The South Urals Chamber of Commerce and Industry Union 

Обладатель титула: "Лучшая большая палата стран Азиатско-тихоокеанского региона" 

Челябинская область
Russia, Chelyabinsk Region
Экономическая безопасность во время кризиса

      Заниматься бизнесом можно и нужно. Даже во время мирового кризиса. Но как сохранить бизнес в этот сложный период? Как не лишиться компании, построенной своими руками? Вот малая доля вопросов, стоящих сейчас перед менеджментом любой организации — от маленького магазина до промышленного гиганта.

 

     Мировой кризис пришел не на один месяц, его не пересидишь в сторонке. Финансовые аналитики и эксперты в вопросах экономики высказывают мнения, что кризис будет продолжаться до трех лет — на такой срок законсервировать бизнес невозможно. За этим следует логичный вывод: предприятие должно работать даже в условиях кризиса.

      Организация меняет стиль ведения бизнеса, переосмысливаются отношения с поставщиками и конкурентами, на ключевые позиции выходят риск-менеджер, аналитик и специалист по связям с общественностью, рекомендации по экономической безопасности бизнеса принимают особое значение, становятся правилами ведения бизнеса.

      Без осознания этого фактора компании, вне зависимости от ее размеров и формы собственности, просто не выжить. Любой незначительный фактор, что до кризиса приносил организации мелкие убытки или небольшой вред, в нынешней ситуации может убить бизнес.

      Не стоит забывать об информационной безопасности. В наше время, когда средством нападения становятся массивы информации, нет смысла экономить на аналитике или PR-специалисте. Именно сейчас это те самые люди, которые грамотно ответят на информационные атаки на ваш бизнес. Кризис — это время, когда ваши прямые конкуренты могут решить, что настал час, когда можно, что называется, задавить ваш бизнес или дешево купить его.

      Ваша репутация может быть разрушена при помощи банальных слухов. Помочь может мониторинг СМИ, ведь именно там в конечном итоге оказываются слухи, зачастую нанося организации смертельную рану.

      Не забывайте и об опасности, порождаемой глобальной сетью. Если ваша компания имеет сайт, проверьте, надежен ли партнер, осуществляющий его хостинг, возможен ли взлом. Искаженная или отсутствующая информация на вашем сайте может принести организации вреда не меньше, чем террорист с бомбой.

       Если вы клиентоориентированы, избегайте ситуаций, которые ваш клиент может истолковать как «положение вашей компании шаткое и дела с вами иметь рискованно». Даже если дела ваши не блестящи (а у кого они сейчас хороши?), пусть клиент видит, что на фоне кризисных явлений у вас в компании все по-прежнему, поэтому не стоит демонстративно переходить с дорогого кофе на кофейный напиток «Ячменный колос», даже если часть сотрудников пришлось отправить в вынужденный отпуск.

       Помните и о безопасности физической. Если вы собирались установить сигнализацию на офис или склад, не откладывайте этого на послекризисный период. Сотрудники, отправленные в отпуск, вернутся, когда дела пойдут лучше, а украденная готовая продукция, техника и наличные из кассы уже нет. Подумайте об охране крупных материальных ценностей. Обращайтесь к профессионалам. Охранные предприятия, в отличие от дедушки-сторожа, несут материальную ответственность за охраняемый объект.

       Пересмотрите вашу концепцию охраны территории. Если у вас есть своя собственная служба безопасности, проверьте, как она выполняет обязанности. Если вы отправили часть сотрудников в вынужденный отпуск, есть смысл отправить туда же и часть сотрудников охраны. Есть большая вероятность сговора между лишенными дохода сотрудниками и охраной, такие случаи известны особенно на больших предприятиях. Разбавьте состав охраны нанятыми из другого ЧОПа охранниками или вовсе смените охрану.

       Пересмотрите свои данные о порче и поломках оборудования. Может быть, вас просто обворовывают. Например, заменяют детали в рабочем компьютере деталями с домашнего компьютера — только не рабочими деталями. Помните, если до кризиса вы продавали продукцию вагонами и стабильно теряли один, а сейчас для доставки вам хватает нескольких КамАЗов, то кража продукции в прежнем объеме убьет ваш бизнес!

      И, наконец, кадры решают все. Казалось бы, чего проще — на период кризиса уволить всех, отсидеться, а когда экономическая ситуация начнет выправляться, открыться вновь. Но скорее всего вы обнаружите, что уволенные сотрудники работают на ваших конкурентов. Они ушли и унесли навыки работы, приобретенные у вас клиентские базы и т. д., а курсы повышения квалификации, оплаченные вами, работают на другую организацию. В 1998 г. сотрудники банков, отправленные в отпуск без содержания (а это примерно 50 процентов), вернулись к работе, когда она появилась, а из уволенных в этот же период не вернулся никто.

       Сотрудника не нужно запугивать, он живет в социуме, где все твердят об увольнениях, сокращениях, невозможности оплаты по кредитному договору и прочем. Избрав метод запугивания персонала, вы получаете эффект, обратный тому, что ожидался: у сотрудника, понявшего, что руководство им недовольно и он первейший кандидат на увольнение, нет мотивации ударно трудиться, у него опускаются руки. Сотрудник, понявший, что ему нечего терять, ищет другую работу, он крадет ваши секреты и «сливает» их конкурентам. Хороший лояльный сотрудник, запуганный работодателем, становится «пятой колонной» в вашем коллективе.

       Помните, что безопасность вашего бизнеса прежде всего в вас самих, ваших действиях, речах и поступках. Не помогайте кризису, а боритесь с ним. Из этой борьбы вы можете выйти не просто победителем, а закаленным бойцом. Опыта и нажитого с его помощью капитала вам хватит надолго, быть может, даже и до следующего кризиса, который все равно когда-нибудь будет.

 

С.В. УЛЬЯНОВСКИЙ,

генеральный директор

АНО «Челябинское региональное агентство экономической

безопасности и управления рисками».







Новости членов палаты