The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Малому бизнесу предстоят великие дела

Малому бизнесу предстоят великие дела

 

     Если и в самом деле в экономическом кризисе есть что-то положительное, то очевиднее всего это сказалось на стиле проведения Х Южно-Уральского экономического форума «Точки роста экономики в условиях глобального кризиса». Форум, состоявшийся 22 мая сего года, был намного содержательнее, чем все ему предшествовавшие. Практически не стало саморекламы, скучных официальных отчетов.

О том, какие темы обсуждались участниками форума, рассказывает наш обозреватель.

 

      На сей раз экономический форум был совмещен с очередным съездом малого бизнеса. Теме малого бизнеса было посвящено не менее 60 процентов времени пленарного заседания и все три круглых стола. Правда, 22 мая участники не услышали тех интересных острых выступлений лидеров малых предпринимателей, которые задавали тон на прошлогоднем съезде. Но их недостаток был скомпенсирован 26 мая, когда после открытия нового бизнес-инкубатора губернатор П.И. Сумин провел обстоятельную беседу с областным предпринимательским активом. Возможность выступить имели все: руководители челябинской региональной организации «ОПОРА России», представители молодежного и женского бизнеса, Южно-Уральской торгово-промышленной палаты. Тут же после выступлений губернатор давал поручения присутствующим: своему заму по экономике Ю.Н. Клёпову, министру экономического развития Е.В. Мурзиной, вице-спикеру Законодательного собрания С.А. Мительману.

      Значительное место теме развития малого бизнеса было уделено в основном докладе вице-губернатора Ю.Н. Клёпова. Было отмечено, что малый бизнес в условиях кризиса более мобилен и способен быстрее адаптироваться под ситуацию и создавать новые рабочие места. Правительство оказывает ему поддержку по четырем направлениям:

    — во-первых, и это было дополнительно подтверждено выступлением прокурора Челябинской области А.П. Войтовича, устранение административных барьеров. С 1 мая вступил в силу федеральный закон о порядке проведения контроля малого бизнеса. Предвосхищая его, губернатор еще в феврале подписал распоряжение о приостановлении плановых проверок и внеплановых только по согласованию с прокурором. В разработке областной законопроект для установления единых правил игры в муниципалитетах при проведении контроля. В области создается сеть многофункциональных центров по предоставлению муниципальных услуг по принципу «одно окно» (уже действуют в Магнитогорске и Коркино);

     — во-вторых, имущественная поддержка. В области согласно принятому в сентябре 2008 г. закону по реализации преимущественного права предпринимателей на выкуп арендуемого имущества установлены повышенные предельные значения подлежащей такому выкупу площади арендуемого имущества — до 2000 кв.м и рассрочка до 5 лет. Таким образом, были полностью выполнены рекомендации прошлогоднего X съезда малого бизнеса области. Утверждены перечни имущества для передачи в пользование предпринимателям на долгосрочной основе и льготных условиях на региональном и муниципальном уровнях;

       — в-третьих, для сокращения налоговой нагрузки принят областной закон о снижении с 1 января 2009 г. (задним числом) ставки налога при упрощенной системе налогообложения с 15 до 10 процентов по приоритетным видам деятельности;

      — в-четвертых, в этом году из федерального и областного бюджетов выделено 216 млн руб. на создание фонда гарантий по кредитам для малого бизнеса и на компенсации процентов по этим кредитам. Выделяются гранты начинающим предпринимателям.

Все пожелания, высказанные на прошлогоднем областном съезде малого бизнеса, выполнены. Это признали на форуме и постоянные критики регионального правительства.

       Отмечалось, что наибольшие трудности возникают у малого бизнеса только с банковским кредитом. В этом году из федерального и областного бюджетов выделено 216 млн рублей на создание фонда гарантий по кредитам для малого бизнеса и на компенсации процентов по этим кредитам. Выделяются гранты начинающим предпринимателям. Однако средняя ставка кредита достигает в настоящее время 19 процентов. Это слишком много.

      Выступавший от имени Законодательного собрания Челябинской области вице-спикер С.А. Мительман призвал к законодательному ограничению ставки банковского кредита тремя процентами сверх ставки рефинансирования ЦБР. Это перекликается с подобным предложением
В.В. Путина, однако российский
премьер имел в виду лишь те банки, которые получили на поддержку экономики целевой государственный кредит.

