащую обязательной сертификации). Существует несогласованность норм таможенного законодательства, регламентов РФ и стран, в отношении которых осуществляется ВЭД, в части перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации.

      Создание более тесного и эффективного механизма обмена информацией между региональными палатами ускорит бизнес-процесс сертификации.

     Вторую позицию занимают вопросы, связанные со сферой сертификации. Для 32 процентов опрошенных оформление сертификата происхождения товара (СТ-1) вызывает наибольшие трудности. Далеко не все поставщики готовы и желают предоставить необходимые документы для сертификации, т. к. он выдается только производителю или действительна его копия с синей печатью.
     
Создание более тесного и эффективного механизма обмена информацией между региональными палатами ускорит бизнес-процесс сертификации (например, если в одной палате есть годовой акт экспертизы, то, оплатив в ЮУТПП услуги сторонней палаты, данный документ можно получить).
      
Затруднения, возникающие с экспертизой товаров двойного назначения, отмечают 25 процентов респондентов. Они считают, что ее проведение является в подавляющем большинстве административным барьером, снижающим конкурентоспособность товара по цене и увеличивающим сроки оформления. Есть мнение, что некоторые группы товаров необоснованно включены в перечень, подлежащий экспертизе.
      
Третья сфера по рейтингу «проблематичности» — налогообложение. Почти 20 процентов опрошенных указывают на сложности, возникающие при камеральных проверках контрагентов по экспортным сделкам, особенно возмущает частота их проведения. Действия налогового органа по преднамеренному продлению сроков возврата НДС из бюджета подтверждают 15 процентов респондентов. В списке проблемных вопросов было акцентировано внимание и на периодичность предоставления отчетности по НДС. Отчетный период по данному налогу составляет три месяца и напрямую влияет на оборачиваемость средств предприятия. Таким образом, в условиях кризиса участники ВЭД сталкиваются с риском возникновения кассового разрыва, что особенно характерно для малого и среднего бизнеса.
      
В части финансово-кредитных вопросов участники ВЭД нуждаются в привлечении следующих объемов денежных средств для развития бизнеса: 4 процента — до 1 млн руб., 21 процент — свыше 5 млн руб., 28 процентов — от 1 до 5 млн руб.

   Региональная финансово-кредитная система удовлетворяет потребности в финансировании 47 процентов опрошенных.

   При работе с банками возникают следующие проблемы: затруднения из-за отсутствия необходимой технической базы финансово-кредитного учреждения для использования интернет-банка (клиент-банка) при оформлении отчетных документов по валютному контролю (отметили 24 процента респондентов); сложности в получении консультации по валютному контролю и низкой компетентности банковских специалистов — 24 процента; отсутствие единых требований банков по процедурам валютного контроля — более 24 процентов; ошибки оформления платежных документов при поступлении экспортной выручки — 17 процентов; затруднения при оформлении паспорта сделки — 11 процентов.
     
Сложности в транспортно-логис-тическом обеспечении региона не возникают у 41 процента респондентов. Территорию Челябинской области пересекают две крупнейшие торгово-транспортные артерии: транспортный коридор с запада на восток по оси Уфа — Челябинск — Омск и с севера на юг Екатеринбург — Челябинск — Троицк — Казахстан.
     
Около четверти опрошенных все же отмечают некоторые проблемы, среди которых можно выделить затруднения в нахождении специализированного подвижного состава по видам и количеству (11 процентов), затруднения в нахождении перевозчика (транспортной компании) под требуемые условия поставок (10 процентов). Ряд компаний не может подобрать транспортную компанию для оказания полного пакета услуг — «от двери до двери» (10 процентов).
      
Основная проблема в данной области связана с высокими транспортными тарифами (28 процентов), результатом которых является существенная наценка на экспортируемую или импортируемую продукцию, что резко снижает ее конкурентоспособность.
      
Вопросы, связанные с осуществлением международного маркетинга, волнуют 81 процент респондентов. Каждое пятое предприятие — участник ВЭД сталкивается с проблемой нехватки информации о потенциальных клиентах. Большие сложности возникают с получением аналитической информации по товарным направлениям и о конкурентах (28 процентов). Затруднения участия в международных выставках испытывают 12 процентов опрошенных.
      
Участники опроса выразили интерес к установлению экономических связей с такими регионами России, как Дальний Восток, Сибирь, и зарубежья — Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иран, Камбоджа, Ливия, Судан, Эфиопия и пр.
     
Меньше всего затруднений вызывают вопросы по привлечению инвестиций для развития внешнеэкономической деятельности в Челябинской области. 76 процентов опрошенных говорит, что не имеет такой потребности. Иностранные инвестиции в размере до 500 тыс. долл. хотели бы привлечь 8 процентов респондентов, причем 62 процента участников ВЭД направили бы полученные денежные средства на организацию нового совместного предприятия с иностранным партнером. 

      Выводы. Сфера внешне-экономической деятельности в Челябинской области является стабильной и привлекательной для торговых предприятий малого бизнеса и имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему развитию. Основную долю составляют компании малого и среднего бизнеса, функционирующие на рынке около 10 лет. До сих пор предпочтительным таможенным режимом остается экспорт, регулярно осуществляемый в страны ближнего зарубежья. При ведении внешнеторговой деятельности у компаний возникает ряд затруднений, связанных с непониманием или недостаточной осведомленностью о некоторых специфических особенностях внешнеэкономической деятельности, среди которых выделяются аспекты таможенного, налогового законодательства и товары двойного назначения.
      
Необходимо отметить, что даже в условиях экономического кризиса большинство компа- ний — участников внешнеэкономической деятельности не испытывают недостатка в финансировании.
     
Развитие экспортно-импорт-ного потенциала является важной задачей в сфере внешнеэкономической деятельности области, поэтому упрощение процедуры таможенного оформления и согласование норм таможенного законодательства с основными странами-партнерами может существенно увеличить взаимные товаропотоки.

 

М. АХТЯМОВ,
М. БРЫЗГИНА,
Е. ГРИГОРЬЕВА,
Е. НОСКОВА.







Новости членов палаты