The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Нелегальный оборот табачной и никотинсодержащей продукции в Челябинской области обсудили в ЮУТПП

На площадке Южно-Уральской Торгово-промышленной палаты в Челябинске состоялся круглый стол, посвященный борьбе с нелегальным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции. Участники разбирались в причинах негативного тренда. 

В круглом столе приняли участие заместитель губернатора Челябинской области, руководители Министерства промышленности и торговли РФ, Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (АНО ННЦК), Центра развития перспективных технологий (оператора государственной системы маркировки «Честный знак»), Межрегионального управления Росалкогольтабакконтроля по Уральскому федеральному округу, Челябинской таможни, представители Законодательного собрания Челябинской области, Министерства общественной безопасности и Министерства экономического развития Челябинской области, Управления ЭБиПК ГУ МВД России по Челябинской области, Управления Роспотребнадзора по Челябинской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области, Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Администрации города Челябинска, ряд других руководителей федеральных органов власти, органов исполнительной и законодательной власти Челябинской области, представители крупнейших производителей табачной и никотинсодержащей продукции, представители общественных организаций и эксперты рынка. 

Участников приветствовали заместитель губернатора Челябинской области Иван Куцевляк и первый вице-президент Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Игорь Аристов

«Каждый круглый стол, проводимый торгово-промышленной палатой, ценен тем, что по его результатам формируются предложения, которые передаются на уровень исполнительной и законодательной власти региона, а также в федеральные органы власти, ответственные за выработку решений выявленных проблем», – обозначил важность мероприятия первый вице-президент ЮУТПП. 

Ключевым региональным инструментом координации работы различных ведомств является комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под руководством губернатора Челябинской области. На ее заседаниях регулярно рассматривается проблема нелегального табачного оборота и утверждается комплекс мер. Однако волны нелегальной продукции продолжают периодически захлестывать регион. 

Директор АНО ННЦК Ирина Бушина привела данные всероссийского исследования, проведенного летом 2023 года. Если в Уральском регионе доля нелегальной табачной продукции составила 10,3%, то в Челябинской области этот показатель гораздо выше – 22,3 %. По оценке экспертов, минимальные потери федерального бюджета от нелегального оборота табачной продукции за второй квартал 2023 года составили около 26,4 миллиарда рублей. На УрФО пришлось 1,9 миллиардов, при этом на Челябинскую область – 1,2 миллиарда, то есть, 60% от минимальных потерь федерального бюджета всего Уральского федерального округа. 

Директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ, ответственный секретарь Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Владислав Заславский озвучил следующие цифры: «Изъятия из незаконного оборота в первом полугодии текущего года в Челябинской области составили 350 тысяч пачек сигарет, и это на 25% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, на 21 % снизилось количество проверок, а контрольных закупок не было проведено ни одной». 

Владислав Заславский также отметил, что в целях принятия мер по повышению легального оборота табачной и никотинсодержащей продукции и повышения эффективности осуществления государственного контроля на заседаниях Госкомиссии в декабре 2022 года и в июле 2023 года был выработан целый ряд решений с применением рискориентированного подхода. Благодаря этому сформирована качественно иная нормативно-правовая база, что должно изменить ситуацию. 

Заславский пояснил, что теперь система маркировки — инструмент рискориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. На ее базе созданы автоматизированные компоненты, информация об отклонениях и потенциальных нарушениях передается в личные кабинеты инспекторов Роспотребнадзора, а в дальнейшем будет транслироваться и инспекторам Росалкогольтабакконтроля. 

«Территориальным органам Роспотребнадзора и Росалкогольтабакконтроля необходимо заняться табачным рынком так, чтобы проверок было минимальное количество, а их эффективность была стопроцентной», — подчеркнул Владислав Заславский. 

Заместитель губернатора Челябинской области Иван Куцевляк действенной мерой считает передачу части акциза в бюджет субъекта федерации с введением лицензирования розничной продажи табачной продукции. Полномочия лицензирующего органа предлагается передать на уровень региона: «Лицензирование может стать надежным механизмом контроля: ты либо торгуешь, соблюдая закон и соответствуя лицензионным требованиям, либо нарушаешь закон, и тогда возникают четкие основания для прекращения такой торговли правоохранительными органами». 