      Наибольшие нарекания вызвала система финансирования инновационной деятельности. До сих пор в России нет частного венчурного кредитования. Именно оно является основой эффективного научно-технического прогресса в странах развитой рыночной экономики. Опрос показал, что два крупных региональных банка Челябинской области, кажется, намерены ввести у себя венчурное кредитование, однако понимается оно превратно.
В сущности кредит, который предлагается в качестве венчурного, ничем не отличается от обычного. Условия получения такого «венчурного» кредита предусматривают наличие залога или гарантий. Нет никакого намека на научно-техническую экспертизу. Зато есть рекомендации головных банков своим отделениям взимать высокую ставку по кредиту, поскольку инвестиции в инновации считаются слишком рискованными.

      На ставку в 60 процентов по кредиту на отработку инноваций жаловался, в частности, с трибуны форума директор ООО «Криптон» из Снежинска. Он же предложил снизить налоги на инновационные предприятия: НДС — с 18 до 6 процентов, налог по упрощенной схеме с 15 до 5 процентов. Имущественный налог отменить совершенно, поскольку это мешает более справедливой оценке интеллектуальной собственности. Малые инновационные предприятия, возможно, владеющие бесценными патентами, вынуждены занижать их стоимость из-за невозможности платить соответствующий налог на имущество. В свою очередь заниженная стоимость патентов препятствует получению под залог кредитов, необходимых для их внедрения.

     Автор статьи как глава малого инновационного предприятия хотел бы дополнить эту мысль. Кредитным организациям следует учитывать различие в этапах инновационной деятельности. Есть продвинутые разработки, подобные тем, над внедрением которых работают такие признанные инновационные предприятия, как «Криптон». Залогом кредита в подобных случаях должна служить высокая репутация заемщика. И здесь высокие ставки по кредиту в самом деле неуместны. Банкам, у которых вообще весь бизнес построен на репутации, такой подход должен быть вполне понятен.

      Однако обычно начинающему новатору, имеющему патент, а то и просто идею, нужен небольшой начальный кредит для проведения НИОКР или для создания опытной установки. Наличие такой установки сразу повышает ценность патента во много раз. Поэтому венчурный кредит должен быть двух видов. По небольшому начальному венчурному кредиту изобретатель готов уплатить не только 60 процентов годовых, но и даже намного больше. Исходя из того, что нормой считается успех одного такого проекта из десяти, можно считать возможным предельную маржу на подобный кредит и до 1000 процентов.

       Было бы справедливо, чтобы при вероятной неудаче новатор не опасался, что банк в погашение кредита разденет его до нитки. Именно такое опасение удерживает многих изобретателей от обращения в банк. В свою очередь банк мог бы застраховаться от мошенничества на инновационной почве с помощью своей заинтересованной технической экспертизы. Заинтересованная экспертиза должна предусматривать финансовые гарантии эксперта банку и особое вознаграждение эксперта по конечным результатам инвестирования. Заинтересованная экспертиза нужна и для принятия решений о дальнейшем финансировании проекта уже под меньший процент. Наличие заинтересованной экспертизы и частного венчурного кредитования в России станет гигантским шагом на пути к инновационной экономике.

      Что касается государственных стартовых грантов и инновационного кредитования, то, к сожалению, эта система имеет склонность к коррупции или деловой пассивности. В ясном понимании этого факта государство ограничивает деятельность своих бюджетных венчурных фондов. Так, региональный венчурный фонд Челябинской области составляет сегодня всего 480 млн рублей.

      Однако на данный момент в России нет другого источника стартового спонсирования, в том числе полностью отсутствует такой необходимый общественный институт, как частные «бизнес-ангелы». Последнее было отмечено на круглом столе форума на тему «Субконтрактинг, инновационные технологии». Стоит отметить, что за рубежом в роли таких бизнес-ангелов обычно выступают успешно завершившие собственную карьеру, имеющие свободные средства бывшие изобретатели и менеджеры, специализировавшиеся именно на инновационном бизнесе, а таких в России пока нет или их очень мало.

       В этих условиях решающую роль в развитии российского инновационного бизнеса мог бы сыграть субконтрактинг. Под этим термином у нас понимается схема разукрупнения производства путем передачи поставок комплектующих малым предприятиям. Это общемировая практика. По сути речь идет о создании малых кластеров при каждой крупной корпорации, которые впоследствии могут быть объединены в более крупные кластеры. В конце прошлого года в Челябинской области официально начал работу Региональный центр субконтракции, в задачу которого входит помощь развитию этой форме взаимодействия крупных и малых предприятий в промышленном производстве. Но субконтракция могла бы еще содействовать и широкому вовлечению малого бизнеса в инновационную деятельность промышленных корпораций. Известно, что в США более 70 процентов инноваций предлагается именно малыми венчурными фирмами, расходующими на свои изобретения не более 4 процентов от общенациональной суммы инвестиций в НИОКР.

 

Александр КОЗИНСКИЙ.







Новости членов палаты