Наше преимущество — системный подход
В конце 2009 года президент Южно-Уральской ТПП Федор Лукич ДЕГТЯРЁВ дал интервью российскому информационному агентству «РусБизнесНьюс». Он ответил на вопросы, касающиеся роли палаты в развитии внешнеэкономической деятельности Челябинской области. — Существуют ли географические ориентиры деятельности Южно-Уральской ТПП на зарубежных рынках? Каковы наиболее перспективные рынки для челябинских предприятий?
(Публикуется в сокращении).
— Назову страны, с которыми челябинские предприятия проводят основные экспортно-импортные операции: Казахстан, Украина, Турция, Беларусь, Италия, Иран, Германия, Китай, Нидерланды, Румыния.
В настоящее время ведущие зарубежные страны защищают собственные рынки и товаропроизводителей и противодействуют экспорту российской продукции с высокой добавленной стоимостью.
Пример. Мы ежегодно организуем торгово-экономические миссии в КНР. Имеем постояннодействующее представительство нашей палаты в этой стране и являемся свидетелями того, как Китай в течение 15 лет успешно реализует национальную программу, предусматривающую целевое государственное финансирование инновационных технологий для организации их производства в КНР, обеспечения внутреннего рынка и агрессивного демпингового экспорта. Этому есть фактическое подтверждение. Отрицательное сальдо России в 55-миллиардном товарообороте с Китаем составило 13,5 млрд долларов, при этом показательна его структура: мы экспортируем нефть и древесину, ввозим машины и оборудование. Доля китайского импорта (а это 530 млн долларов) в товаро- обороте с Челябинской областью в 2008 г. составила 96,3 процента, соответственно наш экспорт — 3,7 процента. А ведь еще четыре года назад качественный показатель товарооборота был с точностью до наоборот. Это весьма опасная для Челябинской области тенденция.
Президент России на встрече с президентом Российской палаты Е.М. Примаковым определил роль палат как консолидирующую в плане развития института Содружества Независимых Государств.
Безусловно, для Челябинской области приграничное сотрудничество с Казахстаном остается приоритетом. Доля Республики Казахстан во внешнеторговом обороте области составила более 23 процентов. Это наш самый крупный партнер! В этом году ЮУТПП была участником самых знаковых мероприятий по развитию приграничного сотрудничества с Казахстаном.
Весьма интересный показатель! Инвестиции казахстанских предприятий в промышленность Челябинской области хотя и не значительны, но имеют очевидную тенденцию к росту.
Доля Украины во внешнеторговом обороте Челябинской области составила более 10 процентов, и наша задача как территориальной палаты — повысить показатели товарооборота и инвестиционную привлекательность Южного Урала для украинского бизнеса.
На постоянной основе у нас организовано сотрудничество с Белоруссией. Совместно с Белорусской торгово-промышленной палатой успешно проводятся встречи деловых сообществ Южного Урала и Белоруссии.
Наша палата была участником проекта Евросовета «Интернализация предприятий среднего и малого бизнеса». В ходе реализации данного проекта мы лоббировали интересы Челябинской области в Голландии, Испании, Франции, Финляндии, Германии, Бельгии глав- ным образом в плане продвижения нашей продукции, привлечения новей- ших зарубежных технологий и инвестиций.
Чрезвычайный и полномочный посол Королевства Нидерландов Рон Келлер выбрал Челябинскую область для ре- ализации внешнеэкономических проектов. В сентябре этого года он посетил нашу палату и обсудил направления возможного сотрудничества. Им высказана идея инвестирования неконкурентных для Голландии высокотехнологичных производств (таких, например, как энергосбережение, переработка промышленных и бытовых отходов и т. д.).
В этом году Южно-Уральская ТПП совместно с торгово-промышленными палатами Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана работала над проектами развития сотрудничества.
