The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Как создавалась ТПП РФ

В 2017 году система торгово-промышленных палат России отметила 100-летие. В прошлых номерах мы публиковали выдержки из исторического очерка, подготовленного к этой знаменательной дате, об этапах становления ТПП РФ. Завершаем серию публикаций материалом, посвященным периоду начиная с учреждения в 1991 году ТПП РСФСР до настоящего времени. 

tpp.jpg


19 октября 1991 года состоялся Учредительный съезд Торгово-промышленной палаты РСФСР (далее — ТПП РСФСР), в котором участвовало 19 региональных ТПП и несколько десятков объединений предпринимателей.
Первым президентом Торгово-промышленной палаты РСФСР был избран народный депутат РСФСР, член Президиума Верховного Совета РСФСР, руководитель Ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами MOST Стани-
слав Алексеевич Смирнов. Успех С.А. Смирнова был предопреде-
лен его особыми отношениями с 
Б.Н. Ельциным. Некоторое время они работали вместе в Москве: один секретарем горкома КПСС, а другой секретарем горкома ВЛКСМ.
Декларация, принятая на съезде, провозглашала, что Палата будет сочетать в своей деятельности принципы свободной англосаксонской модели. Региональные палаты получили полную самостоятельность, добровольное членство и возможность делегирования некоторых функций в ТПП РСФСР.
Палата была объявлена независимой общественной некоммерческой организацией, содействующей развитию национальной экономики и поддержанию торговых, научно-технических и экономических связей России с другими странами.
Новый устав не давал права ТПП РСФСР самой создавать, реорганизовывать и ликвидировать ТПП республик, краев, областей и городов — это было делом самих предприятий-учредителей. Будущая система ТПП РСФСР рассматривалась как двухуровневая. Впервые было заявлено о статусе региональных ТПП с равными правами по отношению к федеральной палате. Прием в члены ТПП РСФСР теперь могли осуществлять не только территориальные ТПП, входящие в систему ТПП РСФСР, но и Правление ТПП РСФСР. Предприятия — члены территориальных палат, входящих в систему ТПП РСФСР, приобретали одновременно и права членов ТПП РСФСР.
Впервые в уставах российских палат упразднялся институт почетных членов и членов-корреспондентов; теперь действительными членами палаты могли быть любые предприятия и организации независимо от форм собственности, а также предприниматели и их объединения. Введение нормы по приему в члены палаты предприятий любой формы собственности независимо от направления деятельности поставило окончательную точку на прежнем имидже палаты как представителе интересов только тех предприятий, которые осуществляют или обслуживают внешнеэкономическую деятельность. Впервые был декларирован имидж палаты в первую очередь как защитника интересов предпринимательства. Устав того времени полностью соответствовал принципам 
англосаксонской модели палат.
25 октября 1991 года вышло распоряжение первого замести-теля председателя Верховного 
Совета РСФСР Р.И. Хасбулатова № 1805–1 «О регистрации Торгово-промышленной палаты РСФСР».
16 ноября 1991 года вышло постановление Президиума Верховного Совета РСФСР № 1888–1 «О некоторых вопросах Торгово-промышленной палаты РСФСР», которое объявило ТПП РСФСР правопреемницей ТПП СССР «в отношении имущества и денежных средств, а также в сфере прав Торгово-промышленной палаты СССР в учрежденных ею смешанных торговых палатах, ассоциациях и совместных предприятиях, в том числе и за границей».
Для учредителей новой модели ТПП в России наступил сложный период ее адаптации к новой обстановке в условиях слома старой плановой системы экономики и перехода на рельсы рыночной экономики. Никому не известная система жизнедеятельности палат, в основу которой были заложены принципы англосаксонской модели, когда добровольное участие в сообществе предпринимателей совмещалось с фактическим отказом от влияния со стороны государства, — это переход от одной крайности (государственной модели организации палат, где все предопределено командами сверху) к другой, свободной, независимой от государства, но без субсидирования и дотаций.
