The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Точка невозврата

Точкой невозврата моряки и летчики называют вымышленную линию, после достижения которой возвращаться бессмысленно, поскольку большая часть пути уже преодолена и горючего на обратный путь уже не хватит, а значит, лучше всего продолжить движение вперед. Но наш разговор вовсе не о географии. В повседневной жизни россиян интересуют более прозаические вопросы. Вопросы своевременного возврата долгов или отказа их возвращать стоят сейчас как никогда остро, и не важно, какова природа задолженности — банковский кредит, паевое строительство, заем у частного лица или организации.

Общеизвестно, что в современной российской действительности для успешного ведения бизнеса, в числе множества факторов, необходимо обеспечить его надежную защиту. Понимание безопасности бизнеса меняется вместе с изменениями бизнес-среды, политической и экономической обстановки в стране и массы других факторов. Не является секретом и то, что эффективная система безопасности любой бизнес-структуры зависит прежде всего от комплексного подхода к процессу, обеспечивающему наиболее эффективное противодействие внешним и внутренним угрозам и создающему условия для безопасности данной структуры. Проблема долговых обязательств — одно из существенных слагаемых безопасности бизнеса.

По данным российских и зарубежных источников, по причине большого объема дебиторской задолженности разоряются как молодые, так и вполне успешные, долго работающие компании. Кажется, выход прост — не допускать долгов. Однако для большинства коммерческих предприятий это означает тупик. Наученные горьким опытом, предприниматели хоть и стараются работать по предоплате, но в нынешних условиях, когда покупатель зачастую рискует не меньше продавца, опасаясь предоставления некачественных услуг или недопоставки товара, стараются склонить продавца к отсрочке платежа или коммерческому кредиту. Кроме того, все понимают, что дебиторская задолженность — более ликвидный товар, чем товары на складе, ведь чтобы реализовать запасы на складе, нужно еще отыскать покупателя. Однако в итоге может возникнуть ситуация, когда при недостаточном внимании к работе с дебиторской задолженностью она попадает в категорию просроченной, т. е. проблемной задолженности.

вопросами задолженности следует заняться до момента ее возникновения и перехода в проблемную. Пересмотрите свои методы работы с клиентами.

Прежде всего стоит уяснить: вести бизнес по старинке не только невыгодно, но и невозможно, а потому вопросами задолженности следует заняться до момента ее возникновения и перехода в проблемную. Пересмотрите свои методы работы с клиентами. Стоит потребовать от ваших специалистов по продажам более взвешенного подхода к работе с ними, уделить особое внимание проверке платежеспособности новых контрагентов, не забывая, тем не менее, контролировать по мере возможности состояние дел и у постоянных партнеров, ибо в экономике незыблемых вершин практически не бывает, и ваш многолетний партнер может в одночасье оказаться банкротом, потянув и вас за собой на дно. Следует отказаться от практики премирования «клиентщиков» по количеству заключенных контрактов, когда они будут исполнены, тогда и вознаграждение, сумма которого зависит от полученной прибыли, поскольку случаи, когда менеджеры по продажам получали вознаграждение, а товар в итоге возвращался назад, оплачивался не полностью или не оплачивался вовсе, отнюдь не уменьшаются. Стоит задуматься и о системе работы с дебиторкой: в течение какого времени ваш сотрудник начинает созваниваться и напоминать о долге, через какое время ваша бухгалтерия готовит акты сверки и направляет всю необходимую документацию должнику, когда прекращается отгрузка товара, когда ваш юридический отдел пишет претензию и сообщает о подаче заявления в суд. Четкий распорядок позволит вам решать проблемы с дебиторкой без обращения в суд почти с 80-процентной результативностью, если, конечно, ваша служба безопасности хорошо выполнила свою работу и вы не заключили контрактов с сомнительными контрагентами.

Но в любой самой продуманной системе экономической безопасности найдется брешь, а может быть, просто ваш бизнес не столь разросся для того, чтобы позволить себе полноценную систему контроля задолженности. Что делать, если наступила та самая точка невозврата, когда становится ясно, что долги перешли в разряд проблемных и без дополнительных усилий их уже не вернуть.

Прежде всего не стоит слушать многочисленных «советчиков», предлагающих сомнительные и попросту криминальные способы вернуть долги, поскольку такие способы не только не гарантируют возврат средств, но и подвергают клиента необоснованному риску, не говоря уж о том, что, участвуя в подобных предприятиях, можно лишиться не только своего бизнеса, но и свободы.

