11 июля 2007 г. Совет Федерации РФ одобрил Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». «Торгово-промышленные ведомости» ТПП РФ опубликовали комментарии вице-президента ТПП РФ В.Б.ИСАКОВА, посвященные долгожданному российским предпринимательским сообществом событию.
– Владимир Борисович, как можно оценить сегодня плоды многолетней работы ТПП России по разработке и продвижению закона?
– …Закон о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства касается одной из самых крупных социально-экономических проблем России – развития сектора малого и среднего бизнеса. В странах развитой экономики, на которые мы ориентируемся, малый бизнес дает 60–70–80 процентов национального дохода. У нас в несколько раз меньше – 13–17 процентов. Ясно, что создание современного общества – задача неразрешимая без формирования среднего класса, а это и есть представители среднего и малого бизнеса. Без среднего класса невозможно прийти к устойчивой демократии, добиться устойчивости политической системы, обеспечения занятости, стабильного развития регионов России и выравнивания их уровней. На развитии малого и среднего бизнеса замкнуты все экономические и социальные проблемы.
Закон о малом предпринимательстве, так называемый ФЗ-88, который был принят в начале 90-х годов на первом этапе реформ, носил в большей степени политически декларативный характер, часть положений касалась норм бюджетного законодательства. Именно это в начале 2000-х обусловило попытку правительства закон отменить полностью.
Вот тогда восстал не только малый и средний бизнес, но и ТПП России, РСПП, Деловая Россия. Представители всех организаций, представляющих бизнес, объединились для того, чтобы не допустить уничтожения закона, потому что это фактически означало бы разрушение всей системы государственной поддержки бизнеса, худо ли бедно уже сложившейся и действующей. Стало также ясно, что неизбежна подготовка нового закона.
Надо сказать, что ТПП РФ в 2002 г. вовсю занималась созданием нового закона о малом и среднем предпринимательстве. Тогда была создана рабочая группа ТПП России, чуть позже возникла рабочая группа при председателе Совета Федерации. Представители регионов также хорошо понимали экономическую и социальную цену этого законопроекта и всячески помогали его принятию.
На завершающем этапе обсуждения уже в нынешнем году появилось сразу несколько конкурирующих законопроектов, в т.ч. проект ТПП РФ. Удалось избежать типичной ситуации, когда проекты на одну тему вваливаются толпой в Госдуму, но в силу того, что они конкурируют между собой, все дружно тонут. МЭРТ выступило инициатором создания законопроекта, который объединил конкурирующие подходы. В результате общий проект закона был выработан.
В законе сохранилось примерно 60–70 процентов того, что мы хотели там видеть. Конечно, хотелось бы более широкого списка мер поддержки бизнеса, хотелось, чтобы из него убрали прямое указание на критерий объема в качестве признака малого бизнеса, который, с нашей точки зрения, носит нестабильный характер.
Не бывает, чтобы законопроект всех устраивал. Он будет совершенствоваться. Но самое главное – этот закон дает толчок региональному законотворчеству.
Закон предполагает создание системы фондов поддержки малого бизнеса, и в нем прописано, как это необходимо сделать. Запускается большая работа по формированию государственной поддержки малого бизнеса, которая в конечном итоге должна создать более благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, чем это есть на сегодня. Вот главный смысл этого закона.
Но одного закона мало. Для этого нужен комплекс подзаконных актов, развитие регионального законодательства. В некоторых вопросах это закон прямого действия, но он все-таки носит рамочный характер и предполагает принятие других документов. При всех подобных моментах, я считаю, большая победа, что закон принят!
Сейчас и палата в целом, и ее департаменты будут заняты тем, чтобы довести закон до регионов. В законе 27 статей, и к каждой должен быть комментарий, должна быть показана связь с другими законодательными документами, чтобы ориентировать систему палат на полноценное использование и применение этого закона. Закон – это организатор, надо, чтобы он работал.
– В нем есть элементы кодекса?
– Не всякий закон – кодекс. Но это системообразующий закон. В нем есть критерии, что относить к малому бизнесу. Полномочия государственной власти. Механизм государственной поддержки и взаимодействие властей – кто чем должен заниматься. Это ключевой вопрос, потому что в дальнейшем закон будет использовать понятие малого и среднего бизнеса без разъяснений.
Статья 4 – «Категории субъектов малого и среднего предпринимательства» – ключевая. Там говорится следующее: к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый реестр юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных муниципальных и унитарных предприятий, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющие предпринимательские действия без образования юридического лица, а также крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям... Далее перечислены условия.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: от 100 до 250 человек включительно – для средних предприятий, до 100 человек включительно – для малых предприятий. И среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15 человек. Этот термин в нашем законодательстве используется впервые.
Третий критерий – выручка от реализации товаров и услуг. Это спорный критерий, который мы считаем ненужным, он пока не будет работать, потому что для каждой категории субъектов малого предпринимательства он определяется правительством на основе статистических исследований, которых пока нет. Оборот или выручка предприятий будет определяться правительством раз в 5 лет.
В законе определены общие принципы, инфраструктура, формы и условия поддержки малого бизнеса. Это финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка малого и среднего предпринимательства в области подготовки и квалификации кадров, в области инноваций, ремесленной деятельности (эта норма включена по инициативе Москвы), поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую, сельскохозяйственную деятельность и т. д. Особенно значима финансовая и имущественная, статьи 17 и 18.
– Налоговые льготы для малого бизнеса в законе обозначены?
– Закон не касается налоговых вопросов, они прописаны только в налоговом законодательстве. Но отсылки к нему в законе есть. Среди мер поддержки указано создание специальных льготных налоговых режимов, льгот для предприятий, которые работают в научно-технической области. Но сам режим формируется налоговым законодательством. Этот закон представляет общую схему, а конкретные решения содержатся в налоговом законодательстве.
– ТПП в связи с этим законом какие-нибудь новые полномочия получает?
– Пока нет. Хотя мы предлагали передать полномочия по регистрации юридических лиц палатам, но пока этого не происходит. Правительство настроено сосредоточить все регистрационные полномочия в налоговой службе, что с нашей точки зрения не совсем правильное и не совсем удачное решение. У госналоговой службы свои задачи, их более чем достаточно и без регистрации.
– Ваша оценка этого документа?
– Я считаю это огромной победой, потому что документ удалось принять не в «обескровленном» виде. Этот закон создает новую правовую ситуацию, новую правовую базу для деятельности бизнеса. Задача теперь - эти возможности развить и использовать. Государство на деле показало, что оно поворачивается лицом к малому бизнесу, старается ему помочь. Поэтому и сформировало для него новую нормативно-правовую базу.
(Публикуется в сокращении).
-
ЧТПЗ помог исполнить пожелания детей
Челябинский трубопрокатный завод (входит в Трубную Металлургическую Компанию), выступил партнером благотворительной акции «Снег...
28.12.2024171 -
КОНАР включит подсветку вантового моста в новогоднюю ночь
Промышленная группа «КОНАР» создаст в Челябинске особую новогоднюю атмосферу и настроение. В новогоднюю ночь на вантовом велопешеходном...
28.12.2024162 -
ЧЗЭО поставил трансформаторные подстанции для крупнейшего российского месторождения меди
Челябинский завод электрооборудования продолжает укреплять свою репутацию надежного партнера в сфере электроснабжения предприятий добыв...
27.12.2024176