6 декабря 1991 года был подписан совместный приказ ТПП СССР и ТПП РСФСР № 29 «О создании совместной комиссии по сдаче-приемке имущества и денежных средств от ТПП СССР в ТПП РСФСР». Необходимо признать и такой факт — решение о ликвидации ТПП СССР проходило без участия ее действительных членов и позже не встретило от них никаких возражений.
Между тем процесс образования новых ТПП продолжался. Во втором полугодии 1991 года были созданы: в августе — ТПП Республики Саха (Якутск), 21 ноября — ТПП Республики Дагестан (Махачкала), 12 декаб-
ря — Московская ТПП (Москва) и 
Алтайская ТПП (Барнаул), 18 декаб-ря — Кузбасская ТПП (Кемерово).
В течение 1992 года на территории России было создано еще 
27 ТПП (в том числе 24 января появилась Южно-Уральская торгово-промышленная палата. — Прим. ред.). 
Ликвидация прежней экономической системы обернулась сокращением спроса на отечественную продукцию; закрытая форма приватизации породила новых собственников, многие из которых обнаружили неуверенность в ведении дел. Самоустранение государства от последовательного регулирования экономики, или так называемая «рыночная» макроэкономическая политика, ввергло страну в хаос. Россия оказалась не готовой к реформам — ни психологически, ни профессионально, ни юридически.
Требовалось искать выход из создавшегося положения. И поэтому естественным выглядело предложение руководства ТПП РФ о подписании с властью некоторого соглашения, закрепляющего за палатами определенные функции, традиционно признанные в мировом сообществе за системами торгово-промышленных палат.
Первым таким документом было изданное 20 января 1993 года постановление Верховного Совета РФ «Об Арбитражном суде, Морской арбитражной комиссии и диспашерах при ТПП РФ», где признавалась роль ТПП РФ в праве на рассмотрение международных арбитражных споров.
18 марта 1993 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации». В нем была впервые сформулирована новая организационно-правовая модель ТПП, которая не укладывалась в рамках действующих ранее в мире континентальной и англосаксонской моделей. В последующем этот Указ был доработан и 7 июля 1993 года утвержден Верховным Советом в форме Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». Новый закон вобрал в себя лучший опыт торгово-промышленных палат мира, в котором нашли удачное сочетание принципы англосаксонской модели в части добровольного членства и континентальной модели с точки зрения делегирования государственных функций.
Таким образом, круг возможных членов палаты не ограничивался ни организационно-правовой формой, ни масштабами предприятия, ни отраслевой специализацией; к приему в члены палаты допускались даже физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. В этом отношении модель палаты совпадала с англосаксонской. Вместе с тем российская организационно-правовая модель ТПП дополнялась признаками континентальной модели:
— для каждой палаты отводится определенная территория;
— защищены наименования: «торгово-промышленная палата», «торговая палата», «промышленная палата».
Все эти правила используются в континентальной модели.
Система ТПП предусматривала и введение института местных палат, которые могли создаваться на добровольной основе и не должны были противоречить уставу ТПП РФ.
30 ноября 1993 года состоялся Второй съезд ТПП РФ, который утвердил поправки в устав с учетом требований нового закона, и уже 
4 января 1994 года он был зарегист-рирован Министерством юстиции РФ. Съездом была также принята развернутая «Программа деятельности ТПП РФ на период 1994–1997 годов», направленная на развитие системы палат, возрождение предпринимательства и стабилизацию затянувшегося кризиса в России. Этот съезд окончательно закрепил новую организационно-правовую модель российских торгово-промышленных палат. На основании решений съезда территориальные ТПП провели свои общие собрания, на которых внесли соответствующие изменения в уставы.
В течение 1993 года было создано еще 17 палат.
Поддержка государством системы ТПП РФ продолжилась изданием 24 февраля 1994 года Постановления Правительства РФ «О выдаче сертификатов происхождения при их вывозе в государства — участники Содружества Независимых Государств», а также Постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 года «О вопросах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации». Согласно последнему документу министерствам и ведомствам Российской Федерации предлагалось привлекать представителей Торгово-промышленной палаты РФ для участия в разработке и осуществлении государственных программ поддержки предпринимательства и развития экономики и подготовки актов Правительства РФ по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей, а также проведения их экспертизы.