Есть, конечно, вариант, когда руководитель организации лично берется за решение подобных вопросов, но разве у руководителя нет других задач? И эффективное ли это расходование времени и сил? Конечно, можно принять в штат сотрудника по работе с долгами, но это обоснованно только в том случае, если ваше предприятие достаточно крупное и специфика работы предполагает некоторый процент невозврата проблем-
ных долгов. В противном случае мы уподобляемся человеку, который для ремонта сломавшегося автомобильного шасси нанимает на работу автослесаря по ремонту шасси, если сломается двигатель — моториста, и так далее вместо того, чтобы просто обратиться в автосервис.

В данном случае вопрос возврата проблемных долгов могут и должны взять на себя профессионалы. С введением института частных структур по возврату долгов и широкого распространения различных агентств по возврату долгов, оказывающих услуги по урегулированию проблемных задолженностей, эта тема перестает быть по-настоящему острой. Остается, конечно, вопрос выбора собственно специалистов, поскольку пока в этой сфере деятельности еще, к сожалению, встречаются недобросовестные и полукриминальные структуры. В таком случае выбор значительно упрощает участие ваших будущих партнеров в каких-либо профессиональных объединениях и ассоциациях, поскольку фирмы-однодневки и связанные с криминалитетом организации в такие союзы, как правило, не вступают, стараясь не слишком «светиться». Специалисты нормальных организаций обладают опытом работы в определенных структурах, имеют соответствующие связи, программы работы и учета, а также являются публичными. Различаются и подходы к оценке ситуации и вознаграждении. Профессионалы, как правило, получают вознаграждение по результатам работы, а сомнительная фирма потребует деньги просто за работу. Для профессионалов важно не выбить деньги любым способом, а разрешить проблемную ситуацию, удовлетворив интересы обеих сторон.

В практике нашей работы были подобные случаи. Давний партнер заключил с местным предприятием соглашение о поставке некого оборудования. Предоплата, и немалая, была осуществлена в срок. Когда возникли проблемы с получением оплаченного товара, ничего не подозревающие бизнесмены решили урегулировать вопрос собственными силами, а поставщики, в свою очередь, кивали, извинялись, а потом и вовсе перестали разговаривать. Только когда возможность вернуть средства практически исчезла и собственники обдумывали шаги один отчаяннее другого, им посоветовали обратиться к профессионалам. В числе прочих специалистов консультации по проблеме проводил и я. Первым делом мы взялись проверять документы и выяснили, что, в сущности, поставщик не собирался обманывать своего покупателя, а сам покупатель дал ему такую возможность, допустив маленькую оплошность в составлении контракта. Нам удалось закрепить задолженность в судебном порядке, но за прошедшее время компания-поставщик уже вступила в процедуру банкротства, нам не хватало того самого времени, пока сторонами велись предварительные длительные и безуспешные переговоры. Тем не менее нашим сотрудникам, знающим специфику конфликтного консалтинга, удалось найти резоны для убеждения поставщиков начать рассчитываться по своим долгам. Был установлен порядок расчетов таким образом, что компания-поставщик, рассчитываясь с нашими клиентами, помогала в конечном счете и себе самой. Таким образом, ситуация, казавшаяся бесперспективной, была благополучно разрешена и оба предприятия существуют до сей поры и продолжают сотрудничать, забыв о том, что практически находились в состоянии войны.

Пожалуй, самая важная мысль, которую хотелось бы донести до читателей, — не давайте долгам парализовать вас и ваш бизнес. Оказавшись в ситу-ации, когда задолженность ставит вас в тупик, совершенно неважно, с какой стороны вы находитесь, должника или кредитора, нужно уяснить, что основная задача специализированных фирм по возврату долгов отнюдь не любыми средствами заработать на вашем несчастье, а прежде всего помочь вам разобраться в ситуации, посмотреть на проблему свежим взглядом и, как это часто бывает, обнаружить, что решение ее есть и в нем одинаково заинтересованы обе стороны.

Обращаясь к профессионалам с таким важным вопросом, как решение проблем с долгами, вашему бизнесу будет легче и безопаснее пройти точку невозврата и устремиться к новым горизонтам экономического процветания.

Ю.В. СТАРЦЕВ,
директор ООО Центр
экономической безопасности
«Офицерское собрание».
Тел. (351) 283-32-40.
www.chelraeb.ru







Новости членов палаты