The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
О дореволюционном Челябинске, его торгово-промышленном развитии и предпринимателях

      Дореволюционный период в истории Челябинска длился 180 лет. За эти годы город не раз менял свою торгово-промышленную специализацию и административный статус, знал взлеты и падения, но неизменно его жители находили выход из самых сложных ситуаций. В значительной мере это заслуга наиболее активной части горожан — предпринимателей.

 

      Челябинск изначальный, как отмечали современники, напоминал село. Даже перемещение в Челябинскую крепость в 1743 г. центра Исетской провинции фактически мало что изменило в общем укладе ее полусельской жизни. Многое для своей жизни челябинцы производили сами. В особенности это касалось продовольствия. Академик Фальк, говоря о Челябинской крепости 60–70 гг. XVIII века, отмечал, что «обыкновенные съестные припасы здесь в изобилии». При этом, по его сведениям, торговля была «самая худая; в лавках едва можно найти самонужнейшие вещи, но 2 ярмонки заменяют весь недостаток».

      Упразднение провинций и получение Челябинском статуса города в 1781 г. дает начало новому периоду в его жизни, длившемуся до конца XIX в. и получившему название периода «уездного захолустья». Хотя правильнее было бы называть его периодом эволюционного развития, когда постепенно росло население, открывались медицинские и учебные заведения, формировался первый опыт общественной жизни, делались первые шаги в его благоустройстве. Именно в этот период сформировалось челябинское городское сообщество с высоким уровнем самосознания. О том, что моральный климат в городском сообществе был на высоте, писал учитель М.Н. Ястребов: «Вряд ли в здешней губернии найдется другой город, где было бы больше единодушия или согласия между членами общества, где бы чаще запросто, без всяких опер, как и должно быть в уездных городках, сходились и делили между собою досуги». Одной из причин этого стала стабилизация состава населения Челябинска. По указу Уфимского наместнического правления мещане, приписанные к городскому мещанскому обществу, должны были иметь в городе дома не хуже деревенских, в последующем они обязывались нести все городские повинности, что сделало невыгодным их пребывание вне города. Население при этом продолжало вести образ жизни, близкий к сельскому. Земельный участок, получаемый горожанами в вечное пользование, применялся ими не только для строительства дома, но и многочисленных хозяйственных построек: амбаров, конюшен, коровников, поднавесов и т. п. Новым занятием для населения в середине XIX в. стала работа по найму на золотых приисках.

     Включение города в число железнодорожных станций в 1892 г. в корне изменило весь уклад его жизни, дало стимул развитию экономики города. Его украсили двух- и трехэтажные «небоскребы», улицы и площади стали мостить, появились первые автомобили, автобусы, мотоциклы и велосипеды. Челябинцы в шикарных магазинах (М.Ф. Валеева, братьев Яушевых, Шакира Ахметова, Стахеевых) и в маленьких лавочках могли приобрести самые разные товары, произведенные как в Российской империи, так и за границей.
      В городе к мировой войне действовало около 1500 торгово-промышленных заведений с годовыми оборотами до 30 миллионов рублей. Большое влияние на развитие города оказало введение так называемого «челябинского тарифного перелома». Благодаря ему к началу ХХ века Челябинск стал играть одну из ведущих ролей в оптовой торговле хлебом. Общий вывоз зерновых и хлебных продуктов из города определялся цифрой в 25 миллионов пудов, что было эквивалентно 30 тысячам вагонов. Зерно и мука в большом количестве шли на экспорт.

     В городе активно действовали крупные зарубежные закупочные фирмы — английская «Миллер и Ко», французская «Луи Дрейфус». Из местных предпринимателей крупную хлебную торговлю имели М.Н. Крашенинников, А.П. Холодов, П.С. Степанов и другие. По торговле чаем Челябинск занимал второе место в Российской империи, уступая только Москве. Через челябинскую таможню ежегодно проходило до 1,5 миллиона пудов чая из Индии, Китая, Цейлона. Действовали чаеразвесочные фабрики крупнейших российских фирм «Высоцкий и Ко», «А. Кузнецов, наследник А. Губкина», «Братья Поповы». Получает новые импульсы в развитии и промышленность. Кроме традиционной для Челябинска перерабатывающей и пищевой отрасли (маслоделательные и кожевенные заводы) возникают и другие производства.
     В 1898 г. появляется первый механический завод, принадлежащий воронежскому товариществу «В.Г. Столль и Ко», выпускавший плуги, сеялки, жнейки и молотилки для сельского хозяйства. В 1911 г. открылся дроболитейный завод Мартынова, выпускавший десятки пудов дроби для нужд Урала и Сибири.
В 1912 г. рядом с городом на заимке начал свою деятельность завод В.В. Лоренсова, производивший плитку и изразцы для каминов и печей. В начале ХХ века в городе действовали асфальтовый завод Щетинина, кондитерская фабрика Полякова и Высоцкого, винокуренный завод братьев Покровских и другие более мелкие промышленные заведения. Разросся железнодорожный узел, где располагались мастерские и депо трех железных дорог, сходившихся в Челябинске. Активную деятельность в городе осуществляли крупнейшие российские банки: государственный, Русский торгово-промышленный, соединенный, различные страховые компании.