9 декабря 1994 года было подписано соглашение о создании Международного совета по сотрудничеству торгово-промышленных и хозяйственных палат. Соглашение подписали 16 национальных палат: Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Венгрии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Македонии, Молдовы, Польши, Российской Федерации, Узбекистана, Украины, Таджикистана, Югославии. В работе Совета также приняли участие представители торгово-про-мышленных и хозяйственных палат Литвы, Эстонии, Румынии, Туркменистана, Латвии, Албании, Словакии, Чехии, Словении.
В течение 1994 года на терри-тории России было создано еще 
35 ТПП.
2 ноября 1995 года по инициативе ТПП РФ вышло постановление Правительства РФ № 1084 «О присоединении Российской Федерации к таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года с принятием ряда приложений». Пунк-том 2 настоящего постановления принято к сведению, «что Торгово-промышленная палата Российской Федерации будет выполнять работу по оформлению и выдаче карнетов АТА и возьмет на себя функции гарантирующей ассоциации по указанным конвенциям, а Внешторгбанк России выступит гарантом ТПП РФ перед Международным бюро торговых палат».
В 1995 году было создано тринадцать ТПП и по девять в 1996–1998 годах.
28 февраля 1998 года на Третьем съезде ТПП РФ были подведены первые итоги реформирования системы ТПП РФ: с начала 1991 года численность региональных и местных палат возросла более чем в два раза, а численность действительных членов ТПП РФ изменилась с 3 305 на 19 января 1991 года до 11 591 на 1 января 1998 года.
На начало 2000 года численность региональных и местных палат в Российской Федерации составляла 148, 
а число предприятий — членов ТПП РФ — 18 344.
В 1999 году было создано еще пять новых палат, в 2000 году только две, а в 2001-м — пять.
Заканчивалось первое десятилетие новой системы торгово-промышленных палат России. Очевидны были успехи первых лет строительства системы. Но внутри самой ТПП РФ темп работ стал постепенно снижаться. Замедлилось вовлечение предприятий в члены палат. У Счетной палаты и Ревизионной комиссии появились претензии к президенту ТПП РФ С.А. Смирнову — обнаружилась незаконная продажа Выставочного павильона в Лейпциге (видимо, это был предлог, поскольку последующих юридических преследований не было).
С 30 июля по 1 октября 2000 года аудитор Счетной палаты РФ В.С. Соколов провел проверку соблюдения законодательства при продаже руководством ТПП РФ земельного участка и Выставочного павильона, расположенных в Лейпциге (ФРГ), и выявил нарушение устава ТПП РФ.
На заседание Правления ТПП РФ 3 октября 2000 года, которое рассмат-ривало этот вопрос, С.А. Смирнов не явился. Тогда члены Правления ТПП РФ объявили ему вотум недоверия, приняли решение провести внеочередной съезд и объявили Смирнову устный ультиматум. Вместе с тем сохранялось ощущение, что его «вытесняли» с должности президента, освобождая место под Примакова. 
На состоявшемся 14 декабря 2001 года Четвертом (внеочередном) съезде ТПП РФ новым президентом был единогласно избран академик Евгений Максимович Примаков. Летом 2002 года работа Съезда была продолжена. На нем была принята Программа деятельности ТПП РФ на 2002–2006 годы.
Деятельность нового президента значительно изменила общую ситуацию в системе ТПП РФ. Значительно активизировалась законопроектная деятельность в части создания благоприятных условий для предпринимательства, расширилось взаимодействие с палатами стран СНГ, ТПП России включилась в реализацию национальных программ, предложила органам власти Концепцию промышленной политики, укрепилось доверие к палатам со стороны предпринимательского сообщества, установились системные рабочие контакты с исполнительными органами федеральной власти и власти субъектов Российской Федерации, значительно укрепилась вся система торгово-промышленных палат России, объем оказываемых услуг вырос с 903 млн руб. до 2 491 млн руб., т. е. более чем в 2,5 раза.
