The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Интеллектуальная собственность

    Интеллектуальная собственность. Это понятие прочно вошло в нашу жизнь. Оно повторяется средствами массовой информации, звучит на предприятиях, в Законодательном собрании, в Комитете по имуществу, в Думе и т.д. Но у широкого круга наших читателей оно, возможно, вызывает некоторое недоумение: что это за собственность, она была всегда или появилась недавно? Попытаемся разобраться. Интеллектуальная собственность – это защищенные законом и государством результаты интеллектуальной деятельности человека.

    В первую очередь, это промышленная собственность, то есть права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров. Права на эти объекты защищаются Патентным законом РФ и Законом о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товара РФ и подтверждаются специальными, официальными охранными документами (патентами и свидетельствами).

    Кроме того, к интеллектуальной собственности относятся права на авторские произведения. Например, на литературные, музыкальные, художественные, фотографические, дизайнерские, аудиовизуальные произведения. Защищаются также, так называемые, смежные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания. В отличие от прав на промышленную собственность, права на авторские произведения не требуют специальной регистрации. Право возникает с момента создания такого произведения.

    Закрепление исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности за определенным физическим или юридическим лицом обеспечивает ему абсолютные права на  дальнейшее использование результатов, в том числе и в конкретных объектах техники и технологии. Сами объекты техники и технологии могут быть реализованы (проданы) на рынке, что влечет за собой изменение владельца (собственника). Однако права на объекты интеллектуальной собственности, составляющие основу этих объектов, сохраняются за правообладателем. Никто другой не может произвольно копировать, тиражировать эти объекты без специального разрешения правообладателя.

    Таким образом, интеллектуальная творческая деятельность человека существовала всегда, начиная от решения вопросов о более легком и надежном получении пищи для первых людских общин (выращивание растений, приручение животных, совершенствование орудий труда и оружия и т.д.) до сегодняшних вопросов по совершенствованию систем сообщения, индустрии развлечения и т.д. Но исключительные права создателям на результаты их творческой деятельности стали обеспечиваться не так уж давно. Первый закон о правовой монополии на изобретения появился в Англии чуть меньше четырехсот лет назад. Почему в Англии, а затем и в других странах стали появляться такие законы? Промышленность активно развивалась, создавались предприятия, совершенствовались орудия труда. Все это требовало значительных затрат, а воспользоваться уже созданным ткацким станком или швейной машиной мог практически любой предприниматель. Производители нередко теряли стимул к совершенствованию производства. Затраты не окупались. И тогда правители стали выдавать создателям специальные разрешения на монопольное использование вновь созданных технических решений. В России такие разрешения назывались «привилегиями». Одна из российских привилегий была выдана Ломоносову на способ получения стеклянного бисера.

    Смысл привилегии, а теперь патента – обеспечить создателю новшества льготный период на его использование, запретив всем другим в течение этого периода изготавливать то же самое без разрешения основного владельца.

    Права на интеллектуальную собственность во многом сходны с правами распоряжения на собственность в обычном бытовом понимании, например на недвижимость. Никто без согласия владельца не имеет права воспользоваться этой собственностью, продать ее, отдать во временное пользование. Но есть и отличия: срок действия патента ограничен и обычно требует ежегодного продления прав в виде уплаты пошлины за поддержание патента в силе.

    В нашей стране после 1917 года смысл данного международного понятия был изменен. Изобретение принадлежало государству. Любое предприятие могло его использовать. Роль автора – возможное получение вознаграждения от использования новшества другими. Поэтому интеллектуальная собственность как бы отсутствовала. Не было законодательного закрепления исключительных прав за каким то определенным лицом. «Все вокруг народное, все вокруг мое». Такое положение, несмотря на громадные усилия государства, тормозило развитие промышленности. Причем с количеством создаваемых изобретений и с их уровнем дело обстояло достаточно хорошо. По количеству подаваемых заявок мы были далеко впереди самых развитых стран. Экспертиза в нашей стране считалась одной из самых строгих, поэтому уровень зарегистрированных новшеств  также был высоким. Недаром говорят, японцы хотели купить у нас хотя бы фонд заявок, по которым было отказано в регистрации, и очень внимательно изучали наши журналы «Юный техник», «Техника-молодежи», «Наука и техника».

    С началом перестройки в первую очередь государство поменяло свою патентную политику. Как во всем мире, в России появились патенты на новшества, предоставляющие исключительные права их владельцам. Появились товарные знаки и знаки обслуживания, также закрепляющие исключительное право на их использование за первым, обратившимся за регистрацией, лицом.

