В ноябре этого года Президент ТПП РФ Сергей Катырин направил в адрес министра промышленности и торговли Дениса Мантурова письмо с предложением ввести административную ответственность за реализацию товаров в социальных сетях при отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. В обращении предлагалось распространить действие статьи КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» на граждан, осуществляющих продажу товаров, работ, услуг с использованием социальных сетей». Согласно ст. 14.1 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица предполагает штраф в размере от 500 рублей до 2 тыс. рублей. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если оно обязательно, грозит штрафом от 2 тыс. до 2,5 тыс. – для граждан, от 4 тыс. до 5 тыс. – для должностных лиц, от 40 тыс. до 50 тыс. рублей – для юридических лиц. При этом вся изготовленная продукция должна быть конфискована. Данная инициатива вызвала широкое обсуждение в предпринимательских кругах. Подробнее на эту тему - в разговоре с вице-президентом Торгово-промышленной палаты РФ Максимом Фатеевым.
Максим Альбертович, почему крупнейшее предпринимательское объединение России озаботилось вопросами реализации товаров в «сети»?
Реализация товаров в социальных сетях без регистрации предпринимательской деятельности – только часть глобальной проблемы под названием «конкуренты честного бизнеса». По различным оценкам, число «маленьких» интернет-магазинов, осуществляющих торговлю без регистрации предпринимательской деятельности в Рунете, составляет от 50 до 70%. Прибавим к этой цифре продавцов в «Инстаграм», «Вконтакте», «Одноклассниках» и получаем значительное число граждан, которые умышленно нарушают действующее законодательство. Законодательство, с одной стороны, а с другой, и это вызывает особое беспокойство ТПП РФ, – они наносят значительный ущерб добросовестным предпринимателям, которые являются работодателями, налогоплательщиками и каждый день вносят вклад в развитие своего региона, страны.
Вы считаете, что объемы незаконной торговли в интернете столь значительны, что на них следует обратить внимание государству, контролирующим органам?
Дело не только в объеме, а в гарантиях равенства в правовом государстве. Если Вы решили заниматься предпринимательской деятельностью – регистрируйтесь и работайте. Работа без регистрации должна заслуживать порицания соответствующим образом и не только со стороны контролирующих органов. Ведь деятельность псевдо предпринимателей привлекательна для потребителя только одним фактором – более выгодной ценой по отношению к ценам в официальных магазинах.
Сейчас Вы говорите о том, что должен быть общественный контроль со стороны объединений предпринимателей, общественных организаций?
Объединения предпринимателей сосредоточены в большей степени на системных вопросах вверенного сектора бизнеса и не всегда готовы реагировать на частные случаи. На наш взгляд ситуацию можно решить системно внутри предпринимательского сообщества. Для этого необходимо консолидировать позицию, принять решение, реализовать его.
Как Вы это видите?
В ТПП РФ создан Совет по развитию электронной коммерции, возглавляемый Алексеем Федоровым, опытным предпринимателем, понимающим и знающим рынок. Дискуссия по обозначенной теме ведется на площадке Совета, и есть понимание по ее решению. Все прекрасно знают, что для торговли в социальных сетях необходимо зарегистрировать соответствующий аккаунт. Ряд социальных сетей предлагает специальные аккаунты для бизнеса, но говорить о том, что они осуществляют жесткий контроль за владельцами мы не можем. А все на самом деле просто. Если Вы ведете предпринимательскую деятельность в социальных сетях, то должны пройти верификацию по ИНН как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Иные аккаунты должны блокироваться администрацией социальной сети.
Представители Совета ведут частные консультации по данным вопросам, и в скором времени мы планируем пригласить представителей социальных сетей на открытый разговор на площадке ТПП РФ.
На Ваш взгляд социальные сети будут заинтересованы в такой работе?
Социальные сети тоже являются бизнесом, владельцы этого бизнеса также заинтересованы в честной конкуренции. Уверен, что мы сможем найти решение данного вопроса. Тем более, что существует международная практика, которая также изучается в настоящее время.
Стоит ли ожидать инициатив о применении мер к самим социальным сетям в случае, если они откажутся от инициатив, направленных на развитие здоровой конкуренции на рынке электронной коммерции?
Задача бизнес-объединения – это нахождение компромисса между участниками процесса, и ТПП РФ выступает именно за этот путь. Однако мы на стороне честного бизнеса и хотим вести диалог с участием всех заинтересованных сторон, в том числе государственных органов. Стоит помнить, что речь идет не только о социальных сетях, но и о ресурсах- конструкторах интернет-магазинов, мессенджерах. С компаниями-владельцами мессенджеров диалог будет сложнее, но главное – начать его.
А как быть с ресурсами, которые работают в иностранной юрисдикции?
Хороший вопрос. ТПП РФ имеет широкую сеть международных контактов и пользуется заслуженным уважением у зарубежных партнеров. К обсуждению мы хотим привлечь как российские, так и зарубежные компании.
И все же, ТПП РФ предлагает усилить ответственность?
Да, если гражданин считает, что нарушение закона – норма, он должен нести ответственность и сумма штрафов должна быть соразмерна извлеченной незаконной прибыли.
Многие считают, что Ваши инициативы направлены на борьбу с товарами, которые ввозятся на российский рынок физическими лицами под видом товаров для личного использования. Так ли это?
Проблема является многогранной и продажа товаров, ввезенных для личного пользования из-за границы, – одна из таких граней. ТПП РФ неоднократно выступала с позицией о том, что российские и иностранные онлайн-площадки должны находиться в равных условиях на нашем рынке. На этом мы продолжаем настаивать в диалоге с органами власти. Оппонентам стоит напомнить, что многие страны ведут более жесткую политику в отношении защиты интересов собственных предпринимателей из сектора электронной коммерции. Россия в данной ситуации предпринимает сдержанные и продуманные шаги.
-
Господдрежка позволит южноуральским машиностроителям выпускать больше инновационной техники
Миасский «Завод «СпецАгрегат» с помощью гранта Фонда развития промышленности Челябинской области вернет в свой бюджет часть расходов...
27.11.2024100 -
В Челябинске запускают производство современного высокотехнологичного резьбового инструмента
Челябинская компания «РТС» одной из первых в СНГ представила линейку инструмента по формированию резьбовых соединений труб и муфт для н...
25.11.2024227 -
ЧЗЭО делится опытом: операционный директор завода встретился с работающей молодёжью Южного Урала
Молодые специалисты Челябинской области, для которых производство – не пустой звук, а место реализации и неотъемлемая часть жизни, в ми...
25.11.2024197