Подводя итоги деятельности Палаты в 2002–2006 годах, участники V Съезда ТПП РФ, который состоялся 8 декабря 2006 года, констатировали факт повышения роли палат в развитии экономики регионов, возросшем интересе к их деятельности в предпринимательской среде, со стороны руководителей организаций различных сфер и направлений бизнеса.
Во-первых, приведенные результаты свидетельствуют о том, что за 90 лет своего существования (1917–2007) российские ТПП развивались не эволюционно, как это было в западных странах, а скачкообразно, меняя организационно-правовые модели в зависимости от смены политического строя в стране, что затруднило полноценное накопление опыта.
VI Съезд ТПП РФ, который состоялся 4 марта 2011 года, с почетом проводил подавшего в отставку Евгения Максимовича Примакова и избрал нового президента Палаты в лице Сергея Николаевича Катырина, ветерана палатского движения, около 20 лет работавшего вице-президентом ТПП РФ. В истории национальной Торгово-промышленной палаты это второй случай после 
Е.П. Питовранова, когда заместитель с богатым опытом работы избирается в качестве руководителя. И сегодня альтернативы С.Н. Катырину нет.
В программе президента 
С.Н. Катырина появилось много новых и интересных проектов: разработка Стратегии развития системы ТПП РФ до 2020 года, создание электронной ТПП, внесение изменений в Закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», формирование постоянно действующего кадрового резерва на выдвижение в руководящие органы территориальных ТПП, введение сертификации происхождения товаров, поступающих для государственных нужд, освоение новых видов услуг. Правительство РФ доверило руководству ТПП РФ возглавить деловые советы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и объединение стран БРИКС.
VII Съезд ТПП РФ высказал полное доверие успешной деятельности С.Н. Катырина, избрав его на новый срок. «Наша первая задача — расширение сети торгово-промышленных палат вплоть до муниципального уровня, — отметил в своем выступ-лении президент ТПП РФ Сергей Катырин. — В последнее время мы, может, над этим не так активно работали, но и нормативные документы нам не очень это позволяли. Смысл задачи — максимально приблизить Торгово-промышленную палату к предпринимателям, работающим «на земле». Вторая задача — работа с нашими внешними партнерами. Мы должны привлекать инвестиции, должны использовать свой экспортный потенциал. И, конечно, это тема малого и средне-
го бизнеса, его всесторонняя под-держка».
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем выступлении на съезде высоко оценил работу Палаты по развитию предпринимательства в стране и подчеркнул необходимость активной консолидации усилий объединений предпринимателей и государства в работе по развитию экономики.
Свое столетие система Торгово-промышленной палаты Российской Федерации встретила в кругу:
— 180 территориальных торгово-промышленных палат;
— более 200 союзов, ассоциаций и других объединений предпринимателей на федеральном и 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне, представляющих основные секторы российской экономики;
— около 50 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности.
В системе Торгово-промышленной палаты России работают 29 комитетов и советов по различным направлениям деятельности и отраслям предпринимательства и более 1 000 комитетов, комиссий, советов и других общественных формирований, созданных территориальными палатами.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации содействует деятельности 74 российских деловых советов с зарубежными странами.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации — член Всемирной федерации торговых палат, Ассоциации торгово-промышленных палат европейских стран (Европалаты), Совета руководителей ТПП государств — участников СНГ, Конфедерации торгово-промышленных палат стран АТР, других международных и региональных организаций.
Встречая свое второе столетие, Торгово-промышленная палата Российской Федерации остается признанной преемницей богатых традиций отечественных промышленников и предпринимателей, опыта взаимодействия с общественностью и органами государственной власти.

Источник: Три эпохи в одном веке. К 100-летию первого закона
в России «О создании торгово-промышленных палат»/
В.И. Федотов — 2017. — С. 35–41







Новости членов палаты