    Конечно, прошло всего пятнадцать лет с начала действия этих законов. Срок очень маленький. Но результаты уже ощутимы. Особенно заметны они в отношении товарных знаков. У нас стали появляться собственные брэнды, то есть широко известные зарегистрированные обозначения, однозначно ассоциирующиеся у потребителей с определенными товарами определенных производителей. Словесные обозначения «МАКФА», «АРИАНТ», «КАМЕЛЛА», «ЮНИЧЕЛ» и многие другие можно с уверенностью отнести к уральским брэндам.

    В отношении изобретений также происходят характерные перемены. Количество охранных документов, выдаваемых нашим землякам, постоянно увеличивается. Рост составляет примерно 20% по изобретениям и около 50% по полезным моделям. Миасская фирма «Сонда» разработала и продолжает совершенствовать и патентовать устройства для дактилоскопии. Ее продукция пользуется спросом не только в нашей стране. Много интересных разработок запатентовано учеными из Южно-Уральского университета. Почти все они в той или иной степени внедрены. Хотя следует отметить, что объемы использования могли быть значительно шире.

    Для облегчения налаживания контактов между изобретателями и инвесторами, желающими с выгодой вложить свои средства, создается масса посреднических фирм, фондов, обществ. Но пока нет еще ярких примеров результатов их деятельности.

    Южно-Уральская торгово-промышленная палата проводит под эгидой Администрации области ежегодные конкурсы «Изобретатель Южного Урала», «Лучшие инновационные проекты» и др. В конкурсах принимают участие и изобретатели-одиночки, и малые предприятия и представители крупного бизнеса. А результатами конкурса очень активно интересуются бизнесмены. Этот конкурс помог уже не одной перспективной разработке во внедрении.

    Хотелось бы привести примеры, когда наличие охранных документов позволило пресечь несанкционированное копирование товаров и товарных знаков. Обязанность контроля за соблюдением прав патентовладельцев и владельцев зарегистрированных товарных знаков лежит на самих владельцах. Пока не развит рынок фирм, специализирующихся на контроле за появлением на рынке подделок. Хотя, вероятно, вскоре такие предложения появятся. Уже сегодня ведущие западные фирмы с помощью представителей на местах отслеживают нарушения и незамедлительно принимают меры. Около месяца понадобилось фирме «Проктр энд Гамбл» на то, чтобы предъявить претензии предпринимателю, выпустившему на рынок стиральный порошок, наименование которого повторяло зарегистрированное в России на имя этой фирмы обозначение. Фирма «Марс» добилась аннулирования зарегистрированного Роспатентом словесного обозначения, сходного, по мнению фирмы, с ее товарным знаком «Вискас».

    У наших владельцев исключительных прав все проходит более трудно. Несколько лет назад предприниматель Юдин и созданное им ООО ПКФ «Ювек» пытались удалить с рынка явную подделку – шампунь «Ангелина». Контрафактная продукция не только нарушает права на зарегистрированный товарный знак «Агелина» и запатентованный оригинальный внешний вид упаковки, но и полностью копирует весь дизайн этикетки. Судебные органы нашли, где хранится контрафактный товар. Его было довольно много. Нашли производителя. Тот заявил, что будет выпускать шампунь под другим названием, но тоже сходным до степени смешения со словом «Агелина». Еще один иск в суд? Дело так и не было закончено. Много объективных и субъективных трудностей. Судебные органы и адвокаты еще не имеют большого опыта в решении патентных споров. Нарушители у нас часто используют ложную информацию о производителе. Но бороться с нарушениями необходимо. Цивилизованный рынок не утопия. Мы должны приложить все меры, каждый на своем уровне, чтобы закрыть дорогу интеллектуальному воровству. Разработчики должны своевременно и грамотно патентовать свои разработки. Производители выпускать только продукцию, обладающую патентной чистотой, то есть не нарушающей ничьих патентных прав. Покупатели не приобретать явные подделки. А государство не должно создавать преград для всех нас. Пошлины за получение патентов и свидетельств должны быть разумными, судебные органы оперативными и грамотными. Процедура защиты прав должна быть удобной, простой и надежной. Для решения вопросов связанных с нарушением патентных прав следует привлекать высококвалифицированных специалистов, патентных поверенных.

 







Новости членов палаты