В октябре вместе с министром экономического развития посетили весьма перспективный для продвижения нашей продукции Вьетнам. Затем состоялся визит делегации Челябинской области в Великобританию.
Перспективным рынком для нас могут стать самые неожиданные, на первый взгляд, страны. Например, Индонезия, с которой у нашей палаты давние и надежные связи. После сокрушительных последствий землетрясения эта страна, безусловно, нуждается в продукции наших предприятий для программ восстановления.
— В условиях кризиса финансовые возможности продвижения продукции предприятий на зарубежные рынки резко сократились. Какие наиболее эффективные инструменты использует палата сегодня?
— В большинстве стран государственное финансирование программ поддержки продвижения продукции предприятий на зарубежные рынки резко возросло. Наши коллеги в торгово-промышленных палатах Европы, где членство предприятий в палате обязательное условие, самые активные участники данного процесса. Например, палата города Мадрида непосредственный исполнитель плана продвижения продукции субъектов малого предпринимательства в странах Восточной Европы и Азии, финансируемого из муниципального бюджета. Я воздержусь от предоставления конкретных цифр, чтобы не расстраивать ваших читателей.
Региональные программы поддержки наших экспортно ориентированных предприятий осуществляются министерством экономического развития Челябинской области.
Вряд ли можно оценить, какие используемые Южно-Уральской ТПП инструменты сегодня наиболее эффективны. Важно понять, что палата — это прежде всего системный подход.
Например, самый известный ресурс — это организуемые нами торгово-экономические миссии и участие в крупнейших международных форумах, выставках. При этом важно, что сотрудничество с палатами зарубежных стран позволяет нам не только устанавливать прямые контакты с перспективными потребителями, но и (специфика рынка СНГ) обеспечивать лоббирование вопросов продвижения продукции и услуг наших предприятий через представителей власти стран, от которых во многом зависит успешность роста экспортной составляющей товарооборота Челябинской области.
Палата — инициатор продвижения товаров и услуг предприятий и организаций Челябинской области на зарубежные рынки через глобальную сеть Интернет. Четыре года палата актуализирует англоязычный сайт «Виртуальная выставка товаров и услуг Челябинской области». Только в 2009 уже зафиксировано 688639 посещений! Я уверен, что ваши читате-ли — это серьезная подготовленная аудитория, способная дать оценку такому показателю.
На постоянной основе мы проводим по заявкам наших предприятий маркетинговые исследования, определяя наиболее перспективные рынки в плане продвижения их товаров.
Субъекты внешнеэкономической деятельности Челябинской области регулярно обращаются к нам для проведения мониторинга цен на продукцию, вос- требованную на мировых рынках. Результат — оперативное реагирование на изменения на внешних рынках и корректировка ценовой политики.
Мы постоянно осуществляем перевод документации на товары и услуги наших предприятий на все языки мира. Ведем юридическое сопровождение внешне-экономических контрактов, отстаиваем интересы наших товаропроизводителей при возникновении хозяйственных споров, в том числе требующих международного арбитража. Палата единственный в регионе институт, имеющий право фиксирования обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) при исполнении внешнеэкономических контрактов.
ЮУТПП обеспечила предприятиям Челябинской области условия проведения независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий в целях экспортного контроля.
Не считаю необходимым перечислять все инструменты содействия выхода на внешний рынок, отмечу только, что Южно-Уральская палата — это система, предоставляющая полный комплекс услуг для субъектов ВЭД.
— Сегодня международная конкуренция значительно обострилась. Появляется ли среди челябинских предприятий осознание того, что необходимо более агрессивно продвигать свою продукцию на международные рынки?
— Вы абсолютно правы в оценке ситуации. Глобальная экономическая конкуренция, я бы сказал, очевидное противоборство стран с высокотехнологичным укладом экономики, в ближайшее десятилетие определит новую расстановку супердержав. Безусловно, победят те, чья экономика ориентирована прежде всего на удовлетворение потребностей собственного рынка и на экспорт конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью. По оценкам экспертов, в 2010 г. объем мирового инвестирования наукоемкой продукции возрастет до 3,5 триллиона долларов. В этих условиях вопрос налогового стимулирования российских инновационных производств — это вопрос выживания.
