The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Title

 Защита прав и законных интересов участников размещения заказа в главном контрольном управлении челябинской области 

Юрий Игоревич Подшивалов, заместитель начальника юридического отдела
Главного контрольного управления Челябинской области,
член Челябинского регионального отделения Ассоциации юристов России.

     В целях контроля за реализацией положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ) на территории Челябинской области постановлением губернатора Челябинской области от 9 января 2007 г. № 1 создано Главное контрольное управление Челябинской области (далее — Главное управление).
     
Контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных государственных или муниципальных нужд — одна из основных и приоритетных задач Главного управления, которая включает:
    
— проведение плановых и внеплановых проверок;
   
— рассмотрение на коллегиальной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке жалоб участников размещения заказа;
     — согласование размещения заказа для областных государственных нужд или для нужд муниципального образования у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
    
— производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
    
— обращение в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
     
Обеспечению защиты прав и законных интересов участников размещения заказа посвящена глава 8 Федерального закона № 94-ФЗ, способствующая проведению государственного контроля, являясь его неотъемлемой частью.
    
Согласно части 1 статьи 57 Федерального закона № 94-ФЗ участникам размещения заказа предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
    
В Главное управление участники размещения заказа могут подать жалобу на действия (бездействие) указанных лиц при размещении заказа для областных государственных или муниципальных нужд (часть 5 статьи 57 Федерального закона № 94-ФЗ).
    
Для рассмотрения жалоб приказом начальника Главного управления создана комиссия по контролю в сфере размещения заказов. Комиссия руководствуется требованиями, установленными главой 8 Федерального закона № 94-ФЗ и административным регламентом Главного управления по исполнению государственной функции рассмотрения жалоб.
    
Кроме того, одним из эффективных инструментов государственного контроля в сфере размещения заказов, который постоянно используется Главным управлением, является проведение плановых проверок государственных заказчиков. При проведении таких проверок особое внимание уделяется размещению заказа у субъектов малого предпринимательства. Особенностям их участия в размещении заказов посвящена статья 15 Федерального закона № 94-ФЗ. Согласно данной нормы закона государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 путем проведения торгов, запроса котировок.
     
Такое пристальное внимание со стороны Главного управления вызвано тем, что одним из звеньев современной государственной политики является поддержка субъектов малого предпринимательства. Принятый и вступивший в законную силу с 1 января 2008 года Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) определил основные цели и принципы государственной политики в области развития малого предпринимательства, категории субъектов малого предпринимательства, предусмотрел меры реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства. Одна из таких мер — особенность участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
     
Следуя в направлении обязательного привлечения субъектов малого предпринимательства к участию в размещении заказов, Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодателем установлена административная ответственность в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей для должностных лиц государственного и муниципального заказчика за неразмещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов или за размещение таких заказов в большем, чем установлено законом, размере.
     
Таким образом, с 20 августа 2009 года у Главного управления появилась возможность не только выявлять нарушения положений закона, гарантирующих защиту прав малого предпринимательства, но и привлекать к административной ответственности лиц, допускающих нарушения прав и законных интересов малого бизнеса.
     
К сожалению, при проведении проверок Главное управление не может охватить все размещаемые заказы на территории Челябинской области. На основании изложенного Главное управление призывает к содействию в выявлении и пресечении нарушений законодательства о размещении заказов путем направления информации и (или) жалоб о предполагаемых нарушениях со стороны государственных и муниципальных заказчиков.







Новости членов палаты