Об уведомительном порядке начала осуществления предпринимательской деятельности
Автономная некоммерческая организация «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП) по обращению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации рассмотрела проект постановления Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления предпринимательской деятельности». Представляем вашему вниманию результаты этого заключения (автор С.В. Мигин).
В своем заключении на проект постановления НИСИПП сообщает следующее:
1. Перечень отдельных видов работ и услуг, выполняемых в составе видов деятельности, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрен уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности (далее — Перечень), необоснованно сужает состав работ и услуг, о начале осуществления которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подаются уведомления, в том числе в нарушение пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон).
Так, пп. 10 пункта 2 статьи 8 Закона предусмотрена подача уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг) в составе деятельности по производству кожи, изделий из кожи, в том числе обуви. Вместе с тем в проекте Перечня в отношении данного вида деятельности предусмотрен лишь один пункт 15 — производство обуви, за исключением обуви из кожи. Другие виды работ (услуг) по производству кожи в Перечне отсутствуют. Считаем необходимым:
— существенно расширить Перечень;
— привести Перечень в соответствие с пунктом 2 статьи 8 Закона;
— привести наименования видов работ и услуг в соответствие с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.
2. Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности содержит избыточные требования к субъектам предпринимательской деятельности, противоречащие пунктам 3, 5 статьи 8 Закона. В частности, предприниматель должен уведомить уполномоченный орган государственного контроля (надзора) о наличии зарегистрированной в налоговом органе контрольно-кассовой техники. Согласно постановлению Правительства РФ от 23 июля 2007 года № 470 для регистрации контрольно-кассовой техники пользователь представляет в налоговый орган заявление. Регистрация осуществляется в пятидневный срок, по результатам выдается карточка регистрации, что противоречит требованию Закона о недопустимости требования о получении документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления выполнения работ (оказания услуг) в составе видов деятельности, в отношении которых предусмотрен уведомительный порядок.
Другое требование содержит подтверждение того, что на день подачи уведомления при осуществлении заявленного вида деятельности не предполагается образование в процессе деятельности отходов 1–4 классов опасности. При этом пункт 4 Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР России от 15 июня 2001 года № 511 установлено, что в случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности. Подтверждение экспериментальным методом требует наличия соответствующих лабораторных мощностей либо обращения в специализированный орган по оценке соответствия, что является избыточным барьером для осуществления предпринимательской деятельности и неоправданно усложняет уведомительный порядок.
3. Приложение к уведомлению о начале осуществления предпринимательской деятельности требуется доработать с учетом следующих требований:
— необходимость указания конкретных обязательных требований, соответствие которым подтверждает субъект предпринимательской деятельности;
— наличие закрепления соответствующих обязательных требований в федеральных законах, обязательная ссылка на положение соответствующего федерального закона;
— соответствие пункту 1 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» в случае, если конкретные обязательные требования установлены ведомственными нормативными правовыми актами (СанПиН, СН, СП, ГП и пр.).
4. Принятие технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к объектам технического регулирования, связанным с осуществлением видов предпринимательской деятельности, в отношении которых предусмотрен уведомительный порядок, должно вести к пересмотру формы уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности.
5. Проект постановления Правительства РФ необходимо дополнить пунктами, предусматривающими:
— Обязательное раскрытие документов, содержащих обязательные требования, соответствие которым подтверждается субъектом предпринимательской деятельности. Все документы, предусмотренные формой уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности (СанПиН, СН, СП, ГП и пр.), должны находиться в открытом доступе, в том числе на официальных сайтах уполномоченных органов государственного контроля (надзора). Отсутствие документа, содержащего обязательные требования, в открытом доступе должно стать основанием для исключения его из формы уведомления.
— Прямой запрет на требование подтверждения сведений, указанных в уведомлении о начале предпринимательской деятельности, третьими лицами (недопустимость обязывания привлекать к подтверждению соответствия обязательным требованиям, документально удостоверяемому по форме уведомления, третью сторону, в том числе для проведения каких бы то ни было экспертиз, испытаний, измерений, оценок и пр.).
6. Необходимо внести в проект постановления юридико-техническую правку. В частности:
— В абзаце 6 пункта 1 проекта постановления слова «прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности в сфере оптовой торговли (за исключением случаев, если предполагается осуществление оптовой торговли товарами, свободный оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами)» заменить словами «оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами)».
В абзаце 11 пункта 1 проекта постановления слова «прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями издательской и полиграфической деятельности» заменить словами «издательская и полиграфическая деятельность»;
— п. 4 дополнить абзацем 3 следующего содержания: «Форма уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности»;
— в п. 5 слова «в том числе федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия по государственному контролю (надзору)», «иных» исключить.
7. В рассмотренном пакете документов отсутствует проект Порядка представления (направления) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета поступивших уведомлений. При этом положения указанного порядка могут существенно повлиять на конкретные параметры и оптимальность процедуры уведомления в целом и оказывать различное регулирующее воздействие на субъекты предпринимательской деятельности. Особо следует подчеркнуть недопустимость превращения уведомительного порядка в де-факто разрешительный.
В части проекта Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающей установление административной ответственности за неподачу в органы государственного контроля (надзора) уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, в случае, когда предоставление такого уведомления определено законодательством, а также предоставление уведомления, содержащего недостоверные сведения, считаем необходимым внести следующее изменение:
Во вводимой статье 14.36 в абзаце четвертом слова «десять тысяч» заменить словами «две тысячи пятьсот».
Санкция, налагаемая на должностных лиц за подачу уведомления, содержащего недостоверные требования, представляется завышенной как в соотношении с размером штрафа, который налагается за аналогичное нарушение на юридических лиц, так и с размером штрафа, который налагается на должностных лиц за непредставление уведомления. При определении взаимного соотношения указанных размеров штрафа целесообразно также ориентироваться на положения пунктов 2, 3 статьи 14.1 и других статей КоАП, устанавливающих ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без получения необходимого разрешения либо с нарушением установленных требований, а также за представление недостоверной информации.
Дополнительно обращаем внимание на тот факт, что упомянутое в пояснительной записке добавление в статью 4.2 КоАП, которая устанавливает обстоятельства, смягчающие административную ответственность, нормы, касающейся совершения административного правонарушения юридическим лицом — субъектом малого предпринимательства, в представленном проекте не предусмотрено.
Замечания и предложения по данному проекту постановления,
как и по другим законодательным актам регионального и федерального уровней,
Вы можете направлять в управление по работе с предприятиями и предпринимателями
Южно-Уральской ТПП.
Тел.: (351) 266-52-21, 265-39-58.
-
ЧЗЭО приступил к прохождению аттестации своего оборудования по стандартам ПАО «Россети»
Челябинский завод электрооборудования подал заявку на прохождение аттестации линейки КРУ ELION номинальным током 630 – 3150 А по станда...
20.12.202469 -
Магнезит стал призером всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»
Группа «Магнезит» стала призером всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Продукция производственно-техническог...
20.12.202465 -
Крупный логистический комплекс ввели в эксплуатацию в Челябинской области
На территории индустриального парка «Композит» в 10 километрах от Челябинска открылся крупный складской комплекс. Реализация проекта пр...
20.12.202478