Предложенный комплекс мер находится в работе комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы», деятельностью которой руководит губернатор Челябинской области Алексей Текслер. По словам вице-губернатора, это предложение обсуждалось с президентом «ОПОРЫ РОССИИ» Александром Калининым и получило его поддержку. 

Модератор дискуссии Владлен Максимов, признавая недостаточность полномочий региональных органов, указал на ряд препятствий для введения лицензирования: «Нужно время, чтобы проверить практикой многочисленные законодательные изменения, которые произошли в этом году, а также дать завершиться переходу контрольно-надзорной деятельности на рискориентированный подход». 

«Добавление лицензирования розничной торговли табачной продукции к действующему регулированию при нынешней модели контроля за бизнесом нанесет удар по легальной рознице», – высказался директор по защите оборота легальной продукции «Центра развития перспективных технологий» (оператора государственной системы маркировки «Честный знак») Максим Курганский

Он также рассказал о возможностях использования контрольно-надзорными органами системы «Честный знак». По его словам, система помогает выявлять отклонения в продажах, сигнализирующих о потенциальных нарушениях. Так, одним из наиболее распространенных признаков продажи поддельной продукции являются повторные продажи, когда товар с одним и тем же индивидуальным кодом маркировки продается неоднократно. «Честный знак» позволяет определять место и время продажи таких товаров. 

«В 2023 году в России из-за введения новых требований к производству и обороту никотинсодержащей продукции наблюдается взрывной рост количества пробития кассовых чеков, отражающих количество легальных продаж электронных систем доставки никотина (ЭСДН)», — отметил Максим Курганский. — Так, если за апрель 2023 года в России было продано 67 тысяч штук, то только за одну неделю октября продажи составили 903 тысячи штук. В Челябинской области ситуация с легальностью в сфере продажи ЭСДН повторяет общероссийскую: рынок постепенно легализуется, хотя ситуация все еще далека от нормальной». 

Замдиректора Департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ Ирина Федина уделила внимание ожиданиям в отношении повышения акциза и минимальной цены: «На 2024 год предусмотрено повышение акциза в размере трех процентов, — сообщила она. — Продолжается работа по установлению минимальной цены на никотинсодержащую продукцию, проект постановления об этом до 1 декабря должен быть внесен в Правительство РФ». 

Ирина Федина обратила внимание на то, что в текущем году законодательно установлены количественные нормы по перемещению физическими лицами по территории России никотинсодержащей продукции, немаркированной в соответствии с нормами российского законодательства, а также установлены штрафы за нарушение этих норм. 

Участники дискуссии обсудили, какой эффект дают недавние изменения в законодательстве в отношении производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Рассмотрели аспекты правоприменительной практики правоохранительных и контрольно-надзорных органов. 

Управляющая по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филипп Моррис Интернэшнл» в России Анастасия Беленкова рассказала о совершенствовании законодательства, которое происходит в настоящее время. На протяжении 2023 года вступают в силу новые ограничения, трансформируются Административный и Уголовный кодексы. Суммы штрафов растут, наказания становятся жестче, способы ухода от ответственности, используемые нарушителями, перестают работать за счет совершенствования законов и правоприменительной практики. Представитель компании заострила внимание на том, что с 21 октября вступили в силу изменения в Постановление Правительства РФ №336, отменяющие мораторий на проверку соблюдения законодательства при продаже табачной и никотинсодержащей продукции, а также устройств для ее потребления, и установлены особенности проведения проверочных мероприятий. 

«Если в ходе выездного обследования выявлены факты продажи табачной продукции, никотинсодержащей продукции или устройств для ее потребления лицом, не зарегистрированным в системе мониторинга, то допускается незамедлительное проведение контрольной или мониторинговой закупки. При этом не требуется принятие решения о проведении закупки, а также согласование и уведомление органов прокуратуры. Надеемся на усиление данного направления в работе контролирующих органов и, в первую очередь, увеличение количества проверок маркировки табачной и никотинсодержащей продукции средствами идентификации», - выразила общие ожидания власти, бизнеса и общественности Анастасия Беленкова. 

