80 лет назад ЧТЗ первым в России начал массовое производство газогенераторных тракторов.
В 20-30 годах прошлого столетия парк автомобилей, самолетов, военной техники в стране быстро увеличивался, а горючего не хватало. В этих условиях Совнарком СССР принял решение о производстве тракторов с газогенераторными установками. Первыми взялись за решение проблемы энтузиасты-одиночки. В 1929 году к ним присоединился Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения.
Среди энтузиастов газогенераторов был и инженер ЧТЗ Владимир Мамин, сын известного изобретателя, одного из пионеров отечественного тракторостроения Якова Васильевича Мамина. Владимир Яковлевич возглавил экспериментальное КБ. Еще в 1936 году это бюро внедрило на ЧТЗ в производство С-60 с газогенератором конструкции С.И. Декаленкова – Д-8. На опытном заводе предприятия были изготовлены 264 таких трактора.
Наркомтяжпром поручил научному автотракторному институту (НАТИ) создание улучшенного генератора для челябинских машин. Такая установка, Г-25, была разработана. По сравнению с Д-8 она давала наиболее очищенный и охлажденный газ. В результате двигатель развивал большую мощность.
Дизельный трактор С-65 с генератором Г-25 получил обозначение СГ-65. Топливом для газогенератора служили древесные чурки. Мощность двигателя на газе составляла 60 л.с., которые позволяли трактору развивать скорость 7 км в час и тяговое усилие в 3,1 тонны.
В марте-апреле 1938 года первые СГ-65 испытывались на вывозке леса под Свердловском. Затем проводились стендовые и полевые испытания. В октябре-ноябре СГ-65 проверили в деле под Харьковом и Ростовом в сельском хозяйстве – на пахоте.
Серийный выпуск газогенераторных «Сталинцев» 65-й модели начался в 1938-м и продолжался до начала 1942 года. Всего на ЧТЗ изготовили 7 365 единиц СГ-65. Конструкция газогенератора Г-25 (НАТИ) существенно дорабатывалась челябинскими тракторостроителями. В частности, В.Я. Маминым была разработана новая газификационная камера: вместо литой – штампованная, двухфурменная. В связи со значительными преимуществами ею рекомендовали заменять литые топливники при капитальном ремонте газогенераторных машин.
Газогенераторное производство на ЧТЗ постепенно набирало обороты и расширялось. К 41-му году установки изготавливали уже в три смены. А с завода уходили целые эшелоны газогенераторных машин. Работая в разных регионах страны, они очень выручали, особенно в отдаленных таежных районах, куда топливо было доставлять трудно и дорого, а дров – сколько угодно.
Для увеличения производства столь нужных стране «газгенов» на заводе начали возводить пристрой к механосборочному корпусу с перспективой выпуска 10 тысяч машин в год. Только переехать в новый цех не успели – началась война.
В годы войны работавшие в тылу газогенераторные машины сэкономили много дефицитного топлива. Владимир Мамин разрабатывал новую установку и для послевоенного трактора С-80. Были изготовлены опытные образцы. Но положение с топливом стало меняться, газогенераторы на транспорте потеряли актуальность. Однако свою важную роль они сыграли.
(Информация предоставлена пресс-службе ЮУТПП)
-
ЧЗЭО произвёл подстанции для месторождения железной руды в Белгородской области
Челябинский завод электрооборудования завершил поставку трансформаторных подстанций на месторождении железной руды в Белгородской облас...
07.02.2025138 -
В Челябинске состоялись Всероссийские соревнования по подводному спорту
Завершились Всероссийские соревнования по подводному спорту. РГР "Южный Урал" поздравляет спортсменов Челябинской области с о...
06.02.2025199 -
На российский рынок выходят клеммы под брендом ЧЗЭО
Челябинский завод электрооборудования переходит на использование комплектующих собственного бренда и выводит их на российский рынок.
04.02.2025195