И одного осознания челябинскими предприятиями необходимости агрессивного продвижения своей продукции на международные рынки недостаточно. Кроме того что эта продукция должна быть высокотехнологичной, следует учитывать множество других объективных и субъективных факторов, например, курс рубля по отношению к основным валютам.
Пример. Объем экспорта южноуральских предприятий за 7 месяцев 2009 года в страны дальнего зарубежья возрос более чем в 1,5 раза, а в страны СНГ более чем в 2,5 раза по сравнению с январем этого года. За этот же период объем импорта из стран дальнего зарубежья сократился более чем в два раза, а объем импорта из стран СНГ наоборот вырос на 35 процентов.
Причиной того, что основные наши предприятия увеличили объем экспорта как в страны дальнего, так и в страны ближнего зарубежья, является то, что с падением курса рубля конкурентоспособность наших товаров в тех странах, где экономики тесно связаны с американской валютой, достаточно резко возросла, а конкурентоспособность товаров из стран дальнего зарубежья на нашем рынке, соответственно, снизилась.
— Ощущается ли активизация деятельности иностранных компаний в Челябинской области? В чем это проявляется?
— К сожалению, инвестиционный климат в России остается недостаточно привлекательным для зарубежных инвесторов. Вместе с тем Челябинская область, по результатам исследований ведущих рейтинговых агентств, занимает первое место в УрФО по показателю «минимальный интегральный инвестиционный риск». Область имеет долгосрочный кредитный рейтинг категории Аа1.ru, отражающий достаточно высокую кредитоспособность по сравнению с другими регионами России. Среди субъектов РФ область занимает 4-е место по прямым иностранным инвестициям. География поступлений иностранных инвестиций охватывает 51 страну мира. За последнее время в Челябинскую область пришел ряд инвесторов, в том числе иностранные фирмы: «Карбокерамикс» (США), фирма «Омиа» (Швейцария), фирма «Хенкель-Баутехник» (Германия), фирма «Рексам» (Великобритания), «Метро Кэш энд Керри» (Германия), «Нуматек» (США) и др.
Поступившие в этом году иностранные инвестиции, а это более 1 млрд руб., составили только 43 процента к объемам прошлого года.
На фоне спада инвестиционной активности иностранных компаний в регионе резко возросла активность зарубежных производителей, продвигающих свою продукцию в Челябинской области.
Назову лишь самые крупные делегации, посетившие Челябинск за последние полтора года: 25 нидерландских компаний, 21 австрийская фирма, 29 немецких предприятий.
Показателен визит делегации правительства провинции Хэйлунцзян, которая успешно реализует программы государственного финансирования продвижения в России продукции китайских предприятий, в том числе путем предоставления российским импортерам «особых условий» участия в 20-й Харбинской торгово-экономической ярмарке.
-
Челябинский трубопрокатный завод завоевал награды сразу в двух номинациях Всероссийского конкурса массового рационализаторства
Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ, входит в Трубную Металлургическую Компанию (ТМК)), стал дважды победителем Всер...
11.12.2024114 -
Челиндбанк приглашает на бесплатный вебинар «Как повысить монетизацию своего продукта и увеличить продажи»
Алексей Шестаков, сертифицированный бизнес-тренер по управлению и развитию бизнеса, маркетингу и продажам, расскажет, как:
11.12.2024123 -
Выставка в Шанхае «EP Shanghai 2024»: чем удивляет Китай и что перенимает Челябинск, рассказал директор ЧЗЭО Алексей Камынин
Ежегодно в конце ноября – начале декабря Шанхай становится центром притяжения специалистов и представителей электроэнергетической отрас...
09.12.2024202