Разумная экономия издержек в условиях кризиса
Не секрет, что в период бурного роста экономики в 2004–2008 гг. компании редко задумывались над сокращением издержек, период характеризовался быстрым притоком капитала, ростом активов и их стоимости, отсрочками платежей, достаточно простой процедурой привлечения финансирования на реализацию инвестиционных проектов и пополнения оборотных средств. В результате к началу кризиса наблюдался огромный дисбаланс между издержками и реальными результатами деятельности.
Особенно трудно приходится собственникам и руководителям тех компаний, которые всеми силами стремятся в сложившихся условиях сохранить свой бизнес. В новых экономических условиях поменялись и правила «бизнес-игры». И тот, кто первым выучит эти правила и сможет правильно их применить в своей работе, тот и окажется эффективным менеджером.
Сейчас практически все компании снижают свои издержки, чтобы выжить. Зачастую компании снижают собственные затраты бездумно. Так, по исследованиям международной консалтинговой компании «Эрнст энд Янг», лишь 30 процентам компаний удалось сохранить долгосрочную положительную динамику сокращения затрат. Из собственной практики мы столкнулись с тремя подходами к снижению затрат.
Первый: сокращение бюджетов, что позволяет достичь быстрого результата. При реализации этого подхода компании отказываются от тех затрат, от которых можно отказаться без явных потерь для компании, например, сокращение маркетинговых бюджетов. Помимо этого предоставляются неоплачиваемые отпуска, устанавливается сокращенный рабочий день и т. п.
Второй: экономия средств, при этом подходе происходит переориентация на более дешевые товары — заменители, отказ от ряда услуг, совмещение функциональных обязанностей сотрудниками.
Третий: оптимизация затрат —
системная работа, требующая тщательного анализа деятельности компании, изучения всей цепочки создания добавленной стоимости, определения узких мест.
Сокращение бюджетов и экономия средств позволяют достаточно быстро достичь результатов, и пренебрегать ими нельзя. Но без оптимизации затрат это не принесет достаточного эффекта, не позволит компании стать эффективной в долгосрочной перспективе. Нельзя проявлять и фанатизм при сокращении затрат.
Довольно часто встречается ситуация тотального сокращения издержек. В большинстве случаев это решение является наихудшим, так как практически неизбежно снизится качество продукции, услуг, и как следствие — производительность деятельности компании. Падение производительности вызовет еще один виток сокращений, компания попадет в замкнутый круг, выйти из которого можно только за счет роста издержек выше первоначального уровня.
Как показывает практика, в условиях кризиса оказались эффективными те компании, которые, с одной стороны, проводят постоянную и системную работу по оптимизации собственных затрат, с другой — неустанно повышают эффективность собственной деятельности за счет постоянной работы по изучению и прогнозированию рынка, по поддержке актуальной продуктовой линейки, работе с контрагентами и т. п.
Таким образом, надо не просто «резать бюджет», а вести планомерную работу по реорганизации бизнес-процессов, работу, направленную на снижение их стоимости, осуществлять поиск дополнительных источников дохода, усиливать меры по контролю и мониторингу расходования средств, управлять дебиторской и кредиторской задолженностью, проводить ревизию и пересмотр инновационных и инвестиционных проектов.
Здесь у компаний есть два пути. Первый — это постараться реализовать антикризисные меры собственными силами, второй — обратиться к профессиональным консалтинговым компаниям.
Передача функций, не связанных с основной деятельностью компании (аутсорсинг), всегда является одним из самых эффективных методов снижения затрат. Поэтому в условиях кризиса представляется разумным для компании обратиться к сторонним специалистам по консалтингу, которые готовы предоставить необходимый и достаточный комплекс мер по оптимизации затрат и повышению эффективности деятельности вашей компании.
Неоспоримые преимущества такого метода: работа будет выполнена профессионалами и в достаточно короткие сроки, нет необходимости загружать непрофильной работой ваших сотрудников, которые в условиях кризиса обычно выполняют несколько функциональных обязанностей.
Такой компанией-партнером может стать для вас аудиторская компания «Аудит. Финансовый и Налоговый Анализ». В своей работе по оптимизации затрат специалисты компании оказывают комплекс услуг — это кадровый аудит (помимо проверки кадрового документооборота будут проанализированы предмет договоров, их соответствие трудовому и гражданскому законодательству и т. д.); подбор оптимального режима налогообложения, позволяющего в рамках действующего законодательства минимизировать налоговую нагрузку. Вы получите рекомендации по снижению налоговых рисков, что актуально не только для периода кризиса.
И.А. НОВИКОВА,
генеральный директор ООО «АФиНА».
ООО «АФиНА».
г. Челябинск, ул. К. Либкнехта, 34–23.
Тел.: (351) 236-19-76, 232-60-25,
232-60-47, 232-55-71.
office
@afina74.ru www.afina74.ru-
ЧЗЭО приступил к прохождению аттестации своего оборудования по стандартам ПАО «Россети»
Челябинский завод электрооборудования подал заявку на прохождение аттестации линейки КРУ ELION номинальным током 630 – 3150 А по станда...
20.12.202469 -
Магнезит стал призером всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»
Группа «Магнезит» стала призером всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Продукция производственно-техническог...
20.12.202465 -
Крупный логистический комплекс ввели в эксплуатацию в Челябинской области
На территории индустриального парка «Композит» в 10 километрах от Челябинска открылся крупный складской комплекс. Реализация проекта пр...
20.12.202479