         Предпринимательское сообщество Челябинска являло собой довольно
пеструю картину и включало, как и сегодня, представителей крупного, среднего и малого бизнеса. Предпринимательством занимались люди различных национальностей, различных социальных слоев — мещане (городское сословие), крестьяне, купцы, дворяне, чиновники, казаки. В деятельности каждой группы имелись свои особенности, определяемые законодательством, национальными и социальными традициями. Но все это в начале ХХ столетия уже не имело определяющего значения. Предприниматели легко объединялись для решения встававших перед ними задач, не взирая на все существовавшие различия. В начале ХХ века в Челябинске возникают различные структуры, призванные содействовать более эффективной предпринимательской деятельности: в 1900 г. — «Общество взаимного кредита», в 1906 г. — товарная биржа, незадолго до револю-ции — торгово-промышленная пала-та. Среди челябинских предпринимателей было немало людей ярких и неординарных, составлявших элиту дореволюционного Челябинска. Широкой известностью и большим уважением пользовалось семейство Покровских. Основатель династии врач Корнилий Иванович Покровский не только приехал в город и закрепился здесь, но и заложил прочный материальный фундамент для своего многочисленного потомства, обратившись к добыче золота. Михайловский хутор Покровских в 6–7 верстах от города (ныне территория затоплена Шершневским водохранилищем) пользовался российской известностью. Его описание как достопримечательности края было включено в пятый том популярного в начале ХХ века издания «Россия:
       Полное географическое описание нашего Отечества», вышедшего под редакцией В.П. Семёнова-Тян-Шанского (1914). «Образцовое имение» Покровских занимало 1780 десятин земли, на которой действовали винокуренный завод с ректификационным отделением, слесарная, столярная и кузнечная мастерские, мельница, полеводство с четырехпольным севооборотом, производящее улучшенные семена, конный завод, животноводческая ферма по разведению породистых бычков и свиней, лесное хозяйство и т. п. Для детей рабочих на Михайловском хуторе было открыто начальное училище. Управлял этим имением, равно как и другой совместной собственностью Покровских, один из сыновей Корнилия Ивановича — Владимир, выпускник Петербургского университета, юрист, статский советник, бессменный председатель Челябинской товарной биржи, глава многих общественных и благотворительных организаций. Другой сын Корнилия Ивановича, Иван, был горным инженером, после выхода в отставку занимался золотодобычей, представлял Южный Урал в Государственной думе. Братья Покровские были известны своей благотворительностью, в память об отце приобрели здание для размещения женской прогимназии, позднее сделали к нему пристрой. Широкой известностью пользовалась библиотека Покровских — одна из первых общественных библиотек Челябинска, куда мог прийти каждый, желающий соприкоснуться с миром книг.

     Из других предпринимателей дореволюционного Челябинска можно назвать доктора медицины и городского деятеля, трижды избиравшегося на должность городского головы Александра Бейвеля, торговавшего земледельческими орудиями и земельными участками, бравшего подряды на строительство зданий; купца 2-й гильдии Закира Галеева, хлебника, торговца бакалейными и мануфактурными товарами; отца известного российского географа Ипполита Крашенинникова — челябинского купца 2-й гильдии Михаила Николаевича Крашенинникова, занимавшегося торговлей хлебом и добычей золота; Александра Адриановича Чикина, торговавшего хлебом, скотом, рыбой и спиртом своего завода. Все они не только реализовались в предпринимательской деятельности, но и прославились благотворительностью.

      Бейвель оказывал помощь раненым в годы Русско-японской и Первой мировой войны и помог городу построить здание для Челябинского реального училища (ныне здание агроуниверситета по ул. Красной, 38); Галеев активно участвовал в строительстве мечети, выделил для нее земельный участок, ему принадлежавший, и подарил магазин, который был призван финансово поддерживать ее существование; Чикин выделил из своих средств 30 тысяч рублей на строительство Народного дома (ныне здание ТЮЗа на пл. Революции), оказывал помощь детскому приюту, школам и церквям.

     О каждом из этих людей можно было бы рассказать многое. Но добрых слов достоин весь сонм челябинских предпринимателей, когда-либо живших в нашем городе. О многих из них не сохранилось ничего. Они служили своему времени и с этим временем ушли. Но без них, если задуматься, современный Челябинск был бы иным. Прошлое — часть нас, и об этом мы должны помнить.

 

Владимир БОЖЕ,

историк.







Новости членов палаты