Руководитель отдела по борьбе с нелегальной торговлей АО «Международные услуги по маркетингу табака» (ITMS) Игорь Черкасский подчеркнул, что внимание власти к проблеме многократно выросло за последние несколько лет: «Мы видим положительные результаты, которые выражаются в пакете законодательных мер. Основной результат мы увидим в следующем году»

В то же время эксперт предостерег от чрезмерных запретов и повышения акцизов не только на табачную, но и на никотинсодержащую продукцию. Просчеты в этих вопросах несут колоссальный риск криминализации обоих сегментов. 

О функциях, которые получил Росалкогольтабакконтроль в сфере контроля за производством и оборотом табачной и никотинсодержащей продукции, рассказал Руководитель Межрегионального управления ведомства по УрФО Рустам Девитьяров: «Табак и алкоголь – два смежных товара. Много общего между ними и в части ведения бизнеса и в части проблем, которые возникают при контроле его производства и оборота. Сейчас происходит распространение ряда решений в части контроля за алкоголем в сферу табачной и никотинсодержащей продукции. Все это свидетельствует о правильности решения наделения нашей службы полномочиями в отношении табака и НСП. К полноценному исполнению своих полномочий мы приступим с 1 марта 2024 года, когда вступят в силу важные нормы принятого в этом году ФЗ-203 от 13 июня 2023 года. Это касается требования наличия у участников рынка лицензий на деятельность по производству и связанными с этим поставками и хранением табачной и никотинсодержащей продукции. Также с 1 марта 2024 года вступит требование по регистрации основного технологического оборудования, а у Росалкогольтабакконтроля и у правоохранительных органов появятся полномочия по изъятию незарегистрированного оборудования. Схожая мера замечательно себя проявила на алкогольном рынке». 

Начальник Челябинской таможни Михаил Пономарев сообщил, что в текущем году мобильными группами Челябинской таможни выявлено восемь транспортных средств, ввозивших в Российскую Федерацию 19 тысяч пачек сигарет и 390 тысяч пачек стиков без акцизных марок. Также выявлены попытки ввоза табака по фиктивным документам и насвая под видом табачного сырья. Совместно с сотрудниками органов внутренних дел таможенники изъяли 43 тысячи пачек сигарет, оборот которых проводился с нарушениями российского законодательства. 

«Взаимодействие органов исполнительной власти, общественных организаций и экспертов рынка в борьбе с нелегальным оборотом табачной и никотинсодержащей продукции позволит создать систему противодействия угрозам безопасности, а также обеспечит безопасность потребителей, защиту отечественных производителей и равные конкурентные условия предпринимательской деятельности. В конечном счете увеличит поступления в бюджет», – отметил Михаил Пономарев. 

Оперуполномоченный по особо важным делам Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Управления ЭБиПК ГУ МВД России по Челябинской области Азамат Бадретдинов рассказал, что в 2023 году в регионе выявлено 115 преступлений в сфере незаконного оборота табачной продукции. Львиную долю составляют оборот немаркированной продукции и незаконное использование товарного знака. В 90% выявленных нарушений товар поставляется через транспортные компании с крупных подпольных складов, расположенных в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга. Использование в транспортировке незаконной продукции автомобилей транспортных компаний стало особой проблемой для сотрудников правоохранительных органов. Никакой ответственности перевозчики при использовании данной преступной схемы не несут. 

Начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Наталья Денисова привела следующие данные: «В условиях действия моратория снизилось количество проверок. Тем не менее, проведено 254 контрольно-надзорных мероприятия. Мероприятия проводились как с взаимодействием, так и без взаимодействия с хозяйствующими субъектами с помощью наблюдения через систему «Честный знак». Всего проверено 264 объекта. Проинспектированы более 22 тысяч пачек табачной продукции. Основные нарушения: оборот табачной продукции без акцизных марок, отсутствие цифровой маркировки (Data matrix), отсутствие сведений о максимальной розничной цене, отсутствие надписи о вреде курения, открытая выкладка и демонстрация табачной продукции, реализация табачной продукции на расстоянии менее 100 м от образовательных учреждений. Конфисковано 15 тысяч пачек табачной продукции. Профилактические мероприятия стали для Роспотребнадзора основным видом деятельности. На основании мониторинговых мероприятий, выполненных с помощью системы «Честный знак», хозяйствующим субъектам объявлено 285 предостережений»

Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Ольга Лаба привела статистику по закрытию сайтов, осуществляющих продажу табачной продажи дистанционно. Такая форма продаж запрещена законом. «В 2022 году усилиями РПН было закрыто 60 сайтов. За 9 месяцев 2023 года поданы исковые заявления на 63 сайта. Из них 41 сайт уже закрыт. После закрытия мы проводим проверки того, что сайты действительно больше недоступны»

В будущем, начиная с 1 января 2024 года, важным изменением в работе Роспотребнадзора станет формирование планов на квартал, предусматривающих выходы на контрольные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом. По их результатам, в случае установления определенных законом нарушений, могут быть приняты меры административного реагирования, в том числе с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и административной ответственности по ст. 15.12 ч.1 и 15.12 КоАП РФ. 

Замначальника Управления по торговле и услугам Администрации города Челябинска Инна Красильник рассказала о широком круге разъяснительной и профилактической работы, а также о совместных с полицией рейдовых мероприятиях: «За 10 месяцев 2023 года проведено 284 рейда, в ходе которых проверены 1094 адреса. По итогам проверок составлено 538 материалов, 94 протокола об административных правонарушениях, выдано 36 предписаний на их устранение. Управлением проводится работа и по выявлению незаконно размещенных временных нестационарных объектов на территории города. Из 223 незаконно размещенных объектов, выявленных в текущем году, семь осуществляли продажу табачных изделий. Кроме того, администрация города ведет борьбу и с несанкционированной торговлей в оживленных местах, которую осуществляют физлица с лотков и через киоски. Нарушителей штрафуют, санкция в данном случае может составлять до 5 тыс. рублей»

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Наталья Мартынюк сообщила об ограничениях на рекламу табака и фиксируемых в регионе в связи с этим нарушениях. По итогам выступления представителя УФАС широкую дискуссию вызвал вопрос того, где находится граница между информированием потребителя и рекламой. 

О роли институтов гражданского общества в решении вопросов нелегального оборота табачной и никотинсодержащей продукции рассказали председатель НП «Общественный Совет по проблеме подросткового курения» Светлана Чернышова и руководитель Межрегионального движения по борьбе с контрафактной продукцией Денис Терсков. В частности, Светлана Чернышова отметила, что табачная и никотинсодержащая продукция в незаконном обороте – это высокомаржинальный товар. Потребление табака – самая массовая девиантная вредная привычка молодежи. 

«Нарушение одного закона в части незаконного оборота влечет рост нарушений в отношении продажи несовершеннолетним. Недавние замеры в Челябинске, проведенные активистами Совета во второй половине октября, зафиксировали высокую доступность нелегального табака для несовершеннолетних в Челябинске. В семи из десяти проверенных точек несовершеннолетним продали табачную продукцию», – рассказала Светлана Чернышева. – Ключевое ядро – это, конечно, экономические меры, потому что нелегальный табак – это, прежде всего, экономика. Но вокруг этого ядра должны формироваться меры усиленного общественного контроля, неравнодушия общества, внимания к фактам нарушения и поддержке тех предприятий торговли, кто стремится соблюдать запрет. Огромное значение имеет воля руководителя и знание требований закона продавцом. Не все знают, что штрафы достигают 600 тысяч рублей. Поэтому нужна постоянная просветительская работа. В этом году мы начнем программу с администрацией Челябинска и поправим ситуацию»

В ходе обмена мнениями участники Круглого стола выявили инструменты и стимулы, которые позволят проводить борьбу с незаконным оборотом табачной и никотинсодержащей продукцией в южноуральском регионе более эффективно, избегая вмешательства в деятельность законопослушных участников рынка и, прежде всего, малого бизнеса. Всесторонний разбор проблемы позволил лучше понять причины высокой доли нелегального рынка в регионе, а также увидеть пути дальнейшего развития законодательства и механизмов контроля, защищающих рынок от проникновения нелегальной продукции.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

5.jpg

6.jpg

7.jpg



10.11.2023
943






Новости членов палаты