Что такое факторинг и зачем он нужен предпринимателю? Каких-нибудь два-три года назад ответы на эти вопросы могли дать лишь немногие «посвященные». Сегодня ситуация в целом меняется в лучшую сторону — объемы рынка факторинга в РФ ежегодно удваиваются, специалисты прогнозируют рост доли региональных рынков. Однако если для московских предпринимателей факторинг уже стал привычным делом, то в регионах, куда факторинг пришел сравнительно недавно, у представителей бизнеса еще возникает масса вопросов относительно этого достаточно нового для России вида услуг. На некоторые из этих вопросов отвечает директор Челябинского представительства банка ЗАО «Национальная факторинговая компания» Елена Юрьевна МОЗОЛЕВА.
— В чем заключается механизм факторинговой сделки?
— Механизм несложен. К примеру, ваша фирма отгружает товар покупателю, передает счет-фактуру и накладную факторинговой компании (или банку, предоставляющему аналогичные услуги) и получает от нее до 90 процентов от стоимости отгруженного товара. После реализации товара ваш покупатель перечисляет всю сумму компании-фактору, которая выплачивает вам остаток стоимости товара за вычетом своего комиссионного сбора. Таким образом, покупатель получает товар с отсрочкой платежа, а вы, т. е. поставщик, без промедления получаете свои деньги, которые можете снова пустить в оборот. Этот механизм очень удобен в реалиях сегодняшнего рынка, когда покупка товара далеко не всегда происходит на условиях предоплаты.
— Какие виды факторинга существуют и в чем их различия?
— В рамках факторинга существует несколько видов операций — факторинг с регрессом и факторинг без регресса.
Факторинг с регрессом — простейший продукт сопровождения торговых операций. Например, вы хотите отправить партию валенок за полярный круг, при этом у вас есть уверенность в том, что ваши северные партнеры обязательно оплатят поставку на условиях отсрочки платежа. Но, увы, вам критически необходимо получить деньги сразу после отгрузки товара, а ваш покупатель на Севере не готов оплатить сегодня. Тогда вы обращаетесь в факторинговую компанию, которая готова профинансировать ваши поставки в адрес покупателя. Таким образом, вы реализуете продукцию, ликвидируете кассовый разрыв и сохраняете потребителя вашей продукции за полярным кругом. Однако стоит принять во внимание тот факт, что по истечении срока отсрочки, если дебитор не вернет деньги, вам придется вернуть их факторинговой компании и разбираться с северными товарищами самостоятельно. Но раз вы воспользовались факторингом с регрессом, ваши партнеры — проверенные временем и дружбой.
При безрегрессном факторинге совсем другая ситуация. Вы производите те же самые валенки, партию которых хотят приобрести покупатели в средней полосе России, где валенки в принципе не очень-то и нужны, и вы совершенно не уверены в том, что ваши покупатели оплатят вам поставку. Вы обращаетесь в факторинговую компанию, которая проверяет ваших потенциальных покупателей, устанавливает на них лимит отгрузки, в рамках которого вы поставляете им валенки. Получив от факторинговой компании поручительство за покупателей, вы смело отправляете партию валенок. В случае, если товарищи из средней полосы России по каким-то причинам не производят оплату по истечении срока отсрочки, фактор самостоятельно разбирается с неплательщиками, а деньги, полученные от фактора, в любом случае остаются у вас.
— Как не ошибиться при выборе факторинговой компании?
— Следует обратить внимание на опыт работы компании в данном направлении и на то, действительно ли она управляет дебиторской задолженностью (УДЗ). Последнее подтверждается объемом безрегрессного факторинга в структуре портфеля: чем больше безрегресса, тем лучше фактором проводится УДЗ. Также можно поинтересоваться количеством предлагаемых услуг: работает ли фактор в регионах, обслуживает ли экспортные поставки, имеются ли специальные IT-решения, облегчающие работу по факторингу. Даже если сейчас вам эти услуги не нужны, то положительный ответ будет свидетельствовать о зрелости компании.
В случае, если вы обращаетесь в факторинговое подразделение банка, не лишним будет уточнить, каковы полномочия данного подразделения — т. е. могут ли они принимать решения самостоятельно или им надо согласовывать действия с руководством банка.
— Каковы наиболее важные условия факторингового договора?
— Важнейшие условия любого факторингового договора — льготный период и плата за предоставленную услугу.
Льготный период — время, предоставляемое покупателю дополнительно для выполнения своих обязательств. То есть если наступил срок выплат, предусмотренный в договоре между покупателем и продавцом, а от последнего денег не поступило, у него есть еще время, в течение которого полностью возвращать долг не нужно. У разных факторинговых компаний льготный период варьируется от 90 до 270 дней.
Стоимость полного коммерческого факторинга складывается из следующих составляющих: фиксированный сбор за обработку документов по поставке, плата за факторинговый сервис, плата за использование денежных средств, которая начисляется на авансовый платеж клиенту и взимается в течение срока использования денег, и стоимость покрытия кредитного риска (фиксированный процент от размера суммы, в рамках которой факторинговая компания поручается по обязательствам дебитора). Разброс итоговой ставки зависит от ряда факторов — увеличе-ние/уменьшение объема продаж клиента дебиторам, задолженность которых уступается факторинговой компании; увеличение/уменьшение числа дебиторов, передаваемых на факторинговое обслуживание; ускорение/замедление средневзвешенной оборачиваемости финансирования за предыдущий месяц.
— Есть ли какие-то преимущества факторинга перед банковским кредитом?
Дело не в преимуществах, а в том, что они удовлетворяют разные потребности. По своей сути факторинг — это прежде всего инструмент, обеспечивающий рост продаж без риска увеличения просроченной задолженности покупателей. При факторинге не требуется оформление такого множества документов, как при кредите. Факторинговое финансирование выплачивается автоматически при предоставлении накладной и счета-фактуры. Кредит требует погашения в строго определенный срок, а факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара и находится в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузки. При этом одно из основных преимуществ факторинга в том, что он не требует залога, и за счет этого процедура привлечения оборотных средств значительно упрощается. Гибкость и скорость — вот два основных отличия.
— Станет ли факторинг более востребованным сейчас, в период кризиса, когда у многих предприятий (особенно торговых) осложнились отношения с поставщиками?
— Закономерным следствием сложностей на рынке капитала является ужесточение требований к заемщикам. Рост риска возникновения неплатежеспособности заемщиков и ограниченность ресурсов обуславливают корректировку кредитного бизнеса российских банков. Трудности в получении финансовых средств, как показывают последние события, форсируют рост востребованности факторинга.
Факторинг — это инструмент роста и развития бизнеса, а не источник финансирования, которым можно заткнуть образовавшуюся дыру или оттянуть момент прекращения существования бизнеса.
-
ЧЗЭО приступил к прохождению аттестации своего оборудования по стандартам ПАО «Россети»
Челябинский завод электрооборудования подал заявку на прохождение аттестации линейки КРУ ELION номинальным током 630 – 3150 А по станда...
20.12.202476 -
Магнезит стал призером всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»
Группа «Магнезит» стала призером всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» в номинации «Продукция производственно-техническог...
20.12.202472 -
Крупный логистический комплекс ввели в эксплуатацию в Челябинской области
На территории индустриального парка «Композит» в 10 километрах от Челябинска открылся крупный складской комплекс. Реализация проекта пр